ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2010 года Дело N А54-6507/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Тиминсккой О.А., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 февраля 2010 года по делу NА54-6507/2009 (судья Мегедь И.Ю.), принятое по заявлению общество с ограниченной ответственностью «Рязанский завод автомобильной аппаратуры» к Администрации г. Рязани о признании недействительным постановления от 30.05.2009 N2874, при участии в судебном заседании: от заявителя: не явились, о времени и месте уведомлены надлежащим образом, от ответчика: не явились, о времени и месте уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Рязанский завод автомобильной аппаратуры» обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Рязани от 30.05.2008 N2874 «О продаже ООО «РЗАА» земельного участка для обслуживания автостоянки» в части установления ограничения в виде запрета строительства любого вида в контуре (ф-х-Е-А-ф).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.02.2010 в удовлетворении заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, а также телеграммой.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «РЗАА», являясь собственником объекта недвижимости - автостоянки расположенной по адресу: г.Рязань, Московское шоссе, 66, в порядке ст. 36 Земельное кодекса РФ приобрело право собственности на земельный участок, необходимый для ее обслуживания.

30.05.2008 администрация города Рязани постановлением от N2874 «О продаже ООО «РЗАА» земельного участка для обслуживания автостоянки» установила, в том числе продать в собственность заявителю для обслуживания автостоянки земельный участок площадью 3605 кв.м, расположенный по адресу: г.Рязань, Московское шоссе, 6 (Железнодорожный район) в границах согласно плану (п.3 указанного постановления). Пунктом 4 постановления установлены ограничения в использовании земельного участка, в том числе: в виде запрета производить строительство любого вида в контуре (ф-х-Е-А-ф).

Во исполнение указанного постановления между заявителем и администрацией города Рязани был заключен Договор N351-08 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:33 от 09.07.2008, в пункте 1.4 которого также установлен ограничение в использовании земельного участка.

Право собственности заявителя на земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 сентября 2008 года.

Согласно топографической съемке местности, полученной заявителем в порядке подготовки документов для реконструкции существующего объекта недвижимости, основанием установления данных ограничений земельного участка явилось нанесение красных линий на принадлежащий Обществу земельный участок таким образом, что они разделяют как земельный участок, так и объект недвижимости - автостоянку, находящуюся на нем и принадлежащую Обществу на праву собственности.

Полагая, что нанесение красных линий на принадлежащий заявителю земельный участок осуществлено с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2).

Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N137-ФЗ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В силу ч.3 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В силу указанных выше нормативных правовых актов Администрация города осуществляет права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 ГрК РФ).

Из содержания пункта 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утверждена постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N18-30) следует, что красными линиями являются границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Исходя из части 1 статьи 41 Кодекса, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Части 2 - 6 статьи 42 Кодекса устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Согласно п.5 ст.45 Кодекса органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Из содержания части 5 статьи 46 Кодекса следует, что особенностью подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления городского округа, является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях, при этом порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекта межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целя соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории приводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8 статьи 46 Кодекса).

Таким образом, разработка проекта красных линий производится на основе генерального плана города и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления города.

Как усматривается из материалов дела, ООО «РЗАА», являясь собственником объекта недвижимости - автостоянки, расположенной по адресу: г.Рязань, Московское шоссе, 66, в порядке ст. 36 Земельное кодекса РФ приобрело право собственности на земельный участок, необходимый для ее обслуживания.

30.05.2008 администрация города Рязани постановлением от N2874 «О продаже ООО «РЗАА» земельного участка для обслуживания автостоянки» установила, в том числе продать в собственность заявителю для обслуживания автостоянки земельный участок площадью 3605 кв.м, расположенный по адресу: г.Рязань, Московское шоссе, 6 (Железнодорожный район) в границах согласно плану (п.3 указанного постановления). При этом, пунктом 4 постановления установлены ограничения в использовании земельного участка, в том числе: в виде запрета производить строительство любого вида в контуре (ф-х-Е-А-ф).

Во исполнение указанного постановления между заявителем и администрацией города Рязани был заключен Договор N351-08 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:33 от 09.07.2008, в пункте 1.4 которого также установлено ограничение в использовании земельного участка.

Вместе с тем, как установлено судом, Администрацией г.Рязани не представлен проект детальной планировки городской территории по Московскому шоссе г.Рязани, являющийся правовым основанием для утверждения красной линии, пересекающей арендуемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 62:29:006 00 32:0033.

На момент вынесения постановления администрации города Рязани N2874 от 30.05.2008 «О продаже ООО «РЗАА» земельного участка для обслуживания автостоянки», установившего ограничения в использовании принадлежащего Обществу земельного участка, из указанной градостроительной документации был разработан и утвержден решением Рязанского городского Совета от 30.11.2006 N794-111 лишь Генеральный план города Рязани. Проекты же детальной планировки территории, на основании которых разрабатываются проекты красных линий, а также правила землепользования и застройки города Рязани на момент вынесения указанного постановления Администрации не были разработаны утверждены органом местного самоуправления.

Кроме того, территорией общего пользования в соответствии с частью 12 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации являются территории, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Между тем, часть земельного участка в контуре (ф-х-Е-А-ф) нельзя признать территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, поскольку с момента ввода сооружения (автостоянки) в эксплуатацию (акт государственно-приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 1 февраля 2003 года) оно используется собственником для предпринимательской деятельности, доступ на автостоянку имеют лишь владельцы транспортных средств.

Таким образом, установление красной линии, повлекшее возникновение ограничений в использовании принадлежащего заявителю земельного участка, при отсутствии утвержденного проекта планировки территории свидетельствует о несоблюдении Администрацией города Рязани порядка установления красных линий, предусмотренного градостроительным законодательством.

В силу п.5 ст.200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт.

Однако Администрацией г.Рязани не представлено в материалы дела доказательств соблюдения положений ст. ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ при установлении красных линий на Московском шоссе.

В этой связи, принимая во внимание, что оспариваемое постановление создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, в том числе, делает невозможной реконструкцию принадлежащего заявителю объекта недвижимости или строительство нового объекта недвижимости, ограничения в использовании принадлежащего Обществу земельного участка, выразившиеся в незаконном установлении красных линий, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.

Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие утвержденного проекта планировки территории не может свидетельствовать об отсутствии в данной части города территорий общего пользования, отклоняется судом, как несостоятельный.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном восстановлении судом пропущенного срока на обжалование, так как, по мнению Администрации, характер ограничений, касающихся запрета на строительство в указанном контуре был известен заявителю в момент подписания 09.07.2008 договора купли-продажи земельного участка.

Вместе с тем, как пояснил представитель Общества, о данном факте ООО «РЗАА» стало известно из письма Администрации г.Рязани от 30.03.2009 N06-12/911, а о том, что «красные линии» не утверждены в установленном законом порядке - из письма Администрации от 27.08.2009. После этого, заявитель неоднократно пытался решить спорный вопрос в досудебном порядке путем переписки.

При таких обстоятельствах, проанализировав в порядке ст.71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно признал причину пропуска срока на обжалование уважительной.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.02.2010 по делу NА54-6507/2009-С18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

     Председательствующий
Е.Н.Тимашкова
Судьи
О.А.Тиминская
Н.В.Еремичева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка