АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2010 года Дело N А56-89996/2009

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 10 марта 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Данилова Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комарщук К.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Морской порт СПб" ответчик: ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 8237,70руб. при участии

- от истца: представитель Палагутин С.А. (доверенность от 06.08.2009)

- от ответчика: не явился

установил:

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» обратилось Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 8237,70 руб. пени за просрочку доставки груза в контейнере RZDU 013919 2 в вагоне N94865383 по железнодорожной накладной ЭЧ 147747 в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 15.06.2008 на станции Гончарово ВСЖД в вагоне N94865383 по железнодорожной накладной ЭЧ 147747 принят груз - алюминий для доставки на станцию Новый Порт Октябрьской железной дороги в адрес Порта. По названной накладной провозная плата в вагоне-платформе N94865383 составила 18306,00руб.

Из материалов дела следует, что поезд N 3622, в составе которого находился вагон N94865383 ,был оставлен на станции СПб-Балтийский Октябрьской железной дороги в связи с занятостью фронтов выгрузки Порта, о чем составлены акты общей формы от 16.01.2009 N611 и N649 от 07.02.2009 года. Срок доставки продлен на 23 суток. Вагон выдан грузополучателю 08.02.2009, что подтверждается соответствующей отметкой в железнодорожной накладной.

11.02.2009 года ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» предъявило ОАО "Российские железные дороги" претензию N ПР-87/К об уплате 8237,70 руб. пени за просрочку доставки.

Извещением N НФПР-3/Б-132-Б-139 от 07.03.2009 данная претензия ответчиком отклонена.

Неуплата заявленной ко взысканию суммы послужила основанием для обращения Порта в арбитражный суд с настоящим иском.

При оценке материалов дела и принятии настоящего решения суд применяет принцип единообразия судебной практики по аналогичным делам.

Согласно статье 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки.

В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Согласно части первой статьи 29 УЖТ РФ вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком.

В судебном заседании от 11.02.2010 года представитель ОАО «РЖД» в обоснование возражений на иск сослался на часть шестую статьи 33 УЖТ РФ, в соответствии с которой грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузоотправителя причинам, о чем составляется акт общей формы.

В соответствии с пунктом 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.

Транспортная железнодорожная накладная ЭЧ 147747 не содержит отметки о составлении акта общей формы на промежуточной станции.

В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ перевозчик считается доставленным груз своевременно, если докажет, что просрочка доставки произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО «РЖД» не представило таких доказательств, равно как и извещения Порта о прибытии в его адрес вагона N94865383 с грузом, который был задержан на промежуточной станции СПб-Балтийский. Акты общей формы акты общей формы от 16.01.2009 N611 и N649 от 07.02.2009 года не являются доказательством правомерности увеличения срока доставки груза, поскольку перевозчиком нарушен порядок удостоверения задержки вагона в пути следования, установленный Правилами N 25 и 47.

При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для освобождения ОАО «РЖД» от уплаты пеней за просрочку доставки груза.

Поскольку ОАО «РЖД» не доказало обстоятельств, позволяющих ему увеличить срок доставки груза, исковые требования Порта подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 65, 71, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» 8237,70руб. пени и 500руб. расходов по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Данилова Н.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка