• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2010 года Дело N А42-1335/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Горбик В.М. судей Мельниковой Н.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пампу Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-330/2010) ООО "Экспо-Холдинг" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2009 по делу N А42-1335/2009 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое

по заявлению ООО "Экспо-Холдинг" к Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области

3-и лица: 1. Государственное областное учреждение "Кольский лесхоз",

2. Министерство имущественных отношений Мурманской области,

3. Комитет по лесному хозяйству Мурманской области,

4. Администрация МО городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области,

5. ГУП технической инвентаризации Мурманской области о признании недействительным постановления от 16.02.2009 N 133

при участии: от заявителя: не явился, извещен от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-их лиц: 1. не явился, извещен,

2. Зюневой О.В. (дов. от 15.01.2010 N 6),

3-5. не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Экспо-Холдинг» (далее - ООО «Экспо-Холдинг», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 16.02.2009 N 133 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 13.07.2007 N 555».

К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное областное учреждение «Кольский лесхоз», Министерство имущественных отношений Мурманской области, Комитет по лесному хозяйству Мурманской области, администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

На указанное решение ООО «Экспо-Холдинг» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе заявитель не согласился с выводом суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность заявителю объекта недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке. Также заявитель полагает, что отсутствие в заявлении обоснования размера испрашиваемого земельного участка и испрашиваемое право не предусмотрено в качестве основания для отмены ранее изданного постановления. По мнению заявителя, отменяя ранее изданное постановление, Администрация превысила свои полномочия, предоставленные законом, а суд применил в этой части закон, не подлежащий применению.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала, что решение суда является законным и обоснованным. Опровергая доводы заявителя, Администрация заметила, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие право собственности последнего на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке. Администрация также считает, что действовала в рамках предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочий. По мнению Администрации, оспариваемое постановление не нарушает прав Общества, так как акт выбора земельного участка документально закрепляет идентифицирующие признаки предполагаемого к формированию земельного участка (местоположение на местности, ориентировочные размеры, предполагаемый вид разрешенного использования), но не предоставляет никаких прав на указанный участок.

В отзывах на апелляционную жалобу ГОУ «Кольский лесхоз» и Комитет по лесному хозяйству Мурманской области поддержали позицию Администрации, считают решение законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Мурманской области просило оставить решение в силе, указав, что заявитель не является собственником объекта недвижимости, находящегося на спорном земельном участке, поэтому не имеет прав на его использование.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Мурманской области возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы с учетом доводов, изложенных в отзыве на жалобу.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

При исследовании материалов дела суд первой инстанции установил, что на основании заявления Общества, поступившего в Администрацию 12.12.2006, для размещения производственной базы произведен выбор земельного участка примерной площадью 3 600 кв.м, расположенного в пгт. Мурмаши Кольского района Мурманской области.

Результаты выбора оформлены актом от 14.02.2007 (т.1 л.д. 33-35).

Постановлением Администрации от 13.07.2007 N 555 указанный акт выбора утвержден и Обществу предварительно согласовано место размещения объекта - строительство производственной базы - на земельном участке, сформированном из свободного от прав третьих лиц земельного участка с кадастровым номером 51:01:0206004:0013 из земель населенных пунктов и расположенном в пгт. Мурмаши Кольского района (т.1 л.д.39). Пунктом 3 определен срок действия постановления - три года.

В соответствии с пунктом 2 постановления N 555 от 13.07.2009 ООО «Экспо-Холдинг» предписано в установленном порядке подготовить землеустроительную документацию по формированию земельного участка, согласовать ее, оформить отвод земельного участка до начала строительных работ, подготовить проектную документацию и получить разрешение на строительство.

В связи с обращением Комитета по лесному хозяйству Мурманской области Прокуратурой Кольского района проведена проверка на предмет соответствия действующему законодательству постановления Администрации от 13.07.2007 N 555.

В ходе проверки установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок обременен правами третьих лиц, а именно на нем расположено принадлежащее ГОУ «Кольский лесхоз» здание ремонтных мастерских. Согласно акту экспертного исследования от 23.01.2009 N 1342/16 это здание представляет собой объект недвижимости, построенный в 1971 году; технические характеристики основных конструктивных элементов и размеры помещений соответствуют техническому паспорту; какие-либо улучшения объекта за последние два года не производились (л.д. 43-50 т.1).

Поскольку акт выбора земельного участка от 14.02.2007 и предварительное согласование места размещения объекта для дальнейшего предоставления земельного участка в пользование ООО «Экспо-Холдинг» лишает ГОУ «Кольский лесхоз» возможности воспользоваться преимущественным правом приобретения в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположено принадлежащее последнему здание ремонтных мастерских, на постановление Администрации от 13.07.2007 N 555 прокурором Кольского района 30.01.2009 принесен протест с требованием об отмене названного постановления (т.1 л.д. 51-52).

Рассмотрев протест прокурора Кольского района, Администрация в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством постановлением от 16.02.2009 N 133 отменила ранее принятое ею постановление от 13.07.2007 N 555 (т.1 л.д. 53).

Общество, считая постановление от 16.02.2009 N 133 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Администрация на момент издания оспариваемого постановления обладала предоставленными органам местного самоуправления пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, она вправе была в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ издать постановление об отмене принятого ею постановления. Суд также пришел к выводу, что отмененное постановление было издано Администрацией без учета положений Земельного кодекса Российской Федерации, нарушало права собственника объекта недвижимости, находящегося на спорном земельном участке. Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, выступлении присутствовавшего в заседании представителя Министерства имущественных отношений Мурманской области, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 того же Кодекса основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность двух обстоятельств: несоответствие постановления от 16.02.2009 N 133 и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемым постановлением Администрация отменила собственное постановление от 13.07.2007 N555, которое не соответствовало требованиям закона, поскольку затрагивало права и законные интересы собственника строений, расположенных на спорном земельном участке.

При этом суд обоснованно исходил из положений пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Как правильно указал суд, необходимых и достаточных доказательств нахождения на спорном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю, в материалы дела последним не представлено.

Суд дал надлежащую правовую оценку представленным участвующими в деле лицами доказательствам.

Апелляционный суд также согласен с выводом суда относительно того, что оспариваемое постановление вынесено Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как правильно указано судом, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно частям 1, 2 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 577-01-ЗМО «О статусе, наименованиях и составе территорий муниципального образования Кольский район и муниципальных образований, входящих в его состав» муниципальное образование Кольский район наделено статусом муниципального района.

В силу пункта 2 статьи 29 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Кольский район от 25.05.2005 N 32/2, Администрация обладает, в том числе полномочиями, определенными федеральными законами.

Таким образом, в данном случае Администрация, как орган местного самоуправления муниципального района, вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Поскольку Администрация на момент издания оспариваемого постановления обладала предоставленными органам местного самоуправления пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, она была вправе в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ издать постановление об отмене ранее принятого ею постановления от 13.07.2007 N 555.

С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23 ноября 2009 по делу N А42-1335/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
В.М.Горбик
Судьи
Н.А.Мельникова
Н.С.Полубехина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А42-1335/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 апреля 2010

Поиск в тексте