ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года Дело N А12-21688/09

Резолютивная часть постановления объявлена «19» января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «25» января 2010 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузьмичева С.А., судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малковой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «25» ноября 2009 года по делу N А12-21688/2009 (судья А.В. Пономарев) по заявлению Администрации Котлубанского сельского поселения, Волгоградская область, Городищенский район к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Котлубанского сельского поселения с заявлением о признании незаконными постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 09.10.2009г. NN1596 и 1597 о привлечении к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2009 года завяленные требования администрации удовлетворены, постановления о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 6.5 КоАП РФ признаны незаконными.

С вынесенным решением управление не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, 18 сентября 2009 года при проведении плановой выездной проверки в Администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, расположенной по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Котлубань, ул. им. Шлихтера. 1. выявлены нарушения:

- п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства» - при осмотре территории поселковой свалки установлено отсутствие обваловки по периметру свалки и отсутствие обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями; -п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту расчетной санитарно-защитной зоны для усовершенствованной свалки, как для сооружения 1 класса опасности, согласно п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; -п. 1.2 СанПиН N42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» - при осмотре улиц населенных пунктов, входящих в состав Котлубанского сельского поселения выявлены многочисленные несанкционированные свалки навоза, строительного и бытового мусора, что свидетельствует об отсутствии системы санитарной очистки .и уборки территории населенных мест, предусматривающей рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономическую целесообразную утилизацию бытовых отходов.

п.3.2.1.1. и. 1.13 Сан ПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - не спланирована территория для отвода поверхностного стока за ее пределы , не обеспечена охран, охраной отсутствуют дорожки с твердым покрытием к водопроводным сооружениям - артезианским скважинам : поселке Котлубань 4 объекта. х.Варламов -2 объекта; отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение по (проект) организации санитарной охраны указанных источников и водопроводных сооружений.

Подробно обстоятельства правонарушения отражены в акте проверки N3690 от 28.09.09г.

По факту выявленных правонарушений Управлением в отношении Котлубанского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области были составлены протоколы об административном правонарушении N N1597 от 28.09.09г. по ст.8.2 КоАП РФ и N 1596 от 28.09.09г. по ст.6.5 КоАП РФ.

Постановлением Управления N1597 от 09.10.2009г. Котлубанское сельское поселение Городищенского района Волгоградской области привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000руб.

Постановлением Управления N1596 от 09.10.2009г. Котлубанское сельское поселение Городищенского района Волгоградской области привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000руб.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, администрация обратилась в арбитражный суд Волгоградской области, с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Судебная коллегия по апелляционным делам считает , что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления. (ФАС ПО от 31 июля 2008 г. по делу N А55-880/2008)

Кроме того, администрация привлечена по ст. 6.5 КоАП РФ, постановление также является незаконным.

В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению населения влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 введены в действие санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно статье 4 Закона Волгоградской области от 05.05.1998 N 171-ОД "О питьевой воде и системах водоснабжения" субъектами правоотношений в сфере водоснабжения, наряду с другими, являются органы местного самоуправления, собственники систем водоснабжения, организации водоснабжения.

Объективную сторону правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.

При этом следует учесть, что субъектом правонарушения могут являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Как следует из договора аренды от 20.03.2009г. с приложением N1 Администрация Котлубанского сельского поселения предала в аренду эксплуатацию, в том числе артезианских скважин в поселке Котлубань и х. Варламов муниципальному предприятию «Котлубанское» .

Таким образом, юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения является не поселковая администрация, а муниципальное предприятие, которое и несет ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Кроме того, суд первой инстанции исследовал вопрос о извещении законного представителя лица в отношении которого ведется дело об административном правонарушении и пришел к выводу, что надлежащего извещения не было. Курчев Ю.С. , участвующий в рассмотрении административного дела не был уполномочен на то поселковой администрацией.

С учетом изложенного, Администрация Котлубанского сельского поселения была неправомерно привлечена к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «25» ноября 2009 года по делу N А12-21688/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

     Председательствующий
С.А.Кузьмичев
Судьи
Л.Б.Александрова
Т.С.Борисова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка