АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2010 года Дело N А56-1033/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Александровой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лопсан Д.И. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - открытое акционерное общество «МедРемСтрой»

заинтересованное лицо - Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2009 N 03-2009/П-357-819 при участии

от заявителя - Ширяевой Е.В. (доверенность от 29.01.2010);

от заинтересованного лица - Даниловой Л.А. (доверенность от 13.01.2010 N 02-53/10-00);

установил:

Открытое акционерное общество «МедРемСтрой» (далее - ОАО «МРС», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 29.12.2009 N 03-2009/П-357-819 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования. Представитель Комитета против удовлетворения требований заявителя возражал.

Как следует из материалов дела, Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении ОАО «МРС» деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Объездное шоссе, д. 60. В ходе проверки установлено, что обществом по состоянию на 02.12.2009 не выволняются требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), а именно:

- в нарушение пунктов 2,3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным законом, не подтверждено, паспорта на отходы не составлены;

- в нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется;

- в нарушение статьи 15 Закона N 15 сотрудники общества не имеют подготовки на право работы с опасными отходами; документы, подтверждающие прохождение обучения (свидетельства, сертификаты) не представлены.

По факту выявленных нарушений 02.12.2009 Природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга в присутствии представителя общества Попередень П.И., действовавшего на основании доверенности от 09.11.2009, вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Названное постановление направлено Природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга в Комитет для рассмотрения.

Постановлением Комитета от 29.12.2009 N 03-2009/П-357-819 общество на основании статьи 8.2 КоАП РФ привлечено к административной ответственности за нарушение статей 14 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ с назначением штрафа в размере 100000 руб. Считая названное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассмотрев заявление ОАО «МРС», изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена в статье 8.2 КоАП РФ.

В данном случае оспариваемым постановлением ОАО «МРС» привлечено к ответственности за нарушение требований, предусмотренных пунктами 1,2 статьи 14 и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, а именно за то, что при осуществлении деятельности по обращению с отходами по адресу: Санкт-Петербург, ш. Объездное, д. 60, общество не подтвердило отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным законом, не составило паспорта на отходы, а также не вело учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что никакой деятельности по обращению с опасными отходами по указанному адресу им не производится. При оценке приведенных выводов суд исходит из следующего.

В судебном заседании представитель Комитета пояснил, что оспариваемое постановление вынесено административным органом на основании материалов, представленных Природоохранным прокурором г.Санкт-Петербурга. Комитет проверку деятельности общества по адресу: г. Санкт-Петербург, ш. Объездное, д. 60, не проводил.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, возбуждено постановлением Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга от 02.12.2009 по результатам проверки, проведенной 14.10.2009 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (далее - Роспотребнадзор).

Согласно акту от 14.10.2009 N 78-03-06-1671/В-09 проверка деятельности ОАО «МРС» проводилась Роспотребнадзором адресу: г. Санкт-Петербург, ш. Объездное, д. 60. По указанному адресу находится земельный участок площадью 16367 кв.м, на котором расположены принадлежащие обществу складское помещение и открытый склад. При проверке Роспотребнадзором на участке, в том числе, на территории, прилегающей к складскому помещению, а также на прибрежной водосборной территории выявлены несанкционированные места временного хранения отходов, территория участка интенсивно захламлена.

По мнению Комитета, данные обстоятельства, установленные Роспотребнадзором при проверке деятельности общества, подтверждают факт осуществления ОАО «МРС» деятельности по обращению с опасными отходами.

Однако административным органом при вынесении оспариваемого не учтено следующее.

Земельный участок по адресу: г. Санкт-Петербург, ш. Объездное, д. 60, передан ОАО «МРС» в аренду на основании заключенного с КУГИ г. Санкт-Петербурга договора от 16.05.2000 N07/ЗК-01902. Общество, в свою очередь, заключило договор от 01.01.2009 N 03-09, согласно которому предоставило в аренду ЗАО «Ремстройфасад» часть нежилых помещений общей площадью 650 кв.м, расположенных на указанном земельном участке для использования под техническое помещение.

Названный договор от 01.01.2009 N 03-09 был представлен проводившим проверку сотрудникам Роспотребнадзора, о чем указано в акте от 14.10.2009 N 78-03-06-1671/В-09.

Положений о порядке пользования ЗАО «Ремстройфасад» земельным участком договор от 01.01.2009 N 03-09 не содержит. Вместе с тем согласно статье 652 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

Таким образом, на основании договора от 01.01.2009 N 03-09 к ЗАО «Ремстройфасад» перешло на срок аренды нежилых помещений и право пользования и частью земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, ш. Объездное, д. 60.

При таких обстоятельствах выявление на указанном земельном участке отходов производства и потребления само по себе не свидетельствует о том, что деятельность по обращению с отходами осуществляется именно ОАО «МРС», поскольку участок использовался и иным лицом.

В связи с этим при обнаружении в ходе проверки отходов производства и потребления на указанном земельном участке административному органу следовало установить, в результате чьей деятельности (ОАО «МРС» или ЗАО «Ремстройфасад») образовались такие отходы и кому они принадлежат. Однако в материалах настоящего дела такие данные отсутствуют и суду заинтересованным лицом не представлены.

Имеющиеся в материалах дела объяснения генерального директора ОАО «МРС» Усова А.В. и представителя общества Попередень П.И., данные названными лицами Природоохранному прокурору г.Санкт-Петербурга, также не содержат сведений о том, кем именно осуществлялась деятельность по обращению с отходами на спорном земельном участке.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что вопреки требованиям части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитетом не представлено достаточных доказательств осуществления обществом по адресу Санкт-Петербург, Объездное шоссе, д. 60, деятельности по обращению с опасными отходами.

Следовательно, у Комитета отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 29.12.2009 N 03-2009/П-357-819 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2009 N 03-2009/П-357-819 о привлечении открытого акционерного общества «МедРемСтрой» к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Александрова Е.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка