АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2010 года Дело N А51-3642/2010

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2010. Полный текст решения изготовлен 22.04.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Скляровой Татьяны Ефимовны к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным отказа и обязании предоставить земельные участки при участии в заседании:

от заявителя - Чернова Н.В. (доверенность от 11.01.2010),

от департамента - Пламадяла С.В. (доверенность от 15.12.2009, N 29/03-18-13097)

установил: Склярова Татьяна Ефимовна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 07.12.2009 N 29/02-20-12791, а также об обязании департамента предоставить в заявителю земельные участки, расположенные по адресу: г.Владивосток, ул.Калинина, 177, площадью 37 кв.м на праве аренды, площадью 1 704 кв.м - на праве собственности.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что заявитель является собственником объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. Пояснил, что заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении двух участков - один в собственность, и один - в аренду, при этом им представлены все документы необходимые для предоставления в собственность и в аренду испрашиваемых земельных участков, к обращению приложены также кадастровые паспорта на оба участка, в связи с чем вправе приобрести в собственность и аренду указанные земельные участки. Считает отказ необоснованным.

Департамент в представленном отзыве считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку часть испрашиваемого в собственность земельного участка находится в охранной зоне инженерных сетей, в связи с чем для принятия решения заявителю необходимо представить топографическую съемку, выполненную в масштабе М 1:500, с нанесенными ограничениями по красным линиям и инженерным сетям. Также в качестве основания для отказа департаментом указано на непредставление заявителем сведений из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое одноэтажное здание - магазин общей площадью 609,40 кв.м (лит.Б), расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Калинина, 177, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 709954, выданным 12.05.2006.

06.11.2009 заявитель обратилась в департамент (вх.N 29-18763 от 10.11.2009) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 37 кв.м с кадастровым номером 25:28:030002:209, и в собственность земельного участка площадью1 704 кв.м с кадастровым номером 25:28:030002:208, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Калинина, 177, для эксплуатации здания магазина, принадлежащего на праве собственности.

Письмом от 07.12.2009 N 29/02-20-12791 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка.

Поскольку, по мнению заявителя, им представлен исчерпывающий пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При рассмотрении дела данной категории суду необходимо установить наличие у обратившегося лица права на приобретение в собственность земельного участка, то есть наличие права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку заявитель является собственником недвижимого имущества, приобретенного по сделке и зарегистрированного в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, то вопросы предоставления земельного участка под названным объектом регулируются статьей 36 ЗК РФ.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Принимая во внимание, что топографическая съемка, выполненная в масштабе М 1:500, с нанесенными ограничениями по красным линиям и инженерным сетям не входит в перечень, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, то требование департамента о предоставление указанного документа не основано на нормах права, в связи с чем является незаконным.

В то же время пунктом 5 указанного Перечня установлена обязательность предоставления выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в ЕГРП.

Как следует из материалов дела, заявителем при обращении в департамент выписки из ЕГРП о правах на приобретаемые земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030002:209 и 25:28:030002:208, либо отказы в предоставлении информации, выданные в письменной форме соответствующим органом, в связи с отсутствием прав на указанные земельные участки, зарегистрированных в ЕГРП, не представлены.

Представленное в судебном заседание сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от 25.09.2009 N 01/027/2009-228 в отношении земельного участка с кадастровым N 25:28:030002:121 не имеет отношения к испрашиваемым заявителем земельным участкам, так как испрашиваемые участки имеют иные кадастровые номера.

Указание в пункте 18.3 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым N 25:28:030002:208 о том, что кадастровый N 25:28:030002:121 участка, подлежит снятию с кадастрового учета, лишь подтверждает то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым N 25:28:030002:208 является вновь сформированным и не идентичен снятому с кадастрового учета.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что при обращении в департамент, заявителем не представлены выписки из ЕГРП о правах на приобретаемые земельные участки, либо отказы в предоставлении информации.

Следовательно, отказ департамента в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков по причине отсутствия выписки из ЕГРП о правах на приобретаемые земельные участки, либо отказов в предоставлении информации, является законным и обоснованным, в связи с чем не нарушает прав и законных интересов заявителя.

По указанным основаниям не подлежат удовлетворению и требования заявителя об обязании департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка