• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2010 года Дело N А56-72547/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Кожемякина Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кожемякиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Северо-Западная Логистическая Компания" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 739 443,48 руб. при участии

- от истца: представитель Власова К.В. по доверенности от 30.11.2009,

- от ответчика: представитель Молодницкая Е.А. по доверенности от 23.12.2009

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная Логистическая Компания" (ООО «СЗЛК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО «РЖД») о взыскании 693 021,79 руб. (с учетом НДС 18 %) незаконно списанных средств с лицевого счета и 46 421,69 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 18 894,44 руб. расходов по оплате госпошлины.

Определением от 16.10.2009 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Учитывая достаточность собранных по делу доказательств, 13. 01.2010 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Судебное разбирательство назначено на 17.02.2010.

В судебном заседании 17.02.2010 истец поддержал исковые требования в полном объеме и представил для приобщения к материалам дела Соглашение N 6110128 от 04.05.2008 о централизованных расчетах за услуги железной дороги, Договор N 136/08 от 09.06.2008 о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов по подаче и уборке вагонов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути общего пользования, Договор N 45/06 от 07.09.2006 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Орехово Октябрьской железной дороги, Дополнительное соглашение от 30.11.2006 к договору N 45/06 от 07.09.2006, Дополнительное соглашение от 30.11.2007 к договору N 45/06 от 07.09.2006.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве от 30.12.2009 N 1/3 и письменном пояснении по делу от 12.02.2010 N 1/3.

В судебном заседании 17.02.2010 судом объявлен перерыв до 24.02.2010 для оценки доводов сторон.

Судебное заседание возобновлено 24.02.2010 после перерыва. Истец поддержал исковые требования в полном объеме. Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства:

В ноябре 2008 года на станцию Орехово Октябрьской железной дороги в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Логистическая Компания» стали поступать вагоны с материально-техническими ресурсами (далее - МТР). По причине производства ремонтных работ на путях необщего пользования, принадлежащих ООО «СЗЛК») на праве аренды, подать указанные вагоны к фронту выгрузки не представлялось возможным, вследствие чего они продолжали находиться на станции Орехово и близлежащих станциях.

12 ноября 2008 в 13 ч. 02 мин. на ст. Орехово прибыло 38 вагонов. В этот же день в адрес ООО «СЗЛК» поступило уведомление от начальника станции Орехово, согласно которому со ссылкой на статью 43 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) с 15 ч. 10 мин. 13 ноября 2008 года плата за пользование вагонами была увеличена до двукратного размера.

13 ноября 2008 в 23 ч. 42 мин. на станцию Васкелово Октябрьской железной дороги были отцеплены 35 вагонов по причине технологических затруднений на станции Орехово. 14 ноября 2008 г. ООО «СЗЛК» было получено уведомление от начальника станции Орехово, согласно которому со ссылкой на ст. 43 УЖТ РФ с 01 ч. 42 мин. 15 ноября 2008 года плата за пользование вагонами, находящимися на станции Васкелово, была увеличена до двукратного размера.

13 ноября 2008 в адрес ООО «СЗЛК» от начальника станции Орехово поступили извещения о задержке вагонов в пути следования на промежуточных станциях Грузино и Капитолово Октябрьской железной дороги вследствие невозможности их приема станцией назначения Орехово по причине нарушения ООО «СЗЛК» технологического срока оборота вагонов и не выполнения выгрузки.

После завершения ремонтных работ, к фронту выгрузки вагоны подавались в следующем порядке:

1). 14.11.2008 г. в 17.30 было подано 11 вагонов, прибывших на станцию Орехово 12.11.2008 г. (Ведомость подачи и уборки вагонов N 113020). Срок доставки вагонов истекал 12 ноября 2008.

2). 14.11.2008 г. в 19.00 было подано 11 вагонов, прибывших на станцию Орехово 12.11.2008 г. (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114021). Срок доставки вагонов истекал 12 ноября 2008.

3). 15.11.2008 в 12.00 было подано 16 вагонов, прибывших на станцию Орехово 12.11.2008 г. (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114021, N 114022). Срок доставки вагонов истекал 12 и 13 ноября 2008.

4). 16.11.2008 в 11.00 было подано 14 вагонов, задержанных на станции Капитолово 13.11.2008 г. (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114022). Срок доставки вагонов истекал с 12 по 15 ноября 2008.

5). 16.11.2008 в 15.30 было подано 16 вагонов, со станции Санкт-Петербург- Сортировочный (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114023). Срок доставки вагонов истекал 19 ноября 2008.

6). 17.11.2008 в 21.40 было подано 11 вагонов, задержанных на станции Грузино 12.11.2008 г. (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114024). Срок доставки вагонов истекал 12 ноября 2008.

7). 17.11.2008 в 21.40 был подан 1 вагон, со станции Санкт-Петербург- Сортировочный (Ведомость подачи и уборки вагонов N 114024). Срок доставки вагонов истекал 15 ноября 2008.

8). 18.11.2008 г. в 12.00 было подано 18 вагонов, со станции Санкт-Петербург- Сортировочный (Ведомость подачи и уборки вагонов N 115025, N 115026). Срок доставки вагонов истекал 15 и 16 ноября 2008.

9). 18.11.2008 в 17.30 было подано 8 вагонов со станции Санкт-Петербург- Сортировочный (Ведомость подачи и уборки вагонов N 115025). Срок доставки вагонов истекал 15, 16 и 17 ноября 2008.

10). 19.11.2008 в 09.50 было подано 9 вагонов, находящихся на станции Васкелово (Ведомость подачи и уборки вагонов N 115025). Срок доставки вагонов истекал 15 и 16 ноября 2008.

11). 20.11.2008 в 20.30 было подано 10 вагонов, находящихся на станции Васкелово (Ведомость подачи и уборки вагонов N 115027, N 115028). Срок доставки вагонов истекал 15 и 16 ноября 2008.

12). 20.11.2008 в 23.40 было подано 16 вагонов, находящихся на станции Васкелово (Ведомость подачи и уборки вагонов N 115027, N 115028). Срок доставки вагонов истекал 15 ноября 2008.

Как указывает истец, вагоны с истекшим сроком доставки, находящиеся на станции Васкелово, плата за пользование которыми в соответствии с Уведомлением начальника станции Орехово была увеличена до двукратного размера, были поданы под выгрузку в последнюю очередь, несмотря на нашу просьбу (исх. N 389 от 15.11.2008) принять меры по подаче вагонов, задержанных на станции Васкелово. Вместо этого с 16.11.2008 по 18.11.2008 в адрес истца стали подаваться вагоны со станции формирования Санкт-Петербург - Сортировочный, срок доставки которых истекал с 15.11.2008 по 19.11.2008.

Вышеуказанные обстоятельства повлекли за собой предъявление со стороны ОАО «РЖД» в адрес ООО «СЗЛК» штрафов в следующих размерах:

1. В соответствии с Ведомостью подачи и уборки вагонов N 114022 штраф

составил - 16 800,00 руб.

2. В соответствии с Ведомостью подачи и уборки вагонов N 114023 штраф

составил - 12 800,00 руб.

3. В соответствии с Ведомостью подачи и уборки вагонов N 1 15025 штраф

составил - 62 800,00 руб.

4. В соответствии с Ведомостью подачи и уборки вагонов N 115026 штраф

составил - 90 000,00 руб.

5. В соответствии с Ведомостью подачи и уборки вагонов N 115028 штраф составил - 25 800,00 руб.

Помимо штрафов ООО «СЗЛК» понесло необоснованные расходы в связи с увеличение размера платы за пользование вагонами по причине подачи в первую очередь вагонов с не истекшим сроком доставки, в то время как вагоны с истекшим сроком доставки продолжали находиться на станции в ожидании подачи.

Таким образом, истец полагает, что при исключении необоснованно введенных штрафов и соблюдении очередности подачи вагонов в зависимости от их поступления на станцию Орехово, плата за пользование вагонами составила бы на 587 306,60 рублей меньше, кроме того НДС 18 %, что было списано с лицевого счета ООО «СЗЛК». Расчет незаконно списанных денежных средств с лицевого счета ООО «СЗЛК», истец прилагает.

На заявленные ООО «СЗЛК» претензии исх. N 229 от 29.04.2009; N 298 от 10.06.2009 с требованием вернуть на лицевой счет денежные средства в размере 587 306,60 руб. Ответчик ответил отказом (исх. N НФПР-З/В-249 от 18.05.2009, исх. N НФПР-З/В-330 от 25.08.2009).

Истец полагает отказ ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении претензии необоснованным по следующим причинам, в связи с чем, и обратился в суд.

Ответчик полагает, что иск следует отклонить за его необоснованностью. Железная дорога не признала вины в простое вагонов. Предусмотренные ст. 39 УЖТ РФ основания, освобождающие Общество от внесения платы за пользование вагонами отсутствовали.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 43 УЖТ РФ перевозчик вправе увеличить до двукратного размера плату за пользование вагонами в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных путях необщего пользования при возникновении вследствие данных обстоятельств технологических затруднений на станции.

В данном случае, суд полагает, что ответчик обоснованно увеличил плату за пользование вагонами, в связи с тем, что до введения увеличенного размера платы несвоевременный прием вагонов и несвоевременная их выгрузка на железнодорожных путях необщего пользования произошли по вине истца, что подтверждается и самим истцом (письмо N 389 От 15.11.2008), а также актом предписанием N 49/44 от 30.09.2008.

В силу ст. 43 УЖТ РФ увеличенные размеры платы вводятся с 24 часов дня, когда грузополучателем получено такое уведомление. Данный срок ответчиком соблюден.

Как обоснованно омтечено ответчиком, в соответствии с частью 1 статьи 55 УЖТ РФ, отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Частью 1 статьи 56 УЖТ РФ предусмотрено, что подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования.

Истцом используется железнодорожный подъездной путь ООО «Вымпел», параграфами 1, 7 и 8 которого сдаваемые на принадлежащий ООО «Вымпел» железнодорожный подъездной путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочный путь N 3 станции Орехово, а дальнейшее продвижение вагонов, с расстановкой их по местам погрузки и выгрузки осуществляется локомотивом владельца. Возврат вагонов после осуществления грузовой операции осуществляется аналогичным порядком, а именно, с мест погрузки - выгрузки на пути станции - локомотивом владельца.

Основанием взимания платы является УЖД РФ и договор N 136/08 от 09.06.2008 года.

Как следует из представленных в материалы дела актов общей формы, грузополучатель был уведомлен о прибытии вагонов, имел возможность принять их на подъездной путь, в связи с чем простой вагонов был связан с действиями самого истца.

По смыслу статей 25, 36, 62, 99 и 100 УЖТ РФ по завершении перевозки груза перевозчик обязан выдать грузополучателю прибывший в его адрес груз, а грузополучатель обязан принять этот груз и произвести его выгрузку в установленные сроки, а при несоблюдении сроков внести причитающиеся перевозчику платежи.

В соответствии со статьей 36 УЖТ РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз и может отказаться от его принятия лишь в случае такого повреждения груза, которое исключает возможность его использования по назначению.

При указанный обстоятельствах требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Однако, учитывая, что в удовлетворении основного требования истцу отказано, то и требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина остается на истце.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная Логистическая Компания" из федерального бюджета 5 000,00 руб. излишне уплаченной госпошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Кожемякина Е.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-72547/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 11 марта 2010

Поиск в тексте