АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2010 года Дело N А56-71868/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Боровлева Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Стафеевой С.Е. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Отель "Достоевский"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб

о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3304 при участии

от заявителя - Широков Д.Н. доверенность от 04.05.2009;

от заинтересованного лица - Мамаев А.Н.доверенность от 11.01.2009

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Отель «Достоевский» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - управление) от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3304 о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования.

Представитель управления против удовлетворения требований заявителя возражал, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, 01.10.2007 общество заключило с нерезидентом - компанией «Asla Ltd» (Ирландия) договор N 10ТА/08 на возмездное оказание услуг по проживанию (далее - договор на оказание услу по проживанию).

На основании указанного договора 05.02.2008 общество в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Московское отделение N 1877 оформило паспорт сделки N 08020010/1481/1304/3/0.

В ходе исполнения обязательств по вышеуказанному договору общество оказало компании «Asla Ltd» услуги по проживанию, в связи с чем 31.12.2008 общество оформило акт N СВ/АЛ/15 на 8850 евро и направило его в адрес нерезидента.

Указанный акт одновременно со справкой о подтверждающих документах от 27.04.2009 представлен обществом в уполномоченный банк 27.04.2009, то есть с превышением установленного в пункте 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение) срока на 102 дня.

По факту несоблюдения обществом установленных сроков представления форм учета и отчетности за декабрь 2008 года по паспорту сделки N 08010012/1481/1304/3/0 должностным лицом управления 03.06.2009 в присутствии представителя общества, действовавшего на основании доверенности от 03.06.2009 N б/н, составлен протокол об административном правонарушении N 40-09/3304.

Постановлением управления от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3304 общество привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Считая названное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявление общества, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее 0 Закеон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

К формам учета относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж»).

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П (далее - Положение) , и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению. Указанные документы представляются в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: - 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

- 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации:

- 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Как следует из материалов дела, акты N СВ/АЛ/15 на 8850 евро и N СВ/АЛ/16 на 70 евро об оказании обществом компании «Asla Ltd» услуг по проживанию в декабре 2008 года, оформлены заявителем и направлен в адрес контрагента 30.12.2008. Указанный акт, подписанный нерезидентом, получен обществом только 06.04.2009, что административным органом не оспаривается.

Акт от 31.12.2008 N СВ/АЛ/15 одновременно со справкой о подтверждающих документах от 27.04.2009 представлен обществом в уполномоченный банк 27.04.2009. Данное обстоятельство, по мнению управления, свидетельствует о несоблюдении обществом сроков представления форм учета и отчетности по валютной операции, проведенной обществом с нерезидентом в рамках договора на оказание услуг по проживанию.

Однако суд считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 7.8 договора на оказание услуг по проживанию, не позднее 10 дней после окончания месяца, в котором были оказаны услуги по проживанию отель предоставляет клиенту акт об оказании услуг, который должен быть оформлен клиентом в установленном порядке и возвращен отелю в течение 15 дней с момента получения.

То есть по условиям договора на оказание услуг по проживанию акт, которым стороны подтверждают факт оказания услуг, должен быть подписан обеими сторонами сделки. Следовательно, срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах исчисляется с момента, когда акт об оказании услуг подписан заказчиком-нерезидентом, а не с даты, указанной в акте обществом до направления контрагенту. Как следует из оспариваемого постановления, управлением приняты доводы общества о том, что акты от 31.12.2008 подписаны нерезидентом не ранее 06.04.2009 (даты окончательного ответа контрагента). Таким образом, справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк 27.04.2009 в пределах установленного срока.

В отношении факта указания в справке о подтверждающих документах неправильной даты оформления акта - 31.12.2008, расцененного Управлением Росфиннадзора как нарушение обществом сроков представления формы учета, суд отмечает следующее.

В соответствии с приложением 1 к Положению в графе 1 справки о подтверждающих документах должна быть указана дата оформления документа, подтверждающего оказание услуг.

В данном случае в акт об оказании услуг от 31.12.2008 не отражена дата их подписания иностранным контрагентом, что лишило общество возможности указать в справке о подтверждающих документах иную дату оформления акта, нежели дата, проставленная самим резидентом до направления акта контрагенту. Неправильное оформление заявителем справки о подтверждающих документах при изложенных обстоятельствах не может быть расценено как виновное нарушение порядка представление формы учета применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

В нарушение требований статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ по факту неправильного оформления заявителем справки о подтверждающих документах протокол об административном правонарушении управлением не составлялся. В протоколе об административном правонарушении от 03.06.2009 N 40-09/3304 зафиксирован лишь факт несвоевременного представления справки о подтверждающих документах, который не подтвердился в ходе рассмотрения дела. В связи с этим по факту указания в справке неправильной даты оформления подтверждающего документа общество не имело гарантированной КоАП РФ процессуальной возможности представить свои объяснения.

Действия общества по неправильному оформлению подтверждающих документов не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Административная ответственность согласно названной норме права наступает за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютной операции, проведенной с нерезидентом в рамках внешнеторговой сделки.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 21.07.2009 по делу об административно правонарушении N 40-09/3304 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Отель «Достоевский» к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Боровлев Д.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка