ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года Дело N А58-1806/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Брюхановой Т.А., Шелёминой М.М., при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А., с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Евсеевой Е.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарём судебного заседания Валявка В.С.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Слепцовой Антонины Васильевны (паспорт);

представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Слепцовой Антонины Васильевны - Слепцова Леонида Леонидовича (доверенность от 08.02.2011); Якутской городской Думы - Иванова Виталия Степановича (доверенность от 19.04.2012), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Слепцовой Антонины Васильевны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2012 года по делу N А58-1806/2012 (суд первой инстанции: Собардахова В.Э., Евсеева Е.А., Устинова А.Н.), установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Слепцова Антонина Васильевна (г Якутск, ОГРНИП: 304143532400187; далее - индивидуальный предприниматель Слепцова А.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим решения Якутской городской Думы от 23.12.2011 N РЯГД-41-8 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск"» на 2012 год (далее - решение Думы) в части п.5.3 и 5.11 приложения N 1, п.5.3 и 5.11 приложения N 2, п.2 приложения N 3, приложения N 4.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) решением от 1 октября 2012 года признал решение Якутской городской Думы от 23.12.2011 N РЯГД-41-8 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Якутск» в части пунктов 5.3, 5.11 приложений N 1, 2, пункта 2 приложения N 3, приложения N 4 соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружной администрации г. Якутска (далее - администрация), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России).

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», неприменения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности). Заявитель кассационной жалобы также просит учесть, что суд первой инстанции не проверил экономическое обоснование, представленное ответчиком, на соответствие Закону об оценочной деятельности; не учёл, что у органа местного самоуправления отсутствует право на установление размера арендной платы за землю в зависимости от вида объекта, расположенного на этом земельном участке; установленный размер арендной платы за землю не является разумным. Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. подтвердил доводы кассационной жалобы. Представитель Якутской городской Думы просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебного акта.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, решением Думы от 23.12.2011 N РЯГД-41-8 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2012 год (приложение N 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение N 2), сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение N 3), льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение N 4). Решение опубликовано 30.12.2011 в газете «Эхо столицы» N 101 (2015). Пунктами 5.3, 5.11 приложения N 1 к решению Думы утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, занятые торговыми киосками, торговыми павильонами и другими некапитальными объектами торговли, в том числе торговыми палатками, автофургонами, лотками сезонной торговли и иными торговыми объектами, в размере 18 процентов; для земельных участков под благоустройство прилегающей территории в размере 0,8 процентов. Пунктами 5.3, 5.11 приложения N 2 утверждены виды разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск»: земельные участки торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов и земельные участки под благоустройство прилегающей территории. Пунктом 2 приложения 3 к решению Думы утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», согласно которому арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков в случае, если земельный участок предоставлен в аренду юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю. Приложением N 4 утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск». Признавая по заявлению индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. решение Думы в оспариваемой части соответствующим законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов» с учётом положений о подведомственности дел арбитражному суду, содержащихся в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права, оспариваемые положения нормативного правового акта проверены в полном объёме. Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса). Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В силу пункта 4 статьи 22 Кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В настоящее время - это постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ). Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 рекомендовано органам местного самоуправления утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сроки внесения арендной платы; льготы по арендной плате за земельные участки в части, поступающей в бюджет соответствующего муниципального образования; утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 N П/49 (приложения 1 и 2). В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. С учётом изложенного суд правомерно посчитал, что оспариваемый акт принят в пределах компетенции Якутской городской Думы и соответствует действующему законодательству. Ссылки заявителя на Закон об оценочной деятельности и обязанность Якутской городской Думы обосновать установленные базовые ставки арендной платы за земельные участки (пункты 5.3, 5.11 приложения N 1 к решению) проверены, однако учтены быть не могут.

Как установлено судом, 12.08.2011 между администрацией и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо - Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» заключен муниципальный контракт N 2 на выполнение научно-исследовательских работ по расчету и экономическому обоснованию ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Городского округа «город Якутск», находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена. Согласно техническому заданию (приложение N 3 к муниципальному контракту N 2) расчет и экономическое обоснование должны учитывать следующие принципы: поступления от арендной платы за землю в доходную часть бюджета, которые должны быть не ниже уровня поступлений предыдущих годов; ставки арендной платы за землю не должны привести к резкому росту финансовой нагрузки на пользователей земельных участков; ставки арендной платы за землю должны быть ориентированы на максимально эффективное использование земли; ставки арендной платы должны обеспечить размер арендной платы, который должен быть не ниже земельного налога; ставки должны соответствовать направлениям социально-экономического развития Городского округа «город Якутск» и прогнозу социально-экономического развития на 2011-2013 годы.

Суд исходил из того, что экономическим обоснованием на 2012 год (приложение N 7 научно-исследовательской работы) ставки арендной платы рассчитаны в зависимости от местоположения земельного участка, разрешенного использования земельного участка, с учетом анализа ставок арендной платы за 2008, 2009 и 2010 годы. Согласно данным статистического ежегодника Республики Саха (Якутия) за 2010 год наибольшая рентабельность, свидетельствующая о высоком уровне доходности, наблюдается, в том числе по виду деятельности - розничная торговля. Экономическое обоснование базовых ставок арендной платы на 2012 год предлагает средневзвешенную ставку арендной платы, учитывающую все упомянутые выше принципы. При таких условиях выводы суда об экономической обоснованности оспоренных заявителем базовых ставок арендной платы являются правильными. Ссылка заявителя кассационной жалобы на неприменение судом при проверке экономического обоснования базовых ставок арендной платы за землю Закона об оценочной деятельности также не может быть учтена. Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям (статья 8 Закона). В данном случае суд обоснованно проверил оспариваемый в части акт на соответствие принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которому арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Как установил суд, размер арендной платы постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, суд с учётом представленного экономического обоснования пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых базовых ставок принципу экономической обоснованности. Не нашли документального подтверждения и доводы заявителя кассационной жалобы относительно несоответствия действующему законодательству пунктов 5.3, 5.11 Приложения N 2 к решению Думы, которым утверждены виды разрешенного использования земельных участков. Суд сделал вывод о том, что оспариваемые пункты решения Думы содержат соответствующий Типовому перечню видов разрешенного использования, утверждённому приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.06.2007 N П/0152, состав видов разрешенного использования земель, государственная собственность на которые не разграничена. Судом правомерно была учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 10.05.2011 N 15575/10, о возможности установления применительно к конкретным обстоятельствам использования не разграниченных земель в городском округе "город Якутск" подвидов использования земель внутри одного вида разрешенного использования.

Суд не установил нарушение решением Якутской городской Думы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».Другие доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, иное толкование норм права, на соответствие которым были проверены оспариваемые положения решения Думы, в связи с чем также не могут быть учтены. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2012 года по делу N А58-1806/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.А.Кадникова
Судьи
Т.А.Брюханова
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка