• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2010 года Дело N А26-6635/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Протас Н.И. судей Згурской М.Л., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: Кириченко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-175/2010) индивидуального предпринимателя Газетова Валерия Александровича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.09 по делу N А26-6635/2009 (судья Подкопаев А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Газетова Валерия Александровича к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, 2) Управлению Федеральной Налоговой Службы России по Республике Карелия

о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республики Карелия от 21.05.09 N 27 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 23.06.09 N 07-08/06177

при участии: от истца (заявителя): Момотов А.Ю., доверенность от 19.09.09, Виноградова Г.Д., доверенность от 03.07.09;

от ответчиков (должника): 1) Жданович И.С., доверенность от 10.12.09 N 10-10/30566;

2) Жданович И.С., доверенность от 29.03.10 N 07-10/03062;

установил:

Предприниматель Газетов Валерий Александрович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия от 21.05.09 N 27 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее Управление) от 23.06.09 N07-08/06177 в части доначисления налогов в общей сумме 693 713 руб., пеней в общей сумме 165 804,65 руб. и штрафных санкций в общей сумме 125 130 руб.

Решением суда от 12.11.09 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными оспариваемые ненормативные акты в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, соответствующих пеней и штрафных санкций по эпизоду, связанному с ошибочным включением в доходы дилерского вознаграждения в сумме 163430 руб. 86 коп.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 216 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.

В апелляционной жалобе предприниматель Газетов В.А. просит изменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования предпринимателя в полном объеме. По мнению подателя жалобы, у налоговых органов отсутствовали правовые основания для принятия решений от 21.05.09 N 27 и от 23.06.09 N07-08/06177 в оспариваемой предпринимателем части.

В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчиков просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой предпринимателем части.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Газетова В.А. по вопросам соблюдения налогового законодательства, по результатам которой составлен акт от 17.04.09г. N 18 и принято решение N 27 от 21.05.09 года о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, также указанным решением предпринимателю предлагалось уплатить доначисленные суммы налогов, пеней, штрафных санкций.

Одним из оснований для указанных доначислений явился вывод инспекции о неправомерном применении предпринимателем системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД) в отношении деятельности по реализации в качестве посредника в розницу телефонных карт (sim-карт, карт экспресс-оплаты).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя Управление решением от 23.06.09 N07-08/06177 оставило без изменения решение налогового органа от 21.05.09 N 27.

Не согласившись с вышеуказанными решениями налоговых органов, предприниматель оспорил их в арбитражном суде в части доначисления, налога на добавленную стоимость; налога на доходы физических лиц и единого социального налога, соответствующих пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с реализацией предпринимателем карт экспресс-оплаты услуг мобильной связи и sim-карт; а также в части доначисления НДФЛ, ЕСН по вопросу расчета амортизационных отчислений, и привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.

Суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Согласно положениям подпункта 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности в розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ предусмотрено, что плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ для целей исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель Газетов В.А. в проверяемом периоде осуществлял розничную торговлю сотовыми телефонами и аксессуарами к ним; прием платежей за услуги сотовой связи, продажу sim-карт, карт оплаты и подключение абонентов к сети «Билайн», «Мегафон», «Мобильные телесистемы»; до декабря 2008 года - реализацию окон, дверей и жалюзи.

В связи с осуществлением основного вида деятельности, предпринимателем были заключены договоры с ООО «ЦОВ Инфосервис»: от 01.01.06 N РК-Сег/01, от 01.01.06 N РК-Сег/02, от 01.01.06 N РК-Сег/04, от 01.01.06 N Сег/06-x,; с ООО «Альфа Телеком Инфосервис»: от 01.01.06 N РК-Сег/01А, от 01.01.06 N РК-Сег/04,; с ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 21.09.07 N РТR-D-75,; с ОАО «Вымпел - Коммуникации» от 01.10.06 N 9409; с ООО «Рукард» от 07.10.05 N 561/НП.

По результатам проведенной проверки налоговый орган установил, что согласно указанным договорам предприниматель выступал посредником между потребителями и операторами услуг связи (агентом, субагентом), в связи с чем, осуществляя деятельность, регулируемую главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации «Возмездное оказание услуг», и получая вознаграждение, предприниматель должен был применять общеустановленную систему налогообложения. Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде наряду с деятельностью, подпадающей под обложение ЕНВД, предпринимателем осуществлялась и иная деятельность, связанная с оказанием возмездных услуг, на основании вышеназванных агентских договоров, что послужило основанием для доначисления предпринимателю налогов по общей системе налогообложения, при этом, инспекцией в налогооблагаемую базу включены только суммы вознаграждений, полученных предпринимателем.

На основании пункта 3 статьи 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Согласно подпунктам 1, 2 статьи 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (в ред. Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ)

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, связанных с передачей покупателям на платной основе любых вещей, относящихся в соответствии с правилами ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации к товарам, за исключением тех вещей, нахождение которых в обороте законом не допускается либо ограничено, а также вещей и имущества, обращение которых регулируется федеральным законодательством.

На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" абонентом является пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 328 (далее Правила): "абонент" - физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; "абонентский номер" - номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленной в ней SIM-картой; "карта оплаты услуг подвижной связи" - средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи оператора связи; "SIM-карта" - карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера;

Пунктом 14 Правил услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров. Пунктом 19 правил предусмотрено, какие данные должны быть указаны в договоре. В данный перечень входят в том числе: наименование (фирменное наименование) оператора связи; сведения об абоненте; согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; номер SIM-карты.

В соответствии с Правилами абонент обязан использовать для подключения к сети подвижной связи оборудование, соответствующее установленным требованиям; в полном объеме и сроки, которые определены договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи; незамедлительно сообщать оператору связи об утере SIM-карты (пункт 28 Правил).

Согласно пункту 44 Правил карта оплаты услуг подвижной связи (далее - карта) содержит закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг подвижной связи. На карте обязательно должно быть указано наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту; а также, наименование видов услуг подвижной связи, оплачиваемых с использованием карты; размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта, идентификационный номер карты.

Кроме этого, пунктом 62 Правил установлено, что в случае несоблюдения абонентом условия, указанного в подпункте "в" пункта 28 Правил, он несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи, полученных с использованием утерянной SIM-карты, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления об ее утрате.

Таким образом, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что продаваемые карты экспресс-оплаты, sim-карты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, определенным статьей 38 НК РФ, и в соответствии с главой 7 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" по своей правовой природе являются лишь средством предварительной оплаты услуг связи, обеспечивающим доступ к услугам связи и идентификации абонентской станции (абонента) для получения услуг телефонной связи.

В рассматриваемом случае предприниматель осуществлял реализацию телефонных карт экспресс-оплаты и sim-карт, при этом действовал в рамках договоров, заключенных им с ООО «ЦОВ Инфосервис», ООО «Альфа Телеком Инфосервис», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпел - Коммуникации».

Оценив условия названных договоров и представленные в материалы дела инспекцией сведения о движении денежных средств по счету ИП Газетова В.А., суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что предпринимателю фактически производилась оплата только дилерского вознаграждения, и, учитывая положения статей 38, 346.27 - 346.29 НК РФ, статьи 129 ГК РФ деятельность предпринимателя по реализации телефонных карт экспресс-оплаты и sim-карт не является розничной торговлей и не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.

Довод предпринимателя, о том, что он действовал в рамках договоров комиссии и принял на себя обязанность по оплате карт экспресс-оплаты и sim-карт комитенту и потому стал собственником данных товаров, всесторонне и полно исследован судом первой инстанции и правомерно отклонен.

Индивидуальные предприниматели согласно статье 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 1 стать 146 НК РФ НДС облагаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В пункте 2 статьи 146 НК РФ перечислены операции, которые не признаются объектом налогообложения.

Статьей 149 НК РФ закреплен перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения).

НДС облагаются операции, совершаемые на территории Российской Федерации, согласно статье 148 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок определения налоговой базы по различным операциям установлен статьями 154 - 162 НК РФ.

В соответствии пунктом 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения при исполнении договоров. Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что решение инспекции в части начисления налогов, соответствующих пеней, штрафных санкций по общей системе налогообложения с суммы вознаграждений предпринимателя законно и обоснованно.

В соответствии с положениями статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика (пункт 1 статьи 210 НК РФ). Согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ. В соответствии с подпунктом 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ "Профессиональные налоговые вычеты" такие вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности, по окончании того налогового периода, в котором были произведены вышеуказанные расходы. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется индивидуальными предпринимателями в силу пункта 2 статьи 54 НК РФ в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.02 N 86н/БГ-3-04/430, в книге учета, примерная форма которой приведена в приложении к приказу.

Объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей согласно пункту 2 статьи НК РФ признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных соответствующими статьями главы 25 НК РФ для плательщиков налога на прибыль организаций.

В соответствии с подпунктом 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности, по окончании того налогового периода, в котором были произведены вышеуказанные расходы. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), непосредственно связанные с извлечением доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Условием для включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что такие затраты фактически понесены. При этом должны приниматься во внимание представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат доказательства, которые подлежат правовой оценке в совокупности. Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с пунктом 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.08.02 N 86н, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.02 N БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. При оформлении любой хозяйственной операции должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Доводы предпринимателя о том, что налоговым органом не в полном объеме учтены расходы при определении налоговых обязательств обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку предпринимателем ни в налоговую инспекцию, ни в суд не представлены какие-либо дополнительные документы или иные доказательства, подтверждающие довод заявителя о неучтенных инспекцией каких-либо расходах; не указан размер неучтенных расходов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных расходов (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.99 N 42).

Для применения вычетов по налогу (в данном случае - профессиональных вычетов по НДФЛ) налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований.

Довод предпринимателя о том, что инспекцией нарушены его права в связи с неправильным расчетом расходов (без составления пропорций относительно выручке) правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае инспекцией при исчислении налогов по общей системе налогообложения учтены все расходы, в том числе, и связанные с видом деятельности, переведенной на ЕНВД, а именно: в 100%-ом размере, без составления пропорций относительно выручке, полученной от деятельности, переведенной на ЕНВД и общей системы налогообложения, т.е. в большем размере, чем если бы была составлена пропорция.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы предпринимателя о том, что инспекцией неправомерно не учтена амортизационная премия, а также неправильно произведен расчет амортизации, исходя из срока полезного использования терминалов, правомерно исходил из следующего. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Такой порядок установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н от 13.08.02, согласован с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (N БГ-3-04/430).

В соответствии с пунктом 24 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного названным приказом (далее Порядок), и пунктом 1 статьи 257 НК РФ к основным средствам индивидуального предпринимателя относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Первоначальная стоимость основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

В силу пунктов 26 и 27 Порядка предприниматель в целях налогообложения обязан вести учет основных средств, используя формы и краткие указания по их заполнению, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, и начислять амортизацию, если имущество является амортизируемым, таким образом погашая их стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ и пункту 30 Порядка амортизируемым имуществом индивидуального предпринимателя признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у него на праве собственности и используемые предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. (статья 257 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде). Пунктом 1 статьи 258 НК РФ и пунктом 33 Порядка установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком (в том числе индивидуальным предпринимателем) самостоятельно на дату ввода в использование данного объекта амортизируемого имущества применительно к классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

То есть изначально необходимо руководствоваться данными техпаспорта (или другой документации) приобретенного основного средства, в которых указан рекомендуемый (допустимый) срок его службы.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем были приобретены в собственность автоматы по приему платежей на общую сумму 1131500 руб., в том числе НДС - 172601,70 руб. В паспортах приобретенных автоматов, а именно в разделе «ресурсы, сроки службы и хранения и гарантии изготовителя (поставщика)», указано, что ресурс изделия до первого капитального ремонта не менее 2000 часов в течение срока службы 5 лет, в том числе срок хранения 12 месяцев со дня изготовления в упаковке изготовителя в закрытом помещении; межремонтный ресурс 2000 часов при капитальном ремонте в течение срока службы 5 лет.

Таким образом, изготовитель гарантирует работу автоматов без капремонта в течение 2000 часов при непрерывной работе терминалов, либо 5 лет, в случае, если автомат работает периодически.

Данные автоматы являются основными средствами, т.е. срок службы более 12 месяцев; изготовителем установлен срок службы терминалов с учетом капремонтов как минимум 5 лет.

Как обоснованно установлено судом первой инстанции, предприниматель не воспользовался предоставленным ему правом самостоятельного определения срока полезного использования имущества.

Налоговой инспекцией в ходе выездной проверки был исчислен срок полезного использования автоматов на основании документов, представленных предпринимателем (5 лет). Сведениями о других данных, касающихся срока полезного использования терминалов, инспекция не располагала.

С учетом изложенного следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что право на установление иного срока, меньшего по сравнению с данными в техпаспорте, а следовательно, на уменьшение налогооблагаемой базы, у предпринимателя не потеряно; данное право может быть восстановлено путем представления предпринимателем деклараций с отражением соответствующих (желаемых) данных.

С 1 января 2006 года Федеральным законом от 06.06.05 N 58-ФЗ введен пункт 1.1 статьи 259 НК РФ, согласно которому организации имеют право единовременно включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Аналогичный порядок предусмотрен и для затрат на достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств. Единовременное включение в состав расходов до 10% от перечисленных затрат получило название амортизационной премии.

При исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ (абз. 2 пункта 1 статьи 221 НК РФ). Аналогичное правило действует и в отношении исчисления налоговой базы по ЕСН (пункт 3 статьи 237 НК РФ).

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что существует законодательное предписание для предпринимателя определять в целях исчисления НДФЛ и ЕСН расходы так же, как они определяются организациями в целях уплаты налога на прибыль, при этом, предусмотренное пунктом 9 статьи 258 НК РФ право на применение амортизационной премии распространяется на всех плательщиков налога на прибыль без исключения. В силу абз. 2 пункта 1 статьи 221 НК РФ индивидуальные предприниматели также вправе применять разрешенную в главе 25 НК РФ амортизационную премию, в том числе и повышенную, в связи с чем так называемая амортизационная премия является правом, а не обязанностью.

Поскольку в рассматриваемом случае инспекцией не отказано предпринимателю в праве применять амортизационную премию, а предпринимателем не реализовано данное право, которым он может воспользоваться путем представления соответствующих деклараций, в оспариваемом решении инспекции отсутствует в качестве основания для доначисления налогов неправильное или неправомерное применение амортизационной премии, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в данной части требования предпринимателя не подлежат удовлетворению.

Доводы предпринимателя относительно исчисления инспекцией НДС в связи с перерасчетом амортизации обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается, что инспекцией приняты к вычету все суммы НДС по счетам-фактурам, касающихся приобретенных автоматов, сумма НДС с реализации, фактически начисленная на доходы (только на суммы вознаграждений предпринимателя), от перерасчета амортизации не зависит.

Доводы предпринимателя о неправомерном привлечении его к ответственности по статье 123 НК РФ всесторонне и полно исследовались судом первой инстанции и правомерно отклонены, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вводов суда.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.09 в обжалуемой части принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для изменения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.09 по делу N А26-6635/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Н.И.Протас
Судьи
М.Л.Згурская
В.А.Семиглазов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-6635/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 апреля 2010

Поиск в тексте