ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 года Дело N А54-6660/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2010 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полынкиной Н.А.,

судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии: лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 февраля 2010 года по делу N А54-6660/2009 С5 (судья Шуман И.В.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее - ГУ УПФ РФ в городе Рязани, Управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам, Горбатовой Валентины Николаевны (далее - ИП Горбатова В.Н., предприниматель) штрафа в сумме 2 142 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Принятым по делу решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.02.2010 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Рязанской области, заявитель жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. В частности, заявитель указывает, что предприниматель представил в орган ПФР недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год. В соответствии со ст. 81 НК РФ предприниматель в данном случае должен подать корректирующие формы индивидуальных сведений либо подать в налоговый орган уточненную декларацию.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 24.02.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, ГУ УПФ РФ в городе Рязани провело проверку своевременности представления ИП Горбатовой В.Н. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки установлено, что представленные предпринимателем сведения за 2008 год являются недостоверными, а именно: сумма взносов, указанная страхователем в качестве начисленных за расчетный период в Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), не соответствует сумме страховых взносов, начисленных предпринимателем по декларации за 2008 год. Согласно декларации общая сумма начисленных предпринимателем за расчетный период (2008 год) страховых взносов составила 21 420 руб. (из них 13 770 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 7 650 руб. - на накопительную), а согласно ведомости - 17 220 руб. (из них 10 935 руб. на страховую часть трудовой пенсии 6 150 руб. - на накопительную).

По результатам проверки составлен акт от 07.09.2009 N 106 и принято решение от 28.09.2009 N 51 о привлечении ИП Горбатовой В.Н. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», за представление недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 2008 год в виде штрафа в размере 2 142 руб.

Неисполнение требования от 28.09.2009 N 51 об уплате штрафных санкций в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял законный и обоснованный судебный акт, при этом правомерно исходил из следующего.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах. Порядок представления необходимых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 данного Закона.

Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Кроме того, в этот же срок страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

За непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к работодателям и гражданам, самостоятельно уплачивающим взносы, в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены требования, предъявляемые к оформлению результатов налоговой проверки, в частности к акту и решению, вынесенным по результатам налоговой проверки. Так, в акте налоговой проверки указываются в том числе документально подтвержденные факты нарушений законодательства. В решении излагаются обстоятельства совершения привлекаемым к ответственности лицом правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, обращаясь в арбитражный суд, Управление в заявлении просит привлечь ИП Горбатову В.Н. к ответственности за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2008 год в виде штрафа в размере 2 142 руб., ссылаясь на акт проверки от 07.09.2009 N 106 и решение от 28.09.2009 N 51, из которых следует, что в результате сверки сведений о начисленных страховых взносах, представленных страхователем (ведомость уплаты АДВ-11), с данными декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год установлены расхождения в суммах начисленных страховых взносов.

Поскольку акт проверки и решение ГУ УПФ РФ в городе Рязани о привлечении ИП Горбатовой В.Н. к ответственности не позволяют определить, в чем конкретно заключаются неполнота либо недостоверность сведений, суд первой инстанции предложил Управлению представить документальные доказательства, обосновывающие событие выявленного правонарушения. Таких доказательств заявителем представлено не было.

С учетом данного обстоятельства суд пришел к правильному выводу о том, что сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в ведомости уплаты страховых взносов, сумме, отраженной в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не свидетельствует о предоставлении страхователем недостоверных сведений о начисленных за 2008 год страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, руководствуясь при этом тем, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к числу которых относятся данные бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров, а не основании декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В нарушение требований части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, ГУ УПФ РФ в городе Рязани таких доказательств не представило.

Обоснованным суд апелляционной инстанции находит и содержащийся в решении вывод об ошибочности примененной заявителем методики исчисления штрафа. Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» относительно того, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения, суд указал, что Управление неправомерно исчислило штраф не от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых предположительно представлены недостоверные сведения, а от причитающихся за расчетный период платежей за всех застрахованных лиц.

Ни в акте проверки от 07.09.2009 N 106, ни в решении от 28.09.2009 N 51 о привлечении страхователя к ответственности Управление не указало, в отношении каких застрахованных лиц предприниматель представил недостоверные сведения и в чем конкретно выразилась их недостоверность.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ГУ УПФ РФ в городе Рязани и отмены принятого законного и обоснованного решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 февраля 2010 года по делу N А54-6660/2009 С5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Н.А.Полынкина
Судьи
А.Г.Дорошкова
В.Н.Стаханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка