• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2010 года Дело N А26-9867/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семиглазова В.А. судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4064/2010) ОАО "Сегежский ЦБК" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2010 года по делу N А26-9867/2009 (судья Зинькуева И.А.), принятое по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия к ОАО "Сегежский ЦБК" о взыскании 8 413,52 руб.

при участии: от истца: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2010 года с открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в пользу Министерства лесного комплекса Республики Карелия взыскана договорная неустойка в сумме 8413 руб. 52 коп.

С открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 500 руб.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Истец и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил:

01.01.2005 между ФГУ «Медвежьегорский леспромхоз» (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) заключен договор на аренду участка лесного фонда N 5, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на общей площади 18474 га с целью заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые определили порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, в пункте 13 которого предусмотрено начисление неустойки за нарушение условий договора.

Договор от 01.01.2005 был приведет в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и 19.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ОАО «Сегежский ЦБК» заключен договор аренды лесного участка N 54-з.

В соответствии с пунктом 4.4.1 договора арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, настоящим договором; пунктом 4.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, для заготовки древесины используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию (поврежденные пожарами, ветром, снегом, вредными организмами и в результате других негативных воздействий), а также расположенные на лесных участках, имеющих недорубы прошлых лет, лесные насаждения, вышедшие из подсочки, перестойные лесные насаждения (пункт 6); запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению (пункт 8 «д»).

В целях осуществления контроля по соблюдению требований договора ГУ РК «Медвежьегорским центральным лесничеством» (далее - лесничество) проведена проверка ОАО «Сегежский ЦБК» при заготовке древесины в квартале 53 делянка 6. С помощью данных космического мониторинга лесничеством после проведения проверки в 2008 году установлено нарушение в виде компактного недоруба.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что проведение контрольного освидетельствования законодательством не предусмотрено. Законодательство, регулирующее проведение освидетельствования, утратило силу. Согласно акту освидетельствования от 18.06.2008 года недоруб отсутствовал. В представленной доверенности от 23.04.2009 N 10 КА 093495 не указана должность и полномочия Кондроева В.А. на проведение контрольного освидетельствования или контрольной приемки лесов.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.

Проверка проводилась в соответствии с «Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130. Как обоснованно указал суд первой инстанции, в части проведения проверки указания не утратили силу и не противоречат действующему лесному законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями главы 12 ЛК РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 названного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2007 N 394 (далее - Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора).

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в соответствии со статьей 23 ЛК РФ, являются лесничества и лесопарки. Ранее данные функции выполняли лесхозы.

Статьей 11 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2008 лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417 р-П государственное учреждение Республики Карелия «Медвежьегорский лесхоз» (правопреемник ФГУ «Медвежьегорский лесхоз») реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия «Медвежьегорское центральное лесничество». Согласно пункту 12 данного распоряжения, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять должностные лица в лесничествах, лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе входит, осуществление государственного лесного контроля и надзора. Этим же приказом установлено, что Министерство передает свои права как арендодателя и ссудодателя лесных участков, продавца лесных насаждений центральным лесничествам, в том числе осуществление контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда, договоров аренды лесных участков и иных договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов, получать от арендаторов лесного фонда и иных лесопользователей информацию об использовании, охране и защите лесного фонда и воспроизводстве лесов на лесных участках в установленном порядке, в том числе информацию о подрядных организациях, занимающихся лесозаготовкой на территории переданных арендаторам лесных участков.

Таким образом, системный анализ приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что лесничество имеет право осуществлять проверки, в том числе исполнения договоров аренды лесных участков, следовательно, проверка исполнения договора от 19.12.2008 N 54-з проведена ГУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» правомерно.

В соответствии с Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, проведение освидетельствования мест рубок осуществляется с участием представителя лесозаготовительной организации. О дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается не позднее чем за 15 дней до назначенного срока со дня отсылки извещения, доказательства извещения прилагаются к материалам освидетельствования. При неявке представителя лесопользователя, надлежащим образом извещенного о дне освидетельствования, лесхоз вправе провести освидетельствование без его участия.

Извещение о проведении проверки 29.05.2009, подписанное представителем истца, получено обществом 12.05.2009 (доверенность на представителя истца находится в материалах дела). Ответчик на проведение проверки представителя не направил, вследствие чего представитель истца правомерно произвел приемку лесного участка без его участия. Результаты проверки отражены в акте от 29.05.2009.

Согласно акту проверки, ведомости материально-денежной оценки, результатам дистанционного мониторинга обществом нарушены требования правил использования лесов, а, следовательно, и условия договора от 19.12.2008.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В пункте 5.4 договора стороны предусмотрели меру гражданско-правовой ответственности за нарушение лесохозяйственных требований в виде уплаты неустойки, размер которой исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится участок, в котором допущено нарушение) без применения норм их снижения (пункт 5.5 договора).

Таким образом, истец обоснованно начислил ответчику неустойку за ненадлежащее исполнение договора аренды лесного участка. Возражений по расчету неустойки в сумме 8413 руб. 52 коп. не представлено.

В адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 07.09.09 N3096/1, которое получено ответчиком 17.09.2009 и в добровольном порядке не исполнено.

При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба ОАО "Сегежский ЦБК" удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2010 года по делу N А26-9867/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
В.А.Семиглазов
Судьи
М.В.Будылева
О.В.Горбачева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-9867/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 апреля 2010

Поиск в тексте