АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2010 года Дело N А51-13366/2008

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2010 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи С.Н. Горбачевой, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Тихоновой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточной железной дороги к открытому акционерному обществу «Восточный порт» о взыскании 84 474 рублей 31 копейки при участии в заседании:

от истца - Степанова Е.Б. по доверенности N853 от 15.10.2009, служебное удостоверение NIII 001170;

от ответчика - Сырбу О.И., доверенность N128 от 08.06.2009 со специальными полномочиями, постоянная, паспорт серия 0501 N449275;

установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Восточный порт» (далее - ОАО «Восточный порт») о взыскании 853 384 рублей 38 копеек - платы за пользование вагонами за период с 28.12.2007 по 24.01.2008, начисленной вследствие простоя вагонов в указанный период на путях станции Находка-Восточная вследствие невозможности их подачи под выгрузку в связи с отказом грузополучателя в приеме вагонов на свои подъездные пути.

Исковое заявление принято к производству с присвоением номера дела А51-13366/2008 46-191.

Определением от 14.04.2009 определено исковые требования о взыскании 84 474 рублей 31 копейки, составляющих плату за пользование вагонами по ведомостям NN900272, 900273, 900274, 900275, 900276 рассматривать в рамках настоящего дела, требования по другим ведомостям выделены в отдельные производства.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что в соответствии с заключенным между ОАО «РЖД» и ОАО «Восточный порт» договором на эксплуатацию подъездного пути, истцом подаются вагоны для погрузки, выгрузки грузов, прибывших в адрес ОАО «Восточный порт». В связи с простоем вагонов, прибывших в адрес ответчика в период с 18.01.2008 по 24.01.2008, последнему начислена плата за пользование вагонами согласно ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Возражал по доводу ответчика о необоснованном начислении НДС. Представил в материалы дела письменные пояснения по отзыву ответчика, перечень памяток, подтверждающих занятость фронтов выгрузки, а также памятки на подачу спорных вагонов.

Ответчик иск оспорил, согласно доводам, изложенным в отзыве, пояснил, что вины Порта в простое вагонов по спорным актам общей формы нет, акты составлены необоснованно, так как причина отказа грузополучателя в приеме под выгрузку на объявленное время, ничем не подтверждена. Считает, что перевозчик нарушил договор, подавая вагоны в меньшем количестве при наличии свободных мест. Также, в нарушение ст.119 УЖТ РФ, истец не составил коммерческий акт на требование ответчика. Кроме того, истец в нарушение требований абз.9 п.1 ст.167, ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно включает в плату за пользование вагонами сумму НДС по ставке 18%.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.01.2010 объявлялся перерыв до 11 часов 45 минут 25 января 2010 года, по истечении которого судебное заседание продолжено при участии представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между ОАО «РЖД» и ОАО «Восточный порт» заключен договор на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути ответчика от 30.10.2001 N392, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования общей протяженностью 3419 м, примыкающего к станции Находка-Восточная к ходовому пути парка 3, стрелкой N 1 на причалы 10, 11, 12, 13, 14 стрелками N 18, 34 на контейнерный причал, к сортировочному парку на угольный комплекс.

Данный договор заключен сроком на пять лет с 12.10.2001 по 12.10.2006, срок его действия был продлен дополнительными соглашениями от 13.10.2006 и от 13.12.2006 на тех же условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора, кроме пункта 10.2 договора, который изложен в новой редакции. В связи, с чем отношения между сторонами в спорный период регулировались условиями данного договора.

Согласно п.п.3, 5 договора подача, уборка, расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом ОАО «РЖД» с уведомлением ОАО «Восточный порт» по телефону не позднее, чем за два часа до подачи. Груженные вагоны подаются ОАО «Восточный порт» по разнарядке, указанной в натурном листе, который оформляется по прибытии вагонов на станцию. При не предоставлении грузополучателем в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, последние числятся на ответственности ОАО «Восточный порт».

Пунктами 9, 10 вышеназванного договора предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов в пользовании ОАО «Восточный порт» производится по памяткам приемосдатчика, уведомлению ответчика об окончании грузовых операций, актов общей формы, оформленных на задержку вагонов по причинам, зависящим от ответчика. На основании указанных документов составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей. Факт ожидания подачи или приема вагонов оформляется актом общей формы. При этом за время нахождения вагонов в порту под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов на путях ОАО «РЖД», вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от ОАО «Восточный порт», последний уплачивает плату за пользование вагонами.

Материалами дела подтверждается, что в адрес ОАО «Восточный порт» в период с 18.01.2008 по 24.01.2008 прибывали вагоны с грузом, которые находились на путях станции Находка-Восточная. О прибытии вагонов и времени их подачи ответчик был извещен, что подтверждается выпиской из книг уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако в установленные сроки ОАО «Восточный порт» прием спорных вагонов не осуществило.

Актами общей формы NN2/680538, 2/680531, 2/680534, 2/680528, 2/680404, 2/680540, 2/680542, 2/680530, 2/680529, 2/680525,(далее - акты общей формы), на основании которых ОАО «РЖД» составлена ведомости подачи и уборки вагонов NN900272, 900273, 900274, 900275, 900276 (далее - ведомость), зафиксирован факт простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика, на станционных путях станции Находка-Восточная по вине ответчика - в связи с отказом грузополучателя в приеме вагонов на подъездные пути под погрузку в объявленное время.

От подписания ведомостей представитель ответчика отказался, акты общей формы подписал с разногласиями, в связи с чем, заказным письмом от 19.02.2008 N77 истец направил ответчику неподписанные ведомости и акты общей формы.

Вместе с тем, руководствуясь Тарифным руководством N2, утвержденным приказом МАП России от 25.07.2002 N580, ОАО «РЖД» начислило ответчику плату за пользование вагонами в размере 84474 рублей 31 копейка. В адрес ОАО «Восточный порт» был выставлен счет от 28.02.2008 N42 на общую сумму 2 639 214 рублей 90 копеек, включающий плату по спорным вагонам, который ответчиком оплачен частично.

Отказ ответчика оплатить образовавшуюся задолженность послужил основанием для подачи настоящего иска.

Проанализировав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В силу ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.

Согласно ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст.39 УЖТ РФ, установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Статьями 39, 119 УЖТ РФ и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N45 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.

Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.

Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены вышеперечисленные акты общей формы. В данных актах указаны номера вагонов, прибывших в адрес ОАО «Восточный порт», наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). В актах имеется запись о том, что со стороны представителя грузополучателя (ОАО «Восточный порт») акты подписаны с разногласиями. Данный факт удостоверен подписями двух представителей ОАО «РЖД». Актами общей формы подтверждается, что спорные вагоны простаивали на путях станции Находка-Восточная по причине отказа ответчика в приеме вагонов на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов.

На основании актов общей формы, памяток приемосдатчика, истцом были составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN900272, 900273, 900274, 900275, 900276, в которых произведен расчет платы за простой.

Проанализировав представленные истцом акты общей формы, ведомости, суд установил, что названные акты составлены в соответствии с Правилами составления актов, ведомость составлена в соответствии с §87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности (являющейся приложением N2 к указанию МПС России от 15 августа 2003 NШ-865у), и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов на станционных путях.

Согласно п.3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа «подпись» перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.

При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

Факт предъявления ответчику актов общей формы и соответственно отказ от подписи зафиксирован в соответствии с п.3.2.4 Правил составления актов.

Как установлено материалами дела, ведомости NN900272, 900273, 900274, 900275, 900276, предъявленные на подпись представителю ответчика, не были подписаны без указания причин отказа, акты общей формы подписаны представителем ОАО «Восточный порт» с разногласиями.

В разногласиях к актам общей формы ОАО «Восточный порт» представило возражения по предъявлению перевозчиком платы за пользование вагонами, согласно которым ОАО «Восточный порт» не отказывало в приеме вагонов под выгрузку; спорный акт общей формы не позволяет установить, по чьей вине произошел простой. Доказательства направления ОАО «Восточный порт» в адрес ОАО «РЖД» названных разногласий с соблюдением суточного срока в материалы дела ответчиком не представлены.

Между тем, данные доводы ответчика не подтверждается фактическими обстоятельствами, установленными судом, исходя из доказательств, представленных в материалы дела, и противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст.34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов в установленный срок.

В соответствии с пунктом 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N26, о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.

Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.

Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов установлен сторонами в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 30.10.2001 N392.

Согласно пунктам 3, 5 данного договора, о прибытии груженых вагонов станция по телефону уведомляет сменного диспетчера порта, который передает по телефону в техническую контору станции разнарядку на прибывшие вагоны. Технический конторщик станции вносит разнарядку порта в натурный лист, с указанием фамилии диспетчера. Груженые вагоны подаются в порт по разнарядке, указанной в натурном листе. При не предоставлении в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, они числятся на ответственности порта.

Каких-либо доказательств того, что данный порядок истцом не выполнялся, суду не представлено. В процессе исполнения обязательств по договору ОАО «Восточный порт» не высказывало претензий ОАО «РЖД» по отсутствию уведомлений на подачу вагонов под выгрузку, либо передачу уведомлений неуполномоченным лицам. Такие замечания не указаны и в актах общей формы.

Факт извещения о готовности вагонов к выгрузке подтвержден выпиской из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, составленной по форме ГУ-2, в которой указаны дата и время подачи уведомления, наименование отправителя, номера вагонов с наименованием груза, время подачи вагона под погрузку или выгрузку, а также фамилия и должность принявшего уведомление. Книга уведомлений, оформленная в соответствии с §89 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, является надлежащим доказательством уведомления грузополучателя о подаче вагона под выгрузку.

Факт нахождения вагонов на станции подтверждается натурным листом поезда, книгой уведомлений о прибытии груза формы ГУ-6 ВЦ, из которых следует, что ответчик в установленном порядке уведомлялся и о прибытии грузов.

ОАО «Восточный порт» не представлено каких-либо доказательств, что им направлялись претензии в адрес истца о том, что последний не уведомляет о готовности подачи вагонов под погрузку, а также доказательств того, что ответчиком в адрес истца направлялись уведомления о неготовности подачи вагонов под выгрузку. В актах общей формы проставлены даты их составления, кроме того, указано начало простоя по каждому вагону. Ни при подписании акта общей формы, ни в течение суток, как того требуют положения п.3.2.4 Правил составления актов, ответчик не указал, что отказ в приеме не соответствует действительности. Доказательств направления истцу разногласий в суточный срок суду не представлено.

Составление актов, свидетельствующих о неподаче перевозчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути, УЖТ РФ не предусматривает. Следовательно, доводы ответчика в данной части являются необоснованными.

В соответствии с п.3 ст.71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, только в том случае, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Доказательств несоответствия указанных в акте сведений, а именно: номера вагонов, времени начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагона в суд не представлено, в связи с чем, сведения о фактах, изложенных в названных документах, соответствуют действительности.

Факт соблюдения грузополучателем технологического времени при проведении разгрузочных операций не имеет правового значения, поскольку предметом иска является плата за пользование вагонами в связи с их нахождением на путях общего пользования станции, а не на путях, принадлежащих ответчику.

Таким образом, из актов общей формы, ведомостей, имеющихся в материалах дела, судом установлена вина ответчика в простое вагонов.

Ответчик, напротив, в нарушение ст.65 АПК РФ, не представил доказательств, свидетельствующих о простое вагонов не по его вине или отсутствия простоя.

Доказательств, подтверждающих задержку вагона по обстоятельствам, зависящим от ОАО «РЖД», не представлено, более того, судом установлено, что занятость фронта выгрузки подтверждается перечнем памяток приемосдатчика, что фактически не оспорено ответчиком. В то же время, ОАО «Восточный порт» не представлено доказательств свободного от вагонов фронта выгрузки на дату простоя вагонов.

Довод ответчика о том, что истец подает вагоны в количестве меньшем 20, судом отклоняется в силу следующего.

Как следует из заявки ответчика, фактически пути сортировочного парка были заполнены, спорные вагоны поступали на станции в составе поезда в количестве, не кратном 20 или меньше 10. Договором от 30.10.2001 N392 не предусмотрена обязанность ОАО «РЖД» формировать вагоны под подачу в количестве не менее 20. Также не предусмотрены данные работы прейскурантом N10-01 Тарифного руководства N2 (плата за перевозку). Таким образом, возложение на сторону договора дополнительных обязанностей противоречит ст.8 ГК РФ.

В представленных ответчиком заявках на подачу вагонов под выгрузку на подъездные пути, направленных в адрес перевозчика, в которых содержатся требования о подаче находящихся на путях общего пользования вагонов с различными сортами угля противоречит условиям договора; в поданных заявках грузополучатель не конкретизировал количество подаваемых вагонов на пути разгрузки, номера вагонов, исходя из марок угля. Кроме того, ОАО «Восточный порт» не представил доказательств направления указанных заявок в адрес истца, поскольку составление актов об отказе представителя ОАО «РЖД» принять составленные ответчиком заявки на подачу вагонов УЖТ РФ не предусмотрено, доказательств наличия у приемосдатчика станции Восточная полномочий на получение корреспонденции, поступающей в адрес ОАО «РЖД», не представлено.

Суд также отклоняет довод ответчика о необходимости составления коммерческого акта в соответствии со ст.119 УЖТ РФ. Согласно указанной норме коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя в случае непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае факта непередачи груза со стороны перевозчика не было, так как непередача груза в период составления актов общей формы произошла по вине ответчика. Сам факт направления истцу требования не свидетельствует о возможности принятия вагонов ОАО «Восточный порт», а также о том, что вагоны могут быть выгружены ответчиком. При этом отказ истца от составления коммерческих актов не освобождает ответчика от внесения перевозчику платы за пользование вагонами.

Согласно п.1 Тарифного руководства, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в названном Тарифном руководстве, обязательном для применения всеми субъектами железнодорожных перевозок.

Таким образом, истец при составлении расчета задолженности обоснованно использовал положения Тарифного руководства N2.

Из представленных актов общей формы (2/680538, 2/680531, 2/680534, 2/680528, 2/680404, 2/680540, 2/680542, 2/680530, 2/680529, 2/680525), ведомостей подачи и уборки вагонов, книги учета уведомлений судом установлено, что плата за пользование вагонами в размере 84 474 рублей 31 копейки начислена истцом правомерно.

Довод ОАО «Восточный порт» о неправомерном начислении истцом на заявленную к взысканию сумму платы за пользование вагонами НДС по ставке 18 % в отношении экспортного груза суд отклоняет в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. При этом применение налоговой ставки 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст.164 НК РФ.