• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2010 года Дело N А56-3816/2010



Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Александровой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стафеевой С.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

заинтересованное лицо - ООО «ВинРус»; об аннулировании лицензий при участии

от заявителя - представителя Буйволова М.Ю. (доверенность от 24.03.2010);

от заинтересованного лица - генерального директора Шугалова С.К. (решение от 26.02.2009 N 1/2009, приказ от 26.02.2009 N 9), представителя Старынинова М.С. (доверенность от 12.02.2010);

установил:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании выданных обществу с ограниченной ответственностью «ВинРус» (далее - ООО «ВинРус», общество) лицензий на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков, а также на производство, хранение и поставку произведенных вин.

Как следует из материалов дела, Федеральной налоговой службой обществу в порядке переоформления выданы лицензии:

- Б 068785, регистрационный N 2242 от 24.05.2009, на осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следующего вида деятельности: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков, бренди, винных напитков, плодовой водки, виноградной водки, коньяков из обработанных коньяков), срок действия - с 24.05.2009 по 14.11.2013;

- Б 068800, регистрационный N 2242 от 17.06.2009, на осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следующего вида деятельности: производство, хранение и поставки произведенных вин (столовых специальных, плодовых, ароматизированных, медовых), срок действия - с 17.06.2009 по 14.11.2013.

На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» и от 15.10.2009 N810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» в результате перераспределения полномочий между государственными органами, полномочия по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 19.10.2009 переданы Росалкогольрегулированию.

Согласно постановлению Росстата от 29.09.2004 N 43 юридические лица (организации) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (включая организации с участием иностранного капитала) всех отраслей экономики, которым выданы лицензии на производство, хранение и поставки произведенных этилового спирта, в том числе денатурата, алкогольной и спиртосодержащей продукции, до прекращения их действия обязаны представлять в органы государственной статистики форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-алкоголь «Сведения о производстве спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции».

Непредставление обществом в установленный срок в органы статистики указанных сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции за первое полугодие 2009 года послужило основанием для приостановления решением Росалкогольрегулирования от 03.12.2009 N 0057 действия выданных обществу лицензий на срок не более 6 месяцев в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Письмом от 10.12.2009 N 267 ООО «ВинРус» сообщило в Росалкогольрегулирование об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, и просило возобновить действий лицензий.

Однако 29.12.2009 Росалкогольрегулированием принято решение N 0211 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона N171-ФЗ в связи с невыполнением обществом решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензий, а также установлением факта эксплуатации ООО «ВинРус» основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС), опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом.

Также решением Росалкогольрегулирования от 30.12.2009 N 0212 обществу отказано в возобновлении действия лицензий в связи с направлением в суд заявления об их аннулировании.

В судебном заседании 19.04.2010 представитель Роалкогольрегулирования требования поддержал и устно заявил об их уточнении, указав в дополнение к приведенным в заявлении основаниям аннулирования лицензий на наличие в обороте общества алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, а также алкогольной продукции с поддельными марками. При этом представитель Росалкогольрегулирования пояснил, что указанные основания выявлены лицензирующим органом после обращения в суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Вместе с тем по настоящему делу заявлено требование об аннулировании лицензий, которое представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).

Учитывая изложенное, при рассмотрении данной категории дел положения части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом норм Федерального закона N171-ФЗ, регламентирующих процедуру аннулирования лицензий.

Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона N171-ФЗ решение о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

В данном случае в решении Росалкогольрегулирования от 29.12.2009 N 0211 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий такие основания как наличие в обороте общества алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, а также алкогольной продукции с поддельными марками, не указаны. Таким образом, применительно к указанным основаниям процедура аннулирования лицензий Росалкогольрегулированием не соблюдена.

При этом на момент уточнения требований обстоятельства, при которых были выявлены дополнительные основания аннулирования лицензий, в письменной форме лицензирующим органом не изложены, надлежащим образом оформленные доказательства в этой части в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, с учетом характера спора, принятие судом изменений оснований заявленных требований приведет к затягиванию рассмотрения дела, что не отвечает целям эффективного правосудия и нарушит баланс публичных интересов и интересов общества, не имеющего в настоящее время возможности осуществлять лицензируемую деятельность в связи с приостановлением действия лицензий.

Принимая во внимание изложенное, изменения оснований заявленных требований не могут быть приняты судом, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в рамках первоначально заявленных оснований.

ООО «ВинРус» против удовлетворения заявленных требований возражало, обратилось в суд с встречным заявлением о признании недействительным решения Росалкогольрегулирования от 30.12.2009 N 0212 об отказе в возобновлении действия лицензий и просило обязать лицензирующий орган вынести решение о возобновлении действия названных лицензий.

Определением от 04.03.2010 встречное заявление общество принято к производству арбитражного суда.

В судебном заседании представители ООО «ВинРус» встречные требования поддержали. Представитель Росалкогольрегулирования против их удовлетворения возражал, ссылаясь на принятие встречного заявления к производству арбитражного суда с нарушением правил подсудности. Отзыв на встречное заявление лицензирующим органом не представлен.

Рассмотрев заявление Росалкогольрегулирования и встречное заявление ООО «ВинРус», выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, суд исходит из следующего.

Факт представления лицензиатом в органы статистики сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции за первое полугодие 2009 года с нарушением установленного срока и, соответственно, правомерность решения Росалкогольрегулирования от 03.12.2009 N 0057 о приостановлении в связи с указанным нарушением действия выданных ООО «ВинРус» лицензий на срок не более 6 месяцев в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от N 171-ФЗ подтверждаются письмом Федеральной службы государственной статистики от 13.10.2009 N АС-03-21/3605 (том 1, листы дела 11 - 31) и обществом в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. К основаниям для аннулирования такой лицензии в судебном порядке отнесены, в том числе, невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, а также эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела Росалкогольрегулирование полагает, что обществом не было выполнено решение от 03.12.2009 N 0057 о приостановлении действия выданных ООО «ВинРус» лицензий, о чем свидетельствуют факты отгрузки алкогольной продукции 19.11.2009 и 10.12.2009. В подтверждение выявленного нарушения лицензирующим органом представлены накладные от 19.11.2009 и 10.12.2009 (том 1, листы дела 43 и 44).

Однако накладная от 19.11.2009 не может свидетельствовать о невыполнении обществом решения лицензирующего органа от 03.12.2009 N 0057 о приостановлении действия лицензии, поскольку на момент ее оформления названное решение Росалкогольрегулированием не было принято.

Накладная от 10.12.2009 также не является доказательством невыполнения решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, поскольку, как указывает общество, о принятии Росалкогольрегулированием данного решения ООО «ВинРус» стало известно только 10.12.2009 от сотрудников лицензирующего органа, прибывших для снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов и пломбирования оборудования и коммуникаций. Изложенное подтверждается письмом ООО «ВинРус» от 10.12.2009 N 267 (том 1, лист дела 131).

Поскольку Росалкогольрегулированием не представлены какие-либо документы, свидетельствующие о том, что обществу стало известно о решении лицензирующего органа от 03.12.2009 N 0057 ранее 10.12.2009, суд считает, что доводы ООО «ВинРус» в этой части Росалкогольрегулированием не опровергнуты.

Кроме того, согласно указанным накладным от 19.11.2009 и от 10.12.2009 обществом осуществлялось внутреннее перемещение продукции из цеха розлива на склад готовой продукции, что не подтверждает факт отгрузки продукции третьим лицам, в связи с чем не может свидетельствовать о невыполнении ООО «ВинРус» решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензий.

В обоснование заявленных требований Росалкогольрегулирование также ссылается на выявление при снятии остатков готовой продукции факта эксплуатации обществом основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом. В подтверждение данных обстоятельств лицензирующим органом представлен акт от 10.12.2009 N 4-ост.

Из акта снятия остатков готовой продукции от 10.12.2009 N 4-ост усматривается, что при проверке оборудования общества представителями Росалкогольрегулирования установлено:

- нарушение целостности голографических наклеек (NN А78027508, А78027507 на универсальном модуле учета продукции, установленном на линии розлива N1; NА78028582 на гибком соединении трубопровода с автоматом розлива на линии розлива N2);

- отсутствие голографических наклеек (NА78027540 на универсальном счетчике бутылок, установленном на линии розлива N2; NА78028470 на универсальном модуле учета продукции, установленном на линии розлива N2; NN А78028799, А78028800, А78028801, А78028803 на универсальном модуле учета продукции, установленном на линии розлива N3).

Однако факт эксплуатации обществом названного оборудования на момент проверки в акте от 10.12.2009 N 4-ост не отражен.

В отзыве и в судебном заседании представители ООО «ВинРус» пояснили, что линии розлива N 1 и N 2 на производстве по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Челябинская, д.46, лит. А, были остановлены 10.12.2009 примерно с 10 час. 30 мин. - 11 час.00 мин. для промывки технологического оборудования и уборки цеха. Поскольку в ходе промывки оборудования были выявлены факты отсутствия и повреждения целостности имеющихся на данном оборудовании голографических наклеек, после промывки работа названных производственных линий не была возобновлена и на момент снятия остатков готовой продукции линии розлива N 1 и N 2 не работали. Работа линии розлива N 3 была остановлена с 19.11.2009 и на момент проверки 10.12.2009 названная линия также не эксплуатировалась.

В подтверждение приведенных обстоятельств обществом представлены объяснение генерального директора общества, приказ руководителя ООО «ВинРус» от 10.12.2009 N32 о проведении служебного расследования причин повреждения голографических наклеек на производственном оборудовании, объяснительная машиниста разливоукупорочных машин Анисиной Л.А. от 10.12.2009, служебная записка заместителя генерального директора общества от 10.12.2009 о результатах служебного расследования, выписка из технологического регламента общества, часовые отчеты по линиям розлива NN 1, 2, 3 и акт исследования приборов учета ИС АЛКО от 27.01.2010.

При отсутствии в акте от 10.12.2009 N 4-ост данных о том, что линии розлива NN1, 2 и 3 эксплуатировались обществом на момент снятия остатков готовой продукции, у суда не имеется оснований не доверять представленным ООО «ВинРус» документам, поскольку акт лицензирующего органа от 10.12.2009 N 4-ост сведения, изложенные в документах общества, не опровергает.

Согласно акту исследования приборов учета ИС АЛКО от 27.01.2010, составленному с участием ООО «ПИТ-СПЕЦПРИБОРСЕРВИС», осуществляющего техническое обслуживание измерительных систем ООО «ВинРус», производство готовой продукции по линиям NN 1 и 2 остановлено в районе 11 час. 10.12.2009, производство готовой продукции по линии N 3 осуществлялось до 18.11.2009.

Акт снятия остатков и блокирования оборудования от 10.12.2009 N 77-08-09/70б и какие-либо иные документы в подтверждение заявленных требований в материалы дела лицензирующим органом не представлены.

При таких обстоятельствах суд считает, что выводы Росалкогольрегулирования о невыполнении ООО «ВинРус» решения от 03.12.2009 N 0057 о приостановлении действия лицензии, а также об осуществлении эксплуатации основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении голографических наклеек, не подтверждены материалами дела.

Исходя из изложенного, требования лицензирующего органа об аннулировании выданных обществу лицензий не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

Письмо общества от 10.12.2009 N 267 об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, поступило в Росалкогольрегулирование 17.12.2009, что подтверждается отметкой об этом на копии письма и подписью работника лицензирующего органа, заверенными печатью. Вместе с данным письмом общество представило в Росалкогольрегулирование копии отчетов о производстве алкогольной продукции со штампами территориального органа статистики о принятии названных документов (том 1, листы дела 134 - 144). Факт устранения ООО «ВинРус» обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, представителем Росалкогольрегулирования в судебном заседании не оспаривался.

Учитывая положения части 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, устранение обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, а также отсутствие оснований для аннулирования лицензий, лицензирующий орган в течение десяти дней был обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.

Таким образом, решением от 30.12.2009 N 0212 об отказе в возобновлении действия лицензий Росалкогольрегулирование нарушило права и законные интересы ООО «ВинРус» в сфере предпринимательской деятельности, неправомерно лишив общество возможности осуществлять лицензируемую деятельность.

Доводы лицензирующего органа о нарушении судом при принятии к производству встречного заявления правил подсудности не основаны на нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно статье 38 которого встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Принимая во внимание изложенное, встречные требования общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение от 30.12.2009 N 0212 - признанию недействительным.

Поскольку в данном случае для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества недостаточно признания оспариваемого решением от 30.12.2009 N0212, суд считает необходимым обязать лицензирующий орган возобновить действие выданных ООО «ВинРус» лицензий.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117, уплаченная обществом при обращении с встречным заявлением государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с лицензирующего органа как со стороны по спору о признании ненормативного правового акта недействительным.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании выданных обществу с ограниченной ответственностью «ВинРус» лицензий на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков, а также на производство, хранение и поставку произведенных вин отказать.

Встречные требования общества с ограниченной ответственностью «ВинРус» удовлетворить.

Признать недействительным решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.12.2009 N 0212 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «ВинРус» в возобновлении действия лицензий.

Обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка возобновить действие выданных обществу с ограниченной ответственностью «ВинРус» лицензий:

- Б 068785, регистрационный N 2242 от 24.05.2009, на осуществление следующего вида деятельности: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков, бренди, винных напитков, плодовой водки, виноградной водки, коньяков из обработанных коньяков);

- Б 068800, регистрационный N 2242 от 17.06.2009, на осуществление следующего вида деятельности: производство, хранение и поставки произведенных вин (столовых специальных, плодовых, ароматизированных, медовых).

Взыскать с Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВинРус» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Александрова Е.Н.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-3816/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 21 апреля 2010

Поиск в тексте