АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2010 года Дело N А56-3342/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Александровой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой С.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области заинтересованное лицо Крестьянское хозяйство Кибац Л. И. о взыскании штрафа в размере 257 руб. 60 коп. при участии от заявителя не явился (извещен) от заинтересованного лица не явился (извещен)

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Крестьянского хозяйства Кибац Л. И. (далее - крестьянское хозяйство) штрафных санкций в размере 257 руб. 60 коп. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27ФЗ). Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам в соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. Крестьянское хозяйство было привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком, в соответствии со статьей 5 Закона N167-ФЗ является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 6 Закона N167-ФЗ установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.

В соответствии со статьей 14 Закона N167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 11 Закона N27-ФЗ страхователи (организации и предприниматели) обязаны представлять один раз в год, но не позднее 01 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

За непредставление в указанные сроки сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на основании части 3 статьи 17 Закон N27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Необходимые сведения крестьянским хозяйством сданы не были, в связи с чем Фондом был составлен акт камеральной проверки от 02.06.2009 N 622 на основании которого было вынесено решение от 25.06.2009 N 497 о привлечении заинтересованного лица к ответственности. Акт, решение и требование от 25.06.2009 N 497 об уплате штрафных санкций в сумме 257 руб. 60 коп. в срок до 16.07.2009 направлялись крестьянскому хозяйству заказными письмами, что подтверждено соответствующими реестрами отправлений. Так как штраф не был добровольно уплачен крестьянским хозяйством, Фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа в арбитражный суд.

Согласно статье 7 Закона N 167-ФЗ наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона.

В силу пункта 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Действия этих Правил согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда, и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ). Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2007 N 12707/07. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

В качестве состава правонарушения крестьянскому хозяйству вменено непредставление в определенные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ установлено: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице. Материалами дела подтверждается, что крестьянское хозяйство привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в сумме 257 руб. 60 коп. за непредставление им сведений за 2008 год до 02.03.2009 о каждом работающем у него застрахованном лице. Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не указано, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство не представило сведения, а также не отражено, какие документы и иные сведения подтверждают обстоятельства указанного правонарушения. При этом материалы дела не содержат доказательств наличия у крестьянского хозяйства работающих застрахованных лиц. Таким образом, суд приходит к выводу, что штрафные санкции с крестьянского хозяйства, взыскиваются, исходя из суммы штрафа в размере 257 руб. 60 коп., который является 10% от стоимости страхового года индивидуального предпринимателя, как за непредставление сведений персонифицированного учета за главу крестьянского хозяйства, который в рамках Пенсионного законодательства приравнен к индивидуальному предпринимателю.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. В рассматриваемом случае наличие названных обстоятельств Управлением Пенсионного фонда не доказано и материалами дела не подтверждено. Поэтому предприниматель не относится к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ. Следовательно, на предпринимателя как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не распространяется обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком.

Поэтому при нарушении этой обязанности предпринимателем не может быть применена ответственность, установленная третьим абзацем статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 N 7802/09. В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. При таких обстоятельствах заявленные Фондом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области о взыскании с Крестьянского хозяйства Кибац Л. И. штрафных санкций в размере 257 руб. 60 коп. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Александрова Е.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка