• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2010 года Дело N А56-14514/2009



Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Никитушевой М.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ксенофонтовой И.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "Норд-Синтез"

заинтересованное лицо Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании Постановления от 02.03.2009 N21-84/1 о назначении административного наказания при участии от заявителя: представитель Шевелев А.В., доверенность N б/н от 10.03.2010 г. представитель Лахнюк О.В., доверенность б/н от 10.03.2009 г. от заинтересованного лица:

представитель Шарапко Д.А., доверенность N 01-19/4385 от 01.12.2009 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Синтез" (далее Общество) просит признать незаконным и отменить Постановление N 21-84/1 от 02.03.2009 г. Управления Росприроднадзора по Ленинградской области (далее Управление).

Общество ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.

Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Департамент) возражает, полагая, что оснований для удовлетворения требований Общества не имеется, материалами административного дела доказаны факты совершения Обществом нарушений природоохранного законодательства.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:

- по фактам обнаруженного в ходе внеплановой проверки правонарушения Управлением 12.11.2008 г. Определением N 21-84/1 было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества;

- 30.12.2008 г. Управлением, в порядке ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был составлен Протокол об административном правонарушении N 21-84/1 по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества;

- по результатам рассмотрения материалов административного дела 02.03.2009 г. Управлением вынесено Постановление N 21-84/1, которым Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет привлечение к административной ответственности;

- Обществу вменено в вину нарушение статьи 16, пункта 4 статьи 17, пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 34, статьи 67, пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктов 1, 3, 5 и 7 статьи 12 и пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) а именно:

- Обществом не представлены (отсутствуют) платежные документы, подтверждающие осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2008 года, а также расчет платы;

- отсутствует производственный экологический контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства; общество не представило приказы о назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды, инструкции;

- отсутствуют документы, подтверждающие проведение производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- руководитель организации и специалисты, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- не установлены нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не проведена их инвентаризация;

- Обществом не выполняются (не предусмотрены) мероприятия по охране окружающей среды; не представлен отчет по выполнению плана природоохранных мероприятий за 2007 год;

- отсутствуют документы, подтверждающие осуществление ведомственного контроля за передвижными источниками загрязнения атмосферы на токсичность (дымность) отработанных газов.

- пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду;

- однако Управлением неправильно квалифицировано нарушение, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это нарушение образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- статья 67 Закона N 7-ФЗ предусматривает обязанности субъектов хозяйственной деятельности по производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль);

- вместе с тем, вышеуказанной нормой не определен порядок и формы осуществления организации производственного экологического контроля, ссылка Департамента на Постановление Правительства Российской Федерации N 373 от 21.04.2000 г. необоснована, поскольку данным постановлением определена обязанность государственных органов и организаций осуществлять учет вредных производств и вредных выбросов в атмосферный воздух, однако постановление не содержит норм, регулирующих общий порядок проведения организациями производственного экологического контроля;

- необоснована и ссылка Департамента на ГОСТ 14.13-2007, поскольку нормы ГОСТа носят рекомендательный характер;

- кроме того, Обществом представлена Программа производственного контроля (л.д. 82-89) и Приказ о приеме на работу инженера - эколога N 193-к от 01.04.2008 г.;

- статьей 25 Закона N 96-ФЗ обязанность по производственному контролю за охраной атмосферного воздуха возложена на юридических лиц, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. В статье 30 данного Закона предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обеспечивать для транспортных и иных передвижных средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов;

- Обществом представлен технический отчет по результатам контроля соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих атмосферу на Общество с ограниченной ответственностью «Норд-Синтез» (площадка Лесогорск) за 2008 г.;

- в материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что у Общества имеются передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха и Департамент не представил какие-либо доказательства их наличия у Общества;

- таким образом, Обществу неправомерно вменено нарушение, выразившееся в отсутствии производственного экологического контроля, отсутствие документов, подтверждающих проведение производственного экологического контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и осуществление ведомственного контроля за передвижными источниками загрязнения атмосферы;

- в силу статьи 12 Закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов;

- согласно пункту 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

- согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

- Обществом представлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу, утвержденные Территориальным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для Общества с ограниченной ответственностью «Ленхозторг» со сроком действия с 01.01.2004 г. по 01.01.2009 г.;

- решением общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Ленхозторг» N 1/04 от 27.09.2004 г., наименование Общества было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «Норд-Синтез», о чем была внесена запись в ЕГРЮЛ от 25.11.2004 г., Свидетельство серии 78 N 001826776;

- таким образом, у Общества, на момент проверки имелись нормативы ПДВ;

- ссылка Департамента на то, что нормативы не были переоформлены, в соответствии с п. 16 Административного регламента, утвержденного Приказом N 288 от 31.10.2008 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, необоснованны, поскольку в данном нормативном документе установлен порядок выдачи и переоформления разрешений на выбросы, а не порядок утверждения нормативов ПДВ, а Обществу не вменялось отсутствие разрешений на выбросы ПДВ;

- для утверждения нормативов ПДВ организацией - Обществом, был изготовлен проект нормативов ПДВ, который содержит перечень загрязняющих веществ, выбрасываемый Обществом в атмосферу, т.е. Обществом была проведен инвентаризация ПДВ и непроведение инвентаризации вменено Обществу неправомерно;

- Общество, также, необоснованно привлечено к ответственности за непредставление отчета за 2007 г., ввиду истечения срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за это нарушение;

- в соответствии с частью 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- вместе с тем, непрохождение должностными лицами организации соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- при вышеуказанных обстоятельствах, Постановление N 21-84/1 от 02.03.2009 г. не соответствует действующему законодательству, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно быть признано незаконным и отменено;

Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление N 21-84/1 от 02.03.2009 г. Управления Росприроднадзора по Ленинградской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Норд-Синтез» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.



Судья
Никитушева М.Г.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-14514/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 19 апреля 2010

Поиск в тексте