• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 года Дело N А12-11000/09

Резолютивная часть постановления объявлена «12» января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «19» января 2009 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М., при участии в заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Бурятия - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 80241),

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 80242),

от общества с ограниченной ответственностью «Волгоградсельмаш» - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 80243),

Усманов Вагит Александрович - не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 80244),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А12-11000/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Бурятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Волгоградсельмаш», Усманов Вагит Александрович о признании государственной регистрации недействительной,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия с заявлением о признании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о государственной регистрации N 353 от 10.02.2009.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2009 года прекращено производство по делу в части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО «Волгоградсельмаш» (государственный регистрационный номер записи 2093459013789 от 11.02.2009).

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о государственной регистрации N 353 от 10.02.2009г. отказано. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Бурятия, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с тем, что решение арбитражного суда Волгоградской области от «27» июля 2009 года по делу N А12-11000/2009 было вынесено без надлежащего извещения Усманова Вагита Александровича о месте и времени рассмотрения дела.

В материалах дела имеется ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградсельмаш» извещено о времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ от 26.05.2009г., в материалах дела имеется уведомление N 80243, на котором работником почтовой службы учинена надпись «адресат по указанному адресу не разыскан». В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Учредитель общества с ограниченной ответственностью «Волгоградсельмаш» Усманов Вагит Александрович извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется уведомление N 80244, на котором работником почтовой службы учинена надпись «отсутствие адресата по указанному адресу». В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 1, 3 статьи 156 АПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает дело без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

При рассмотрении заявления инспекции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 04.02.2009г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области Малякин Е.Е. представил заявление по форме Р13001 о внесении изменений в учредительные документы в части изменения адреса ООО «Волгоградсельмаш».

При этом представлены решение N5 единоличного учредителя от 20.01.2009 о внесении изменений в учредительные документы, Устав ООО «Волгоградсельмаш» в новой редакции, чек-ордер об уплате госпошлины от 13.01.2009г., решение участника ООО «Волгоградсельмаш» от 16.01.2009г. N4 об уступке 100% доли в уставном капитале и договор об уступке доли от 16.01.2009г. На основании представленных документов Малякин Е.Е. уступил безвозмездно долю в уставном капитале Общества в размере 100% Усманову Вагиту Александровичу, ставшему участником Общества.

Из решения N 5 участника Общества - Усманова Вагита Александровича от 20.01.2009 следует, что на должность руководителя Общества с 03.02.2009г. назначен Усманов Вагит Александрович.

Кроме того, представлен договор аренды нежилого помещения от 30.01.2009г. с ООО «ТАХА».

Согласно представленным документам (страница 04 заявления по форме Р13001) адрес местонахождения юридического лица: 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Ленина, дом 12.

На основании поступившего заявления, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области принято решение от 10.02.2009 N 353 - о государственной регистрации внесения изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения), сведений об изменении иных положений учредительных документов Общества.

Согласно статье 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области регистрационное дело юридического лица ООО «Волгоградсельмаш» было направлено в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия.

В целях реализации приказа ФНС России от 06.11.2007г. N ММ-4-09/30 @

«Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия было проведено обследование места нахождения ООО «Волгоградсельмаш».

В результате осмотра территории, в соответствии с правами, предоставленными пп.6 п. 1 статьи 31 и статьёй 92 Налогового кодекса РФ, налоговым органом было установлено, что ООО «Волгоградсельмаш» по указанному в учредительных документах адресу не находится, и никогда там не находилось, что подтверждается актом обследования от 30.03.2009г.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, связанных с изменением сведений об адресе местонахождения ООО «Волгоградсельмаш», вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области.

Апелляционный суд считает, что налоговым органом проведена государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО «Волгоградсельмаш» с соблюдением требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N129-ФЗ от 08.08.2001 года для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Из материалов дела следует, что, документы, перечисленные в статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", были представлены директором ООО «Волгоградсельмаш» в регистрирующий орган, что подтверждено материалами дела и инспекцией не оспаривается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 указанного Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 23 указанного Закона установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В силу с п.1 ст.18 Федерального закона N129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по мету нахождения юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст.18 Федерального закона N129-ФЗ от 08.08.2001 установлено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Поскольку Обществом был представлен весь пакет документов, предусмотренный статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в надлежащий налоговый орган, у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области, отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации по пункту 1 статьи 23 названного Закона, и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области, правомерно направила регистрационное дело ООО «Волгоградсельмаш» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия.

Заявитель не представил доказательств того, что на момент принятия решения о государственной регистрации внесения изменений в сведения ООО «Волгоградсельмаш», последнее представило сведения, не соответствующие действительности, и регистрирующим органом были допущены нарушения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и норм гражданского законодательства.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия указывает на то, что заявление по форме N Р13001 подписано неуполномоченным лицом, а согласно заявления формы Р 14001 от 04.02.2009г. (л.д.19), лицом, имеющим право действовать без доверенности от имен данного юридического лица является Усманов Вагит Александрович.

Исследовав заявление, представленное для государственной регистрации по форме N Р13001, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный довод опровергается материалами дела.

Установлено, что заявление по утвержденным Правительством Российской Федерации формам N Р13001 заверено нотариально.

В соответствии со статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Согласно положениям статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.

Основываясь на вышеназванных положениях закона, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что при совершении 04 февраля 2009 года нотариальных действий нотариусом установлена личность и проверены полномочия генерального директора Общества Малякина Евгения Евгеньевича. Это непосредственно следует из записи, сделанной нотариусом г. Волжского Волгоградской области Твороговой Е.В.

В связи с чем, несостоятельным является довод заявителя о подписании заявлений для государственной регистрации неуполномоченным лицом лишь на том основании, что согласно решению учредителя ООО «Волгоградсельмаш» от 20 января 2009 года с 03 февраля 2009 года назначен новый генеральный директор Усманов В.А.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что документы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N9 по Волгоградской области представлены лицом, уполномоченным осуществлять все действия, связанные с внесением и регистрацией соответствующих изменений учредительных документов, что соответствует положениям Закона N 129-ФЗ.

Факт осмотра помещений по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 12, зафиксированный актом обследования от 30 марта 2009 года не подтверждает того обстоятельства, что ООО «Волгоградсельмаш» не находилось по указанному адресу на момент внесения изменений в учредительные документы и принятия оспариваемого решения регистрирующего органа, то есть на 10 февраля 2009 года.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки налогового органа на акт обследования помещения (здания, территории) от 30.03.2008, согласно которому по данному адресу ООО «Волгоградсельмаш» не располагается, договоры аренды (субаренды) не заключались и согласия на регистрацию по данному адресу не выдавались.

В материалах дела имеется договор аренды недвижимого имущества от 30 января 2009 года, заключенный между ООО «ТАХА» (Арендодатель) и ООО «Волгоградсельмаш» (Арендатор), согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование встроенное нежилое помещение под офис, расположенное по адресу: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 12, сроком действия с 30 января 2009ода по 31 декабря 2009 года. (л.д. 32).

Доказательств того, что указанный договор является недействительным, налоговый орган суду не представил. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент государственной регистрации ООО «Волгоградсельмаш» не находилось по указанному выше юридическому адресу.

Доводы заявителя о том, что в связи с предоставлением ООО «Волгоградсельмаш» недостоверной информации о его местонахождении затрагиваются экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-экономические отношения с Обществом, а также о том, что данное обстоятельство препятствует надлежащему представлению налоговой отчетности и проведению налогового и иного контроля судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не представлены доказательства конкретных, а не предполагаемых нарушений оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов налоговых органов, а также граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в силу части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.

Таким образом, законодательством установлена административная или иная ответственность за представление недостоверных сведений при регистрации юридического лица, однако, наличие данного нарушения, как следует из указанных выше норм права, не может являться основанием для признания судом недействительной регистрации юридического лица.

Более того, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ) налоговому органу предоставлено право исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность из Единого государственного реестра юридических лиц. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Кроме того, по настоящему делу налоговый орган обратился с требованием к другому налоговому органу, привлеченному в качестве ответчика, то есть в данном случае имеет место совпадение в одном лице, а именно Федеральной налоговой службы России, истца и ответчика, что не предусмотрено законом.

Учитывая изложенное, не имеется оснований для удовлетворения требований, заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Республике Бурятия.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определённым статьёй 170 Кодекса.

Как следует из материалов дела, суд первой инстанции о месте и времени судебного разбирательства уведомлял Усманова Вагита Александровича (учредителя «Волгоградсельмаш») по адресу: 360300, республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Халимова, д. 22. Однако, в материалах дела имеется Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.05.2009г. N 2326 согласно которой адресом Усманова Вагита Александровича является: 368305, республика Дагестан, г. Каспийск, ул. М. Халилова д. 22.

Исходя из изложенного, следует, что решение арбитражного суда Волгоградской области от «27» июля 2009 года по делу N А12-11000/2009 было вынесено без надлежащего извещения Усманова Вагита Александровича о месте и времени рассмотрения дела.

Согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является в числе прочего рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от «27» июля 2009 года по делу N А12-11000/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Бурятия о признании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о государственной регистрации N 353 от 10.02.2009., отказать.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
С.Г.Веряскина
Судьи
Ю.А.Комнатная
М.Г.Цуцкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-11000/09
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 января 2010

Поиск в тексте