• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 года Дело N А21-9656/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савицкой И.Г. судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16893/2009) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2009 по делу А21-9656/2009009(судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим»

к Калининградской областной таможне об оспаривании действий

при участии: от заявителя: извещен, не явился; от ответчика: извещен, не явился;

установил:

открытое акционерное общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (далее - таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 1 791 500 руб.

Решением суда от 12.10.2009 заявление общества удовлетворено.

В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт. По мнению подателя жалобы судебные органы не наделены полномочиями по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей, о чем свидетельствует введение пункта 7.1 в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 (далее - постановление N 863).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 15.06.2009 закрытое акционерное общество «Сервис-Терминал» выступающий от имени общества, как таможенный брокер направило таможне заявление N 1/11/249 о зачете излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление по полным декларациям, внесенных на счет таможни по платежным поручениям при подаче предварительных деклараций, перечень которых указан в заявлении (л.д.8). Брокер просил возвратить обществу излишне уплаченные сборы.

В ответ на заявление о возврате суммы сборов, таможенный орган направил в адрес общества письмо от 23.06.2009 N 22-52/17956, в котором сообщил, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов. При этом таможня сослалась на отсутствие в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) и постановлении N 863 нормативных положений, позволяющих осуществить таможне соответствующие действия.

Полагая, что в возврате излишне уплаченных таможенных сборов ему отказано незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд первой инстанции признал требования общества обоснованными и удовлетворил заявление.

Апелляционная коллегия полагает, что признавая действия таможни, выразившиеся в отказе возврата платежей, изложенном в письме от 23.06.2009 N 22-52/17956, незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, и в силу пункта 1 статьи 357.6 ТК РФ они должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением N 863 определены ставки таможенных сборов. Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

Доводы таможенного органа сводятся к иной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.

Факт уплаты таможенных сборов в общей сумме 1 791 500 руб. при временном декларировании таможней не оспаривается.

Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

В силу пункта 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В этом случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Такого основания для отказа как наличие вступившего в законную силу судебного акта, в приведенной норме не предусмотрено. Сведения о наличии обстоятельств, предусмотренных в приведенном исчерпывающем перечне оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным действия таможенного органа, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1 791 500 руб. за таможенное оформление.

Довод таможни по вопросу применения пункта 7.1 постановления N 863 является неправильным, поскольку с учетом правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, обязанность, изложенную в пункте 7.1 постановления N 863, следует считать установленной со дня введения в действие постановления Правительства N 220.

Пункты 1 и 2 статьи 4 ТК РФ указывают, что постановления Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты улучшают положение лиц, либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В рассматриваемом случае правоотношения по уплате таможенных сборов возникли до введения в действие пункта 7.1 постановления N 863, следовательно, к спорным правоотношениям он не применим.

Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации» указал на следующее.

Таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации). По смыслу статьи 60 ТК РФ в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия «таможенная процедура», а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Из этого же исходил и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в Постановлении от 8 июля 2008 года N 4574/08, принятом в порядке надзора, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ с учетом их толкования Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации не могут рассматриваться как предполагающие возможность взимания с лиц, перемещающих товары через таможенную границу с использованием процедуры периодического временного декларирования, таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере.

Податель жалобы подвергает сомнению обоснованность вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подчеркивая неправомерное вмешательство судебных органов в осуществление государственной политики, что, однако не является в силу положений АПК Российской Федерации, основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2009 по делу N А21-9656/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
И.Г.Савицкая
Судьи
Л.В.Зотеева
А.Б.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-9656/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 января 2010

Поиск в тексте