АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 апреля 2010 года Дело N А56-11626/2010

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хохлова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салтыковой С.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Тосненский городской прокурор Ленинградской области

заинтересованное лицо - ООО "Тосноавто" о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Зорина Р.А., служебное удостоверение ТО N058155 от 18.12.2008

от заинтересованного лица - Савина Р.В. по доверенности от 10.11.2009 N03-11/09

установил:

Тосненский городской прокурор Ленинградской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Тосноавто» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В судебном заседании, состоявшемся 25 марта 2010 года, объявлен перерыв до 01 апреля 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие события правонарушения, отсутствие у прокурора полномочий по возбуждению дела об административном правонарушении и нарушение прокурором процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Тосненской городской прокуратурой 16.02.2010 проведена проверка состояния законности при организации и проведении пассажирских перевозок на территории Тосненского района Ленинградской области, в ходе которой было выявлено, что общество 04.02.2010 в период с 06 часов 29 минут по 22 часа 00 минут осуществляло пассажирские перевозки автобусом ПАЗ-32053, государственный регистрационный номер АО 261 78, под управлением водителя Гришина А.С. по маршруту NК-682А «г.Тосно - ст.метро Обухово Санкт-Петербург» в отсутствие договора на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области. Указанные обстоятельства подтверждаются изъятым на основании протокола от 16.02.2010 путевым листом серии Кол N014644 от 04.02.2010, выданным обществом водителю Гришину А.С.. Обнаруженные нарушения отражены в акте проверки от 16.02.2010.

По результатам проверки 26.02.2010 уполномоченным должностным лицом заявителя в отношении общества было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации устанавливает самостоятельный состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Такие условия содержатся в нормативных актах, регулирующих подлежащую лицензированию деятельность. Указанная статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность повторного привлечения лица к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий, если ранее за то же действие это лицо уже привлекалось к административной ответственности по норме законодательства субъекта Российской Федерации, которая, по сути, дублирует административно-правовой запрет, установленный данным Кодексом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию на основании подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования указанного вида деятельности, определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 в пункте 17 дано разъяснение о том, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

Согласно статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Расписание движения автотранспорта составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, такое расписание размещается во всех остановочных пунктах. Более того, утверждение графиков движения транспорта призвано обеспечить не только повышение уровня безопасности дорожного движения, который зависит также и от действий самих организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, но и пропускную способность дорог, функционирование которых можно определить только при участии располагающих всеми необходимыми сведениями соответствующих исполнительных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации). Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ (в ред. от 09.02.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того положениями пунктов 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Также в соответствии со статьями 1 и 3 Закона о безопасности дорожного движения регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

Статья 5 вышеуказанного Закона приводит перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области. В силу пунктов 1.4 и 1.5 данного постановления пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании, каковым является заключенный в установленном настоящим Положением порядке договор между Ленинградской областью, от имени которой выступает уполномоченный орган, и перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам.

Согласно пункту 11.1 указанного постановления договор о транспортном обслуживании, договор об обеспечении деятельности перевозчиков заключается по результатам открытого конкурса на срок не менее пяти лет во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-Ф «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.10.2007 N 1408-па утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в границах муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с определением порядка формирования маршрутной сети в муниципальном образовании.

Доказательств того, что между обществом и администрацией Тосненского района Ленинградской области заключался договор на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области во исполнение требований Закона в части организации транспортного обслуживания населения и создания условий перевозки пассажиров, в материалах дела отсутствуют. Также отсутствуют доказательства наличия согласованного расписания маршрута NК-682А «город Тосно - станция метро «Обухово» Санкт-Петербург» с обществом.

С учетом указанных положений, наличие согласованного с органами местного самоуправления расписания движения автобуса суд относит к лицензионным требованиям, необходимым для осуществления деятельности по перевозке пассажиров на регулярном маршруте общего пользования.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим эти вопросы. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Суд отклоняет довод общества об отсутствии у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку по смыслу части первой статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом также не установлено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления постановления (извещение от 25.02.2010, л.д.14), своего представителя в Тосненскую городскую прокуратуру не направило, возражений не представило. Постановление от 26.02.2010 направлено обществу с сопроводительным письмом от 26.02.2010, в котором обществу разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ (л.д.13).

Срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения спора не истек.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Тосноавто" (187000, Ленинградская область, г.Тосно, ш.Барыбина, д.58, ИНН 4716027674; ОГРН 1074716000457) к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 30000 руб..

Сумма административного штрафа подлежит перечислению на расчетный счет 40101810200000010022 Банка ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области, БИК 044106001, Получатель - УФК по Ленинградской области (л/с 04451312640), ИНН 7802015780, КПП 780201001, код ОКАТО 40265561000, КБК 41511690000000000140.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Хохлов Д.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка