АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2009 года Дело N А56-37228/2009

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 13 августа 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Левченко Ю.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешенковым А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ИФНС России по Сланцевскому району Ленинградской области заинтересованное лицо Государственное учреждение Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Кингисеппского и Сланцевского районов" о взыскании налога, пени, штрафа

при участии: от заявителя: Максимова Д.А.

от ответчика: Шашкова Н.А.; Мухин М.С.; Мухина Д.А.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Сланцевскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кингисеппского и Сланцевского районов» (далее - Учреждение, налогоплательщик, ответчик) недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года в сумме 59 533 руб., пени в сумме 3497,81 руб., начисленной на указанную недоимку, а также заявитель просит взыскать с ответчика земельный налог, пеню, штраф начисленные по решению от 14.01.2009 N 4, в суммах 79551 руб., 16 662,44 руб. и 15 910руб. соответственно.

При отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и приступил к рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Ответчиком в лице Государственного учреждения Ленинградской области «Кингисеппская государственная ветеринарная инспекция» (такое название он имел до реорганизации) в Межрайонную инспекцию ФНС России N3 по Ленинградской области был представлен расчет авансовых платежей по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года, согласно которому подлежал уплате земельный налог в сумме 70 893 руб. Учреждение уплатило налог частично: в сумме 11 340 руб.

В связи с тем, что земельный налог (авансовый платеж) по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года не был уплачен в полном объеме, налоговый орган выставил требование N 12622 (об уплате налога и пени) по состоянию на 19.11.2008, которым предложил ответчику уплатить земельный налог в сумме 59 533 руб. и пеню в сумме 3497,81 руб.

Требование ответчиком исполнено не было.

Решением от 14.01.2009 N 4, вынесенным по результатам проведения выездной налоговой проверки Учреждения, Межрайонная инспекция ФНС России N3 по Ленинградской области начислила ответчику земельный налог в сумме 79551 руб. (за 1,2,3 кварталы 2007 года) и пени по налогу 16 662,44 руб., а также привлекла налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 15 910 руб.

На основании этого решения налоговый орган выставил требование N 1002 (об уплате налога, пени, штрафа) по состоянию на 04.02.2009, которым предложил ответчику уплатить указанные выше суммы налога, пеней и штрафа.

Требование ответчиком исполнено не было.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организаций, у которых открыт лицевой счет.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ указано, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.

Из материалов дела следует, что спорные суммы налога, исчислены в отношении земельного участка площадью 4694,47 кв.м., кадастровый номер N 47:28:0301031:0010, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Баранова, д. 4а. Этот земельный участок был предоставлен ГУ районная станция по борьбе с болезнями животных «Сланцевская», которое ликвидировано в 2005 году. Земельный участок зарегистрирован до настоящего времени за данной организацией, что подтверждается участвующими в деле лицами и установлено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу NА56-5349/2009.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Ликвидация юридического лица согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Также в указанном Постановлении установлены следующие обстоятельства, которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не требуют дальнейшего доказывания.

В соответствии с договором безвозмездного пользования объектами нежилого фонда от 18.07.2005 N 07/96, территориальное Управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (ссудодатель) передало безвозмездно во временное пользование Государственному учреждению Ленинградской области «Кингисеппской государственной ветеринарной инспекции» (ссудополучателю) объекты нежилого фонда.

На основании Распоряжения Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 28.09.2007 N 371 за Государственным учреждением Ленинградской области «Кингисеппская государственная ветеринарная инспекция» закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Ленинградской области, которое передано по актам передачи от 28.09.2007.

28.10.2008 зарегистрировано право оперативного управления на недвижимое имущество.

При этом в силу пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

У Учреждения отсутствуют правоустанавливающие документы на землю.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности взимания налога с лиц, фактически пользующихся землей, но не имеющих правоустанавливающих документов.

Государственное учреждение Ленинградской области «Кингисеппская государственная ветеринарная инспекция» (название ответчика до реорганизации, зарегистрированной в ЕГРЮЛ 31.12.2008) не является правопреемником прав на земельный участок, принадлежащих ГУ районной станции по борьбе с болезнями животных «Сланцевская», которому он выделен и которое ликвидировано.

Поскольку спорный земельный участок не закреплен за учреждением, то у него отсутствуют основания для уплаты земельного налога.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации, содержащей сведения об исчисленном налоге, не может являться основанием для требования его уплате при отсутствии законных оснований для его исчисления (например, в том случае если лицо не является плательщиком соответствующего налога).

Заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Левченко Ю.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка