ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2010 года Дело N А72-17477/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В., с участием:

от заявителя - Шестерина Ю.Д., доверенность от 22 октября 2009 года N01-03-48,

от Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - Кутнякова А.В., доверенность от 11 января 2010 года N 2,

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заволжье» - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 ноября 2009 года по делу N А72-17477/2009 (судья Ипполитова И.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района», г. Ульяновск,

к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,

третье лицо:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заволжье», г. Ульяновск,

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Заволжского района» (далее - заявитель, ОАО «ДК Заволжского района») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления N 979/09 от 18 сентября 2009 г. Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция Ульяновской области) по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 ноября 2009 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что субъективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет наличие установленного факта непринятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии возможности для их соблюдения.

П. 3.2.9. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 170 устанавливает, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.

Привлечение заявителя за нарушение п. 4.6.1.1. Правила N 170 не является правомерным.

Материалами дела не доказано нарушение заявителем периодичности ремонта подъезда по указанному адресу. Отсутствуют соответствующие указания в акте инспекционной проверки от 02 февраля 2009 г. N Л-490, протоколе об административном правонарушении N Л-490 от 03 сентября 2009 г. и оспариваемом постановлении.

В претензии Просвирнова В.И. от 25 августа 2009 года отсутствует требование о ремонте подъезда дома N 46 по ул.Врача Михайлова в г.Ульяновске. Данное обстоятельство подтверждается и пояснениями, данными в судебном заседании главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области Климановым А.А., проводившим проверку 02 сентября 2009 г. по вышеуказанному заявлению гражданина. В материалах дела также отсутствуют доказательства обращения жителей указанного подъезда с требованием о проведении ремонта подъезда.

Из материалов дела установить однозначно периодичность проведения ремонта в указанном подъезде и время последнего произведенного ремонта не представляется возможным. При этом из представленных в материалы дела обращений жителей дома N 46 по ул.Врача Михайлова в г.Ульяновске следует, что в указанном доме не отремонтированы 4 и 5 подъезды, тогда как о необходимости ремонта спорного подъезда не указывается.

Из материалов дела не представляется возможным достоверно и бесспорно установить время образования выявленных нарушений, а именно, время образования следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46, а также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Просвирнов В.И. либо иное лицо обращались в управляющую компанию с требованием о ремонте спорного подъезда.

При решении дела об административном правонарушении полномочным должностным лицом не исследовались должны образом все обстоятельства совершения правонарушения, в том числе обстоятельства малозначительности правонарушения.

Свидетельскими показаниями Климанова А.А. достоверно установлено наличие следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46, на небольшом участке площади, составляющем 1-1,5 кв.м. В материалах проверки площадь следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки вообще не указана. При этом суд посчитал, что наличие следов протечки в небольших размерах не влияет на общий вид подъезда существенным образом и не приводит к существенным нарушениям охраняемых общественных правоотношений.

Факт пренебрежительного отношения заявителя к нормам закона регулирующим отношения в области содержания и ремонта жилищного фонда отсутствуют.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в сложившейся ситуации отсутствует.

Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Ульяновской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что судом установлено, что заявитель знал о наличии следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде дома N46 по ул. Bp. Михайлова в г. Ульяновске и имел возможность для соблюдения установленных правил и норм, но не принял действенных мер в разумные сроки для устранения недостатков.

Установленные Госжилинспекцией Ульяновской области нарушения нельзя отнести к малозначительным. Выявленные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения надлежащего содержания жилого фонда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

ОАО «ДК Заволжского района» имело возможность для соблюдения нарушенных правил, но меры по их соблюдению не были предприняты управляющей компанией, что бесспорно доказано материалами дела.

В ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОАО «ДК Заволжского района» считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заволжье» не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Заволжского района» зарегистрировано 02 октября 2006 г. инспекцией Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 001823744, ОГРН 1067328020242).

Согласно уставу (п.п. 3.1., 3.2.) открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Заволжского района» является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой, в том числе, является управление недвижимым имуществом.

01 сентября 2007 г. между открытым акционерным обществом «Домоуправляющая компания Заволжского района» и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии г.Ульяновска оформлен договор N 0742 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46 (далее - договор N 0742 от 01 сентября 2007 г.). В соответствии с актом приема-передачи от 01 сентября 2007 г. заявителю передана техническая документация на многоквартирный дом по вышеуказанному адресу.

01 мая 2008 г. между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заволжье» заключен договор подряда N 3/152, в соответствии с которым последний обязуется выполнить по заданию заявителя работу по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, в том числе, в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46.

25 августа 2009 г. в Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области поступила претензия Просвирнова Владимира Ивановича, проживающего по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46, кв.71. В частности, в претензии указывается на необходимость проведения текущего ремонта кровли над квартирой Просвирнова В.И., а также над лестничной клеткой 2 подъезда указанного дома и необходимость устранения протекания балконного козырька, ливневой канализации.

02 сентября 2009 г. должностными лицами Государственной жилищной инспекции Ульяновской области на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 31 августа 2009 г. N 000601/Л-490 оформлен акт инспекционной проверки N Л-490 дома N 46 по ул.Врача Михайлова в г.Ульяновске. Согласно указанному акту в ходе проверки установлены следующие нарушения: наличие следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде - нарушены п.п. 4.6.1.1., 3.2.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее по тексту - Правила N 170).

По результатам проверки заявителя выдано предписание N Л-490 от 02 сентября 2009 г. о необходимости проведения ремонта в целях устранения выявленных нарушений в срок до 22 декабря 2009 г.

03 сентября 2009 г. главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области Климановым Александром Александровичем в отношении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района» составлен протокол N Л-490 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

18 сентября 2009 г. заместителем начальника Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области оформлено постановление N 979/09 по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района» по ст. 7.22 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ст. 1.6. КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

18 сентября 2009 г. Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области вынесено постановление N 979/09 по делу об административном правонарушении, о привлечении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района» к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 40.000 руб. В постановлении событием правонарушения указано следующее: проверкой от 02 сентября 2009 г.проведенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Врача Михайлова, д.46, выявлено наличие следов протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде, чем нарушены п.п. 4.6.1.1., 3.2.9.Правил N 170. Площадь следов протечки на стенах и потолке в материалах проверки не указаны. Свидетель Климанов Александр Александрович, главный специалист-эксперт Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, проводивший проверку по указанному адресу, в судебном заседании подтвердил, что площадь протечки составляет около 1-1,5 кв.м.

Объектом данного правонарушения является предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а именно, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Врача Михайлова, д.46.

Объективную сторону составляет противоправное бездействие, выражающееся в нарушении правил содержания и ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Врача Михайлова, д.46.

Факт наличия нарушений: следы протечки кровли на потолке, стенах лестничной клетки 9 этажа во втором подъезде дома по указанному адресу, доказан бесспорно, подтвержден материалами дела, зафиксирован в акте инспекционной проверки от 02 сентября 2009 г., постановлении об административном правонарушении N 979/09 от 18 сентября 2009 г. и не отрицается заявителем.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилого дома и (или) жилых помещений. В соответствии с договором N 0742 от 01 сентября 2007 г. управления многоквартирным домом заявителю переданы функции по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Ульяновск, ул. Врача Михайлова, д.46.

Субъективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет наличие установленного факта непринятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии возможности для их соблюдения.

Суд правильно указал в решении, что с учетом положений ч. 1 ст. 23.55, пп. 69 ч. 2, ст. 28.3 КоАП РФ, Положения о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 08 мая 2007 г. N11/161, протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами органа государственной жилищной инспекции, в пределах предоставленных полномочий.

Судом также верно отмечено, что порядок привлечения к административной ответственности, а именно, нормы п.п. 28.1., 28.2., 28.3., 28.5., 28.8., 29.6.-29.8., 29.10 КоАП РФ соблюдены.

Заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - в рассматриваемой ситуации протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя заявителя при наличии доказательств надлежащего уведомления заявителя (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой (штамп входящей корреспонденции N 01-05-1289 от 01 сентября 2009 г.) заявителя о получении). Указанный протокол направлен заказной корреспонденцией и получен заявителем 04 сентября 2009 г. О времени и месте рассмотрения материалов административного дела заявитель также извещен надлежащим образом в протоколе об административном правонарушении указана дата рассмотрения материалов дела. По ходатайству представителя заявителя по доверенности, выданной заявителем с правом представления интересов предприятия по настоящему правонарушению, рассмотрение дела было отложено; представитель извещен о времени и месте под расписку; при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района» присутствовал уполномоченный представитель заявителя по доверенности.

В связи с изложенным, довод представителя открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района» относительно процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении ввиду передачи уведомления с приглашением на составление протокола об административном правонарушении в приемную открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Заволжского района», а не непосредственно руководителю общества, и отсутствии извещения руководителя заявителя об отложении рассмотрения материалов проверки, суд правомерно посчитал необоснованным.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее по тексту - Правила N 491).

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.

Согласно п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества, в том числе, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки, крыши.

В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В силу п. 11 тех же правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, в том числе, помещений в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки, крыши.