• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2010 года Дело N А74-3132/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «30» декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «14» января 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А., судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П. при участии от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер»): Мордвиновой Н.С., представителя по доверенности от 14.11.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «09» октября 2009 года по делу NА74-3132/2009, принятое судьей Лиходиенко А.В.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (далее - управление, ответчик), в котором просит:

- признать действия Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия противоречащими действующему законодательству, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации по сделкам купли-продажи квартир в ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля»;

- признать действия Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия в 2001 - 2002 годах противоречащими действующему законодательству, выразившиеся в отсутствии контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земли города Абакана и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земли на территории города Абакана, муниципальной комиссией по сбору исходной информации и утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений по городу Абакану в Федеральную службу земельного кадастра России; за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия в Федеральную службу земельного кадастра России;

- признать действия Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия в 2001 - 2002 годах противоречащими действующему законодательству, выразившиеся в предоставлении республиканской комиссии по сбору исходной информации и утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений на территории РХ, не соответствующей действительности, информации о том, что проведенная кадастровая оценка земель поселений РХ соответствует Методике государственной кадастровой оценке земель поселений и Техническим указаниям;

- признать бездействия Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, выраженные в не проведении государственной кадастровой оценке земель поселений не территории города Абакана в 2006-2007 годах, и не исключению записи из государственного земельного кадастра недостоверных сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006 противоречащими действующему законодательству;

- обязать Управление Роснедвижимости по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением от 09.10.2009 не согласно по следующим основаниям:

- суд должен был изложить в резолютивной части решения выводы об отказе в удовлетворении каждого из шести заявленных требований; в мотивировочной части решения суда приведены основания, по которым суд отказал в удовлетворении заявления, не по всем заявленным обществом требованиям;

- Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утв. Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, не действовала в спорный период (2001-2002 годы);

- не соблюден кворум при рассмотрении и согласовании материалов работ по государственной оценке земель по г. Абакану;

- в представленном в материалы дела ответе директора ООО «АН «Центральное» и в приложении к отчету о государственной кадастровой оценке земель есть существенные противоречия в стоимости и количестве квартир, проданных в 2000-2001 годах, что не могло существенно не повлиять на итоговый результат расчета кадастровой стоимости земли на территории г. Абакана;

- ответчик не проверял отчет ФКЦ «Земля» на предмет соответствия его Методике и техническим указаниям;

- суд не исследовал вопрос о предоставлении или непредоставлении сведений по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия муниципальными и республиканской комиссиями в Федеральную службу земельного кадастра России;

- в соответствии с п. 3 Правил проведения кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с 01.01.2008 на территории г. Абакана должна действовать кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная по результатам новой кадастровой оценки земель, в связи с чем, сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества с 01.01.2008 неактуальны и недостоверны.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 09.10.2009 считает законным и обоснованным.

Управление в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие управления.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 19:01:020109:0006, расположенный по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, ул. Пушкина 207А, общей площадью 19 152 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права серии 19МЮ 154009).

Согласно кадастровой выписки от 07.04.2008 N01/08-1-2212, кадастровая стоимость земельного участка составляет 70 807 050 рублей 72 копейки. Кадастровая стоимость земельного участка исчислена исходя из расчета: 3 697 рублей 11 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв.м.

Удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в г. Абакане утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия N 324 от 11.12.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия», в соответствии с приложением N 1 которого удельный показатель кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 020109 в г. Абакане с функциональным использованием - «земли под объектами торговли» составляет 3 697 рублей 11 копеек за 1 кв.м.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 19 января 2009 года, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2009 года, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер» о признании недействующим указанного приложения N1 в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 020109 в отношении земельного участка под кадастровым номером 19:01:020109:0006 в городе Абакане отказано.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 июня 2009 года по делу А74-1664/2009 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фермер» о признании недостоверными результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 020109 земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006, расположенного в городе Абакане, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006 отказано.

Заявитель, полагая, что государственная кадастровая оценка земель поселений Республики Хакасия в части определения удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 020109 в отношении земельного участка под кадастровым номером 19:01:020109:0006 в городе Абакане проведена с нарушением действующего законодательства, считая ее нарушающей его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель как лицо, участвующее в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия и бездействие ответчика соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.

В соответствии частями 1, 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель ( далее Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил (в редакции, действовавшей на 11 декабря 2002 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 11 Правил методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, действующая в спорный период.

В целях своевременного и качественного выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель Правительством Республики Хакасия принято Постановление N 98 от 28.04.2001 «О государственной кадастровой оценке земель Республики Хакасия» (с последующими изменениями), которым создана республиканская комиссия по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель и утверждено Положение о республиканской комиссии по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.

В состав республиканской комиссии включен руководитель Управления Роснедвижимости по РХ.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.4 Положения о республиканской комиссии ее целями, в частности, являются организация сбора исходной информации, рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, координация в этом вопросе деятельности республиканских ведомств и органов местного самоуправления и подготовка к рассмотрению в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти Республики Хакасия по вопросам государственной кадастровой оценки земель.

14 марта 2002 года материалы государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия, в том числе по г. Абакану, одобрены городской и республиканской комиссиями по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (протокол N 3, л.д. 80, 81).

Постановлением мэра города Абакана N 951 от 28 июня 2001 года «О государственной кадастровой оценке земель г. Абакана» утвержден состав городской комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.

11 июня 2002 года материалы государственной кадастровой оценки земель по городу Абакану, выполненные Сибирским региональным кадастровым центром «Земля» (г. Омск), согласованы комиссией по рассмотрению материалов работ по государственной кадастровой оценке земель по г. Абакану (протокол от 11 июня 2002 года, л.д. 82).

В ноябре 2002 года Сибирским региональным кадастровым центром «Земля» оформлены результаты работ в виде отчета (т. 2 л.д. 1-3). Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия направлен в Федеральную службу земельного кадастра России для согласования.

Из письма Федеральной службы земельного кадастра России от 05.12.2002 N СС/1101 (т. 1 л.д. 83) следует, что работы по государственной кадастровой оценке земель поселений в Республике Хакасия выполнены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. Данным письмом Росземкадастр согласовал результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Республике Хакасия и рекомендовал органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвердить указанные материалы.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2002 N 324 утверждены результаты государственной кадастровой опенки земель поселений Республики Хакасия, проведенной Сибирским региональным кадастровым центром «Земля» (филиалом в г. Омске).

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 19 января 2009 года отказано в удовлетворении заявления ООО «ТД «Фермер» о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия N 324 от 11.12.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия» в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 020109 в отношении земельного участка под кадастровым номером 19:01:020109:0006 в городе Абакане.

По требованию о признании действий управления по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по сделкам купли-продажи квартир в ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля», противоречащим действующему законодательству.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в целях осуществления кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия управление осуществляло сбор данных по сделкам купли-продажи квартир и других объектов недвижимости и представляло их в ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»; исходную информацию управлению предоставляло общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Центральное».

Оспаривая действия управления по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия, выразившиеся в предоставлении информации по сделкам купли-продажи квартир в ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» ( далее ФГУП «Земля»), общество ссылается на то, что предоставленная управлением информация является недостоверной. В обоснование данного требования общество ссылается на то, что в ответе ООО «АН «Центральное» от 19.06.2009 на запрос общества (л.д. 32-38) и в приложении N 3 к отчету о государственной кадастровой оценке земель (т. 1 л.д. 84) есть существенные противоречия в стоимости и количестве квартир, проданных в 2000-2001 годах, что не могло существенно не повлиять на итоговый результат расчета кадастровой стоимости земли на территории г. Абакана.

Оценив указанные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что несовпадение дат и количества сделок не свидетельствует о незаконности и недостоверности представленной ответчиком в ФГУП «Земля» информации. Содержащаяся в приложении N 3 к отчету о государственной кадастровой оценке земель информация о стоимости квартир не опровергнута обществом, доказательств ее недостоверности в материалы дела не представлено.

Общество указывает, что данные действия управления не соответствуют пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; статье 1, пунктам 7, 12, 32 статьи 5, пункту 5 статьи 7 Положения о федеральной службе земельного кадастра России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22; пункту 1 Приказа Росземкадастра от 20.02.20001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель; пунктам 1.2, 1.3 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утв. 18.10.2000 Федеральной службой земельного кадастра России.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» государственному комитету Российской Федерации по земельной политике постановлено провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пунктов 1, подпунктов 7, 12, 32 пункта 6, подпункта 5 пункта 7 Положения о федеральной службе земельного кадастра России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22, Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель (пункт 1). Федеральная служба земельного кадастра России во исполнение возложенных на нее задач выполняет, в том числе, следующие функции: осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр; осуществляет деятельность, связанную с государственной кадастровой оценкой земель (в том числе для целей налогообложения); осуществляет функции государственного заказчика проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра и государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета), проведением землеустройства и мониторинга земель, охраной и рациональным использованием земель и государственной кадастровой оценкой земель (пункт 6).Федеральная служба земельного кадастра России в пределах своей компетенции имеет право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Службу задач (пункт 7)

Согласно пункту 1 Приказа Росземкадастра от 20.02.20001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель» возложена персональная ответственность за проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъектах Российской Федерации на руководителей территориальных органов Росземкадастра.

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.6 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений методика позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель. Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков. Методика основана на статистическом анализе рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. При расчете удельных показателей кадастровой стоимости земель используются адаптированные для российской практики подходы и методы оценки недвижимости. Для проведения необходимых, в соответствии с настоящей Методикой, расчетов используется следующая информация о сделках с объектами недвижимости: данные по сделкам купли-продажи объектов недвижимости (включая незастроенные земельные участки), совершаемым физическими и юридическими лицами, в том числе данные торгов (конкурсов, аукционов); данные о выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями; данные о ставках арендной платы за земельные участки, передаваемые в аренду (под объекты торговли, культурно-бытового обслуживания и т.д.); информация о стоимости продажи прав аренды; цены предложений по объектам недвижимости (включая незастроенные земельные участки).

Несоответствия оспариваемых обществом действий управления указанным нормам права судом апелляционной инстанции не установлено.

По требованию о признании действий Управления Роснедвижимости по Республики Хакасия по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия в 2001 - 2002 годах противоречащими действующему законодательству, выразившихся в отсутствии контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земли города Абакана и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земли на территории города Абакана муниципальной комиссией по сбору исходной информации и утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений по городу Абакану в Федеральную службу земельного кадастра России.

Как следует из пояснений общества, заявитель считает, что обязанность по совершению указанных оспариваемых действий управления по осуществлению контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земли города Абакана и предоставлении недостоверной информации предусмотрена пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; статьей 1, пунктами 7, 12, статьей 5 Положения о федеральной службе земельного кадастра России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22; пунктом 1 Приказа Росземкадастра от 20.02.20001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель; пунктом 4.3 Положения о комиссии по организации подготовки исходных данных по государственной кадастровой оценке земель г. Абакана, утв. Постановлением Мэра г. Абакана от 28.06.2001 N 951.

Вместе с тем, обязанность ответчика по контролю за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земли города Абакана и предоставлению недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земли на территории города Абакана муниципальной комиссией по сбору исходной информации и утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений по городу Абакану в Федеральную службу земельного кадастра России указанным нормами права не предусмотрена.

Несоответствия оспариваемых обществом действий управления указанным нормам права судом апелляционной инстанции не установлено.

В качестве доказательств обоснованности указанного требования общество ссылается на протокол от 14.03.2002 N 3 заседания республиканской комиссии о рассмотрении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (т. 1 л.д. 128-129) и на протокол от 11.06.2002 (т.1 л.д. 130). Вместе с тем, указанные доказательства не подтверждают совершение управлением оспариваемых обществом действий.

Довод общества о том, что не соблюден кворум при рассмотрении и согласовании материалов работ по государственной оценке земель по г. Абакану, отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий материалам дела, в том числе протоколам от 14.03.2002 N 3 и от 11.06.2002, и не подтвержденный соответствующим доказательствами.

По требованию о признании действий Управления Роснедвижимости по Республики Хакасия по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия в 2001 - 2002 годах противоречащими действующему законодательству, выразившихся в отсутствии контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия в Федеральную службу земельного кадастра России.

Как следует из пояснений общества, заявитель считает, что обязанность по совершению указанных оспариваемых действий управления, выразившихся в отсутствии контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия в Федеральную службу земельного кадастра России, предусмотрена пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; статьей 1, пунктам 7, 12, статьи 5 Положения о федеральной службе земельного кадастра России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22; пунктом 1 Приказа Росземкадастра от 20.02.20001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель; пунктом 4.3 Положения о комиссии по организации подготовки исходных данных по государственной кадастровой оценке земель г. Абакана, утв. Постановлением Мэра г. Абакана от 28.06.2001 N 951.

Указанными нормами права не предусмотрена обязанность управления по контролю за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия в Федеральную службу земельного кадастра России.

Несоответствия оспариваемых обществом действий управления указанным нормам права судом апелляционной инстанции не установлено.

В качестве доказательств обоснованности указанного требования общество ссылается на протокол от 14.03.2002 N 3 заседания республиканской комиссии о рассмотрении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (т. 1 л.д. 128-129) и на письмо Федеральной службы кадастра России N СС/156 (т. 2 л.д. 13).

Протоколом от 14.03.2002 N 3 заседания республиканской комиссии о рассмотрении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений решено одобрить и предоставить на утверждение в Правительство Республики Хакасия материалы государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия.

Письмом N СС/156 Федеральной службы кадастра России до сведения руководителей комземов по субъектам Российской Федерации доведены сведения, что для согласования работ по государственной кадастровой оценке земель поселений в адрес Росземкадастра должны быть представлены указанные в письме материалы.

Указанные доказательства не подтверждают совершение управлением действий, выразившихся в отсутствии контроля за ходом утверждения результатов кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия и предоставлении недостоверной информации по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия в Федеральную службу земельного кадастра России.

По требованию о признаний действий управления по проведению кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия в 2001 - 2002 годах противоречащими действующему законодательству, выразившиеся в предоставлении республиканской комиссии по сбору исходной информации и утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия не соответствующей действительности информации о том, что проведенная кадастровая оценка земель поселений Республики Хакасия соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель поселений и Техническим указаниями.

Как следует из пояснений общества, оспариваемые действий управления, выразившиеся в предоставлении республиканской комиссии по сбору исходной информации и утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия не соответствующей действительности информации о том, что проведенная кадастровая оценка земель поселений Республики Хакасия соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель поселений и Техническим указаниям, противоречат пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; статье 1, пунктам 7, 12, статьи 5 Положения о федеральной службе земельного кадастра России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22; пункту 1 Приказа Росземкадастра от 20.02.20001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель».

Вместе с тем, несоответствия оспариваемых обществом действий управления указанным нормам права судом апелляционной инстанции не установлено в силу следующего.

Из письма Федеральной службы земельного кадастра России от 05.12.2002 N СС/1101 (т. 1 л.д. 83) следует, что работы по государственной кадастровой оценке земель поселений в Республике Хакасия выполнены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. Данным письмом Росземкадастр согласовал результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Республике Хакасия и рекомендовал органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвердить указанные материалы.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2002 N 324 утверждены результаты государственной кадастровой опенки земель поселений Республики Хакасия, проведенной Сибирским региональным кадастровым центром «Земля» (филиалом в г. Омске).

В качестве доказательств обоснованности указанного требования общество также ссылается на протокол от 14.03.2002 N 3 заседания республиканской комиссии о рассмотрении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (т. 1 л.д. 128-129), которым решено одобрить и предоставить на утверждение в Правительство Республики Хакасия материалы государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия.

Указанный протокол не подтверждает, что в республиканскую комиссию по сбору исходной информации и утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Хакасия управлением предоставлена не соответствующая действительности информация о том, что проведенная кадастровая оценка земель поселений Республики Хакасия соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель поселений и Техническим указаниям.

Иных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.

Довод общества о том, что ответчик не проверял отчет ФКЦ «Земля» на предмет соответствия его Методике и техническим указаниям, отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный.

Довод общества о том, что суд не исследовал вопрос о предоставлении или непредоставлении сведений по согласованию кадастровой стоимости земель поселений Республики Хакасия муниципальными и республиканской комиссиями в Федеральную службу земельного кадастра России, отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный, поскольку заявителем не доказано, каким образом установление указанных обстоятельств свидетельствует о незаконности оспариваемых обществом действий.

По требованию о признании бездействия управления, выраженного в непроведении государственной кадастровой оценки земель поселений не территории города Абакана в 2006-2007 годах, и не исключению записи из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006, противоречащим действующему законодательству.

Как следует из материалов дела, по государственному заказу Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в 2007 году за счет средств бюджета Республики Хакасия проводилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Хакасия.

Исполнителем работ являлось Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Между названными организациями 27.07.2007 заключен государственный контракт N 0008-ок на выполнение работ по теме: «Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Хакасия».

При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Хакасия управлением в соответствии с пунктами 1.4, 2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, сформирован и передан государственному заказчику работ перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в составе земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия и имеющиеся сведения о значениях факторов стоимости земельных участков, содержащиеся в Государственном земельном кадастре.

В декабре 2007 ФГУП «ФКЦ «Земля» оформлены результаты работ в виде отчета (т. 2 л.д. 4). Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия направлен в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, где проверен на соответствие порядка выполненных работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель г. Абакана, представленный управлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрен и установлено, что данный отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (т. 1 л.д. 95-96).

Протоколом заседаний республиканской комиссии по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель от 20.12.2007 принято решение рекомендовать Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия представить в Правительство Республики Хакасия результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия (кроме города Абакана) и рекомендовать Правительству Республики Хакасия после получения положительного заключения экспертизы оценки в федеральном органе Роснедвижимости утвердить результаты оценки (кроме города Абакана).

Постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия.

Отчет по государственной оценке земель населенных пунктов Республики Хакасия 27.12.2007 передан Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в государственный фонд данных Управления Роснедвижимости по РХ.

Согласно письму Мэра города Абакана от 01.10.2008 N 6372 ( т.1., л. д. 94) Администрация города Абакана повторно рассмотрела представленные ( ответчиком) материалы Государственной кадастровой оценки земель муниципального образования -город Абакан и согласовывает для утверждения в Правительстве Республики Хакасия.

В материалах дела также имеется письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ( т. 1., л.д. 95) о рассмотрении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов республики Хакасия и отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель г. Абакана, представленных с сопроводительным письмом Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 23.03.2009 N307. Из приложенного к письму акта проверки следует, что отчет в отношении земель муниципального образования г. Абакан рассматривается в пятый раз.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие, выразившееся в непроведении государственной кадастровой оценки земель поселений не территории города Абакана в 2006-2007 годах, ответчиком не допущено.

Заявитель ссылается на нарушение управлением пункта 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в соответствии с которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Вместе с тем, конкретного и нормативно обоснованного перечня действий, которые должно было совершить управление и несовершение которых, по мнению заявителя, нарушает его права, а также конкретные сроки их совершения, доказательства их несовершения и нарушения тем самым прав и законных интересов заявителя, обществом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведено и не представлено.

Заявителем не приведено норм права и не представлено соответствующих доказательств о наличии оснований для исключения управлением записи из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями и бездействием управления по проведению государственной кадастровой оценки земель в Республике Хакасия и г. Абакане в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку судом апелляционной инстанции не установлено несоответствие оспариваемых действий и бездействия управления закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями и бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Довод общества о том, что суд должен был изложить в резолютивной части решения выводы об отказе в удовлетворении каждого из шести заявленных требований, отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный.

Довод общества о том, что в мотивировочной части решения суда приведены основания, по которым суд отказал в удовлетворении заявления, не по всем заявленным обществом требованиям, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции приведены общие для всех заявленных обществом требований основания об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Довод общества о том, что Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утв. Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, не действовала в спорный период (2001-2002 годы), не влияет на вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод ответчика о том, что производство по делу в части требования об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006, подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.06.2009 по делу N А74-1664/2009 отказано в удовлетворении заявленных обществом требований о признании действий управления по внесению записи о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:020109:0006 противоречащими действующему законодательству ввиду недостоверности результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земли, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку требование об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при оспаривании действий государственного органа в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует рассматривать не как отдельное материально-правовое требование, а как способ устранения установленных судом нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. согласно платежному поручению от 06.11.2009 N 273 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «09» октября 2009 года по делу NА74-3132/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
Г.А.Колесникова
Судьи
Г.Н.Борисов
О.И.Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-3132/2009
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 января 2010

Поиск в тексте