ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N А08-8459/2011

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: Председательствующего

Шелудяева В.Н. Судей

Стрегелевой Г.А.

Ключниковой Н.В. При участии в заседании: от администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области (309996, Белгородская область, г. Валуйки, пл. Красная, д. 1, ОГРН 1023102161147, ИНН 3126004834)

- не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (308600, г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82, ОГРН 1023101646831, ИНН 3123084662)

- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом

рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.07.2012 (судья К.В. Мироненко) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи П.В. Донцов, Е.А. Семенюта, А.И. Протасов) по делу NА08-8459/2011,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Город Валуйки и Валуйский района» Белгородской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС России по Белгородской области, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительным решения от 17.08.2011 N 53. Решением арбитражного суда от 06.07.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с указанными судебными актами, антимонопольный орган обжаловал их в кассационном порядке. Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим. Как установлено судом, 04.08.2011 на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0126300005111000107 на право заключения муниципального контракта с администрацией муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" на поставку легковых автомобилей: ВАЗ 11173 (или эквивалент) и документация об аукционе. Документация об аукционе утверждена уполномоченным должностным лицом администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район".

В части 3 "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме" в числе прочих, установлены следующие характеристики закупаемого товара: длина, мм - 4040; ширина, мм - 1700; высота, мм - 1500; база, мм - 2470; грузоподъемность, кг - 475; объем багажного отделения, куб. дм - 350/650; масса в снаряженном состоянии, кг - 1080; полная масса автомобиля, кг - 1555; рабочий объем двигателя, куб.см - 1600; максимальная скорость, км/ч - 160; расход топлива смешенный, л/100 км - 7,8; расход топлива в городском цикле, л/100 км - 8,8; расход в загородном цикле, л/100км - 5,8; время разгона от 0 до 100 км/ч, с - 13; число передач - 5; емкость топливного бака, л - 50; цвет - Снежная королева. На основании приказа от 09.08.2011 N 299 УФАС России по Белгородской области проведена внеплановая проверка соблюдения органом местного самоуправления требований действующего законодательства при проведении вышеназванного открытого аукциона в электронной форме.

По результатам проверки, придя к выводу, что сформулированные в документации об аукционе требования к закупаемому товару ограничивают количество участников размещения заказа, решением от 17.08.2011 N 53 УФАС России по Белгородской области признало в действиях администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0126300005111000107 на право заключения муниципального контракта на поставку легковых автомобилей: ВАЗ 11173 (или эквивалент). На основании решения от 17.08.2011 заявителю выдано предписание N 140 "Об устранении нарушений законодательства о размещении заказов". Считая решение УФАС России по Белгородской области от 17.08.2011 незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 34 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром. Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Как следует из материалов дела, предметом открытого аукциона в электронной форме являлась закупка легкового автомобиля ВАЗ 11173 (или эквивалент) для муниципальных нужд.

Начальная (максимальная) цена закупаемого товара (579 250 руб.) установлена на основании исследований рынка и согласована с Контрольно-ревизионной комиссией муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район».

Документацией об аукционе (часть 3 "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме") установлены следующие характеристики закупаемого товара: двигатель - 1,6 л - 8 - кл. (Евро - 3), длина, мм - 4040; ширина, мм - 1700; высота, мм - 1500; база, мм - 2470; грузоподъемность, кг - 475; объем багажного отделения, куб.дм - 350/650; масса в снаряженном состоянии, кг - 1080; полная масса автомобиля, кг - 1555; колесная формула/ведущие колеса - 4 х 2/передние; компоновочная схема автомобиля - переднеприводная, расположение двигателя переднее, поперечное, тип кузова/ количество дверей - универсал/5; тип двигателя - бензиновый, четырехтактный; рабочий объем двигателя, куб.см - 1600; система питания - распределенный впрыск; количество и расположение цилиндров - 4, рядное; максимальная скорость, км/ч - 160; расход топлива смешенный, л/100 км - 7,8; расход топлива в городском цикле, л/100 км - 8,8; расход в загородном цикле, л/100км - 5,8; время разгона от 0 до 100 км/ч, с - 13; коробка передач - механическая; число передач - 5; емкость топливного бака, л - 50; гарантийный срок - 36 месяцев; цвет - Снежная королева; год выпуска - 2011. Посчитав, что вышеперечисленные характеристики товара полностью соответствуют только автомобилю «Лада Калина» (ВАЗ 11173), производителем которого является единственный хозяйствующий субъект, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что указанные действия органа местного самоуправления влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Давая оценку выводам УФАС России по Белгородской области в этой части, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее. Документация об аукционе, наряду с характеристиками закупаемого товара, содержит указание «или эквивалент», что допускается действующим законодательством. Доказательств, свидетельствующих о том, что перечисленные в документации об аукционе характеристики закупаемого автомобиля соответствуют только единственной модели «Лада Калина» (ВАЗ 11173), антимонопольным органом суду не представлено.

При таких обстоятельствах спора суд обоснованно признал недействительным решение УФАС России по Белгородской области от 17.08.2011 N 53, которым администрация муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» признана нарушившей часть 1 статьи 41.6 и часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами. Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу NА08-8459/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
В.Н.Шелудяев
Судьи
Г.А.Стрегелева
Н.В.Ключникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка