АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2010 года Дело N А51-2843/2010

Резолютивная часть решения была оглашена в судебном заседании 09.03.2010, изготовление мотивированного решения откладывалось на основании ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 12.03.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.В. Пятковой при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Пятковой рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.01.2010 N20-09-133/пн при участии в заседании

от заявителя - Рябцев Д.М. по доверенности от 12.01.2010

от ответчика - Рудакова Ю.А. по доверенности N29 от 30.11.2009 установил:

Закрытое акционерное общество «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее по тексту - административный орган, РО ФСФР России в ДФО) от 28.01.2010 N20-09-133/пн о назначении административного наказания.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что правонарушение является малозначительным, поскольку просрочка предоставления в РО ФСФР России в ДФО отчета профессионального участника рынка ценных бумаг на 3 дня не представляет общественной опасности, а ее последствия не нанесли значительный ущерб государству, так как общество не осуществляет публичного размещения акций, акции на рынке ценных бумаг не обращаются, сделки с ними не совершаются, 100% акций общества принадлежат физическим лицам, в связи с чем интересы участников рынка ценных бумаг не ущемлены, правонарушение не представляет какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требование заявителя он не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В обоснование своих возражений ссылается на то, что в данном случае критерий малозначительности не может быть применен, поскольку состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Кроме того, указал на то, что на общество наложено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере и что ответственность, примененная к обществу соразмерна допущенному административному правонарушению.

Исследовав материалы дела, суд установил.

Закрытое акционерное общество «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2000 Отделом регистрации Администрации г.Владивостока.

РО ФСФР России в ДФО была проведена проверка ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» по вопросам соблюдения Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным Постановлением ФКЦБ России N33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 (далее - Положение об отчетности).

В ходе проверки было установлено, что общество не представило в установленный срок до 16.11.2009 квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг по состоянию на отчетную дату 31.09.2009.

По результатам проверки составлена служебная записка N09-4672-10/сз от 15.12.2009.

По данному факту 22.12.2009 в отношении общества был составлен протокол N09-480/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьи 19.7.3 КоАП РФ.

28.01.2010 по результатам рассмотрения административного дела РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление N20-09-133/пп о назначении ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» административного наказания, предусмотренного статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, за нарушение срока представления в федеральные орган исполнительной власти в области рынков или его территориальный орган отчетности профессионального участника ценных бумаг в виде штрафа в сумме 500.000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, заявитель обратился в суд с требованием признать незаконным и отменить указанное постановление.

Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения административного органа, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг.

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала (п.10 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Пункт 19 указанной статьи предусматривает, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - Положение), утвержденным Постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11 декабря 2001 года N33, N109н (зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2001 года за N3125), установлена обязанность общества как профессионального участника рынка ценных бумаг представлять «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг» форма N1100 в уполномоченный орган (Приложение N1 к Положению).

Датой представления отчета считается дата поступления отчетности в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или иной уполномоченный орган (пункт 4 Положения).

Пунктом 1 Приказа ФСФР России от 27 февраля 2007 года N07-31/пз «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСФР России с территориальными органами ФСФР России по порядку сбора отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг» установлено, что принимать отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность территориальные органы ФСФР России, также разрешено соответствующим территориальным органам ФСФР России.

За нарушение сроков представления отчетности профессиональные участники рынка ценных бумаг несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 2 Положения).

Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе проверки соблюдения Положения, определяющего порядок и сроки представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг РО ФСФР России в ДФО было установлено, что ЗАО «Брокерская фирма «Альфа брокер» нарушило срок представления отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг, а именно отчетность по форма N1100 «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг» по состоянию на отчетную дату 31.09.2009 был представлен в РО ФСФР России в ДФО 19.11.2009.

Фактически отчет профессионального участника рынка ценных бумаг должен был представлен в РО ФСФР в ДФО не позднее 16.11.2009, поскольку срок представления отчета 15.11.2009 приходился на выходной день.

Таким образом, профессиональным участником рынка ценных бумаг - ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» были нарушены требования, установленные ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положения, определяющего порядок и сроки представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следовательно, материалами дела установлен факт совершения обществом правонарушения - нарушение сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчета профессионального участника рынка ценных бумаг.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Данное обстоятельство заявитель не оспаривает, однако просит освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Согласно п.3 ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кроме того, согласно ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 названного Постановления).

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

На основании изложенного отклоняется довод ответчика о невозможности освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью со ссылкой на формальность состава.

Учитывая, что вменяемое ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» правонарушение не нанесло значительный ущерб общественным отношениям в сфере рынка ценных бумаг, а также, принимая во внимание то, что просрочка предоставления отчета профессионального участника рынка ценных бумаг оставила всего 3 дня, суд считает довод общества о малозначительности правонарушения правомерным.

Частью 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена арбитражным судом в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.01.2010 N20-09-133/пн подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 28.01.2010 N20-09-133/пн о наложении на ЗАО «Брокерская фирма «Альфа-Брокер» штрафа в размере 500.000 руб., в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

     Судья
А.В.Пяткова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка