• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2009 года Дело N А56-49477/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Савицкой И.Г., судей Зотеевой Л. В., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15267/2009) открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2009 по делу А56-49477/2009 (судья Хохлов Д.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области об оспаривании бездействия третье лицо: общество с ограниченной ответственностью производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез»

при участии:

от истца: Павлюченко Д.В. по доверенности от 01.01.2009 N 7-Д; от ответчика: Альховского В.А. по доверенности от 26.08.2009 N 15; от третьего лица: Коряковцева Е.С. по доверенности от 11.01.2009 N 19;

установил:

открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее - ОАО «Сургутнефтегаз», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия антимонопольного органа, выразившегося в неосуществлении действий, связанных с исключением группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и общества с ограниченной ответственностью производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (далее - ООО «Кинеф») из регионального раздела реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % (далее - реестр). В качестве способа устранения нарушений его прав заявитель просил суд обязать антимонопольный орган исключить группу лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из реестра.

Решением суда от 24.09.2009 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Сургутнефтегаз», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Податель жалобы ссылается на то, что обязанность доказывания правомерности нахождения группы лиц (ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф») в реестре является обязанностью антимонопольного органа в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), которая необоснованно возложена судом на заявителя. Также податель жалобы указывает на то, что антимонопольный орган обладает необходимыми полномочиями для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и решения вопроса о правомерности нахождения группы лиц в реестре, в то время как заявитель такой возможности не имеет, что не учтено судом первой инстанции при принятии решения. Доказательствам, представленным заявителем (сведения из сети Интернет) судебная оценка не дана. Податель жалобы полагает, что пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (далее - постановление N 30) не должен был быть применен судом, поскольку разъяснения названного пункта касаются случая рассмотрения дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающегося в злоупотреблении доминирующим положением, а не спорной ситуации, связанной с порядком формирования и ведения реестра. Заявитель подвергает сомнению выводы суда о то, что нарушение антимонопольным органом нормативно-правовых актов при подготовке аналитического отчета не может служить основанием для исключения группы лиц из реестра; по его мнению, между такими обстоятельствами существует прямая связь. ОАО «Сургутнефтегаз» указывает на несоответствие аналитического отчета управления требованиям Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок N 108). По мнению подателя жалобы, управлением не совершены действия, предусмотренные требованиями Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 6 (далее - Административный регламент). Заявитель указывает на то, что аналитический отчет оформлен ненадлежащим образом, так как не соответствует утвержденной для него форме, не содержит подписи уполномоченных лиц, к отчету не приложены документы, на основании которых он составлен.

В судебном заседании представитель ОАО «Сургутнефтегаз» доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель управления возразил против ее удовлетворения. Представитель третьего лица поддержал доводы ОАО «Сургутнефтегаз».

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30.06.2006 N01-РР общество в составе группы лиц с ООО «Кинеф» включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов. ОАО «Сургутнефтегаз» включено в реестр по виду деятельности - оптовая торговля топочным мазутом, доля товара на соответствующем товарном рынке - менее 65%, географические границы товарного рынка - Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Полагая, что доля товара ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» на соответствующем товарном рынке изменилась в сторону уменьшения и составляет менее 35%, заявитель обратился в антимонопольный орган с заявлением от 20.11.08 N 39-04-4608юр об исключении группы лиц в составе: ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов (л.д. 26-27).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 03.04.2009 получены документы из управления Федеральной антимонопольной службы, направленные по подведомственности, в числе которых: заявление ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» об исключении группы компаний из реестра по виду деятельности - оптовая торговля топочным мазутом (с долей менее 65 % и географическими границами Санкт-Петербурга и Ленинградской области), аналитический отчет, составленный управлением Санкт-Петербурга и Ленинградской области (до реорганизации) по результатам анализа товарного рынка торговли топочным мазутом за период 2007 и 9 месяцев 2008 года.

По результатам рассмотрения заявления ОАО «Сургутнефтегаз», управление в письме от 23.04.2009 N 02/806 сообщило заявителю, что основания для исключения группы лиц в составе: ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, отсутствуют. Ответ управления мотивирован тем, что на основании аналитического отчета по результатам анализа товарного рынка оптовой торговли топочным мазутом за 2007, 2008 годы установлено, что на территории Ленинградской области оптовой продажи топочного мазута занимаются следующие организации: ООО «Кинеф», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Торговый дом Юкос-М», ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» и ОАО «ТНК-ВР Северная столица». Решение о включении группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» в реестр принято в 2006 году, когда доля составляла около 60 %. Анализ совокупной доли ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» выявил ее снижение в 2007 году до 54 % за 9 месяцев 2008 года.

ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия антимонопольного органа, выразившегося в неосуществлении действий, связанных с исключением группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из регионального раздела реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. В качестве способа устранения нарушений его прав заявитель просил суд обязать антимонопольный орган исключить группу лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из реестра. Из содержания заявления ОАО «Сургутнефтегаз» следует, что фактически им оспаривается законность отказа в исключении из реестра группы лиц в составе заявителя и третьего лица.

Суд первой инстанции отклонил требования общества, поскольку пришел к выводу о том, что ОАО «Сургутнефтегаз» не доказало, что доля группы лиц в составе заявителя и третьего лица на оптовом рынке топочного мазута в Санкт-Петербурге и Ленинградской области снизилась до величины менее 35 %. В частности суд указал на то, что заявителем не представлены сведения о предложениях на рынке товара, взаимозаменяемого с топочным мазутом, и о готовности потребителей заменить топочный мазут таким товаром, не доказано того, что для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и других покупателей, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, экономически целесообразно закупать топочный мазут, используемый в качестве энергоносителя, в других регионах.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.

Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, предусмотрен Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила ведения реестра или Правила N 896).

В соответствии с пунктом 3 Правил N 896 формирование и ведение реестра осуществляется путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.

В силу пункта 14 Правил ведения реестра основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 указанных Правил.

Оценив представленный управлением аналитический отчет от 26.03.2009 (л.д. 30-32), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для принятия решения об исключении группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Кинеф» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35%.

Согласно аналитическому отчету совокупная доля ООО «Кинеф» и ОАО «Сургутнефтегаз» снизилась с 63% (2007 год) до 54% за 9 месяцев 2008 года. Указанные выводы основаны на данных, полученных антимонопольным органом от субъектов товарного рынка оптовой торговли топочным мазутом в географических границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приведенных в приложении N2 к отчету.

Подлежит отклонению изложенный в апелляционной жалобе довод общества о несоблюдении управлением положений Порядка N 108 при проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на исследуемом товарном рынке, а именно пункта 55 указанного Порядка.

Пункт 55 Порядка N 108 содержит требования к содержанию аналитического отчета.

Содержание указанного пункта корреспондируется с положениями пункта 3 Порядка N 108, которым определены этапы проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. В случае если при проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке отдельные этапы не проводились, то в аналитический отчет соответствующие разделы не включаются (пункт 56 Порядка N 108). Согласно пункту 3 Порядка N 108 в случае формирования реестра хозяйствующих субъектов определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводиться.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 58 Порядка N 108 допускается краткое описание состояния рынка и развития на нем конкуренции (обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке).

Как следует из аналитического отчета, он содержит временной интервал исследования, продуктовые и географические границы исследуемого товарного рынка, состав продавцов и покупателей, объем товарного рынка (пункт 6, приложение N1), оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Из пунктов 1 и 5 аналитического отчета следует, что источниками исходной информации явились сведения, полученные по запросам антимонопольного органа у возможных участников рынка - продавцов, входящих в вертикально-интегрированные структуры нефтяных компаний.

В ходе исследования товарного рынка антимонопольным органом выявлено, что покупателями топочного мазута являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, использующие топочный мазут в качестве энергоносителя. Указанное обстоятельство не опровергнуто заявителем.

Оценив аналитический отчет, представленные антимонопольным органом документы, следует признать, что управлением не было допущено существенных нарушений процедуры проведения анализа исследуемого товарного рынка, то есть отклонений от установленных требований, которые могли бы повлечь иные выводы антимонопольного органа.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованной ссылку суда первой инстанции на пункт 13 постановления N 30, согласно которому следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50%, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Иное не было установлено антимонопольным органом в ходе анализа и оценки конкурентной среды на исследуемом товарном рынке. Заявителем, в свою очередь, не представлены документы, опровергающие выводы управления. Сведения из сети Интернет о наличии других субъектов на исследуемом рынке, которые представлены заявителем, сами по себе не свидетельствуют об изменении размера доли группы лиц в составе: ООО «Кинеф» и ОАО «Сургутнефтегаз» ниже 35 %.

Следовательно, руководствуясь аналитическим отчетом, антимонопольный орган правомерно на основании пункта 3.62 Регламента N 6 направил в адрес заявителя письмо об отказе в проведении административных процедур по исключению из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% группы лиц в составе: ООО «Кинеф» и ОАО «Сургутнефтегаз».

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2009 по делу N А56-49477/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» - без удовлетворения.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 15.10.2009 N 17740 отнести на открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз».

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.Г.Савицкая
Судьи
Л.В.Зотеева
А.Б.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-49477/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 22 декабря 2009

Поиск в тексте