• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2010 года Дело N А51-21047/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной.

рассмотрел в судебном заседании 18.01.2010 дело по заявлению Гаражного кооператива N 119

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и от 28.07.2009 вх. N 29-11922, и об обязании устранить нарушение прав и интересов путём обязания принять решение по заявлениям от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и дополнительному заявлению от 28.07.2009 вх. N 29-11922 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1811 кв.м и о предоставлении в аренду земельного участка площадью 724 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7, занимаемых гаражными боксами, принадлежащими на праве собственности собственникам гаражных боксов Гаражного кооператива N 119, для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов и об обязании осуществить подготовку проекта договоров купли-продажи и аренды вышеуказанных земельных участков, при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя Ходыкина В.Ф. (по доверенности от 25.09.2008 на 3 года), от Департамента - не явились извещены, протокол судебного заседания на компьютере вёл судья А.А.Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена судом в судебном заседании 18.01.2010. Изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании части 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст мотивированного решения изготовлен судом 22.01.2010.

Гаражный кооператив N 119 (далее по тексту - «заявитель», «Кооператив», «ГК N 119») обратился с заявлением в Арбитражный суд Приморского края к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (по тексту - «Департамент») о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и от 28.07.2009 вх. N 29-11922, об обязании принять решение по заявлениям от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и дополнительному заявлению от 28.07.2009 вх. N 29-11922 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1811 кв.м и о предоставлении в аренду земельного участка площадью 724 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7, занимаемых гаражными боксами, принадлежащими на праве собственности собственникам гаражных боксов Гаражного кооператива N 119, для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов и об обязании осуществить подготовку проекта договоров купли-продажи и аренды вышеуказанных земельных участков.

Протокольным определением от 18.01.2010 судом произведена замена наименования Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края надлежащим наименованием - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - «Департамент»).

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя, настаивая на удовлетворении требований, указал, что обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов и по к заявлению, а также дополнительно по требованию Департамента представил все необходимые для рассмотрения заявки документы, однако Департамент неправомерно бездействует, не рассмотрев до настоящего времени заявление и представленные документы, чем нарушает требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - «ЗК РФ») и права и интересы Кооператива.

Департамент требования Кооператива не оспорил, письменный отзыв не представил, явку своих представителей ни в предварительное заседание, ни в судебное разбирательство не обеспечил, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, доказательства чего имеются в материалах дела. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 156, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Департамента по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

ГК N 119 является потребительским кооперативом, расположен по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7 и зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией Первореченского района г. Владивостока 15.11.1989, запись о чём внесена в ЕРГЮЛ Инспекцией МНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока 08.07.2003 за ОГРН 1032501909516.

11.03.2009 ГК N 119 обратился в Департамент с заявлением (вх. N 29-2919) о предоставлении на основании статьи 36 ЗК РФ расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7 земельного участка площадью 1811 кв.м, занимаемого гаражными боксами, в собственность и земельного участка площадью 724 кв.м, занимаемого проездом, в аренду для дальнейшей эксплуатации гаражей.

К заявлению, помимо прочих документов, необходимых для рассмотрения заявки, были предоставлены нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности членов Кооператива на принадлежащее им имущество - гаражные боксы, а также сведения из ГЗК, топосъёмка местности, справка об отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, справка Управления по делам ГО и ЧС об отсутствии защитных сооружений (убежищ) гражданской обороны, Распоряжение УМИГА г. Владивостока N 2171 от 17.09.2008 об утверждении проекта границ земельных участков площадью 1811 кв.м и 724 кв.м для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов, а также кадастровые паспорта названных земельных участков.

Письмом от 02.04.2009 N 29/06-20-2826 Департамент, сославшись на статью 36 ЗК РФ, отказал в предоставлении земельных участков, указав на непредставление Кооперативом протокола общего собрания членов кооператива, в котором выражено решение собственников помещений гаражных боксов об оформлении земельных участков, подписанного всеми собственниками, и на непредставление части правоустанавливающих документов на нежилые помещения в зданиях гаражей, в частности, по боксам NN 4, 6-8, 14-16, 21-23, 26, 28-30, 33, 35-51, 53, 54, 56-60.

Заявлением от 28.07.2009 (вх. N 29-11922) аналогичного содержания Кооператив вновь обратился в Департамент, вновь приложив к нему пакет документов, представленный ранее, а также недостающие правоустанавливающие документы и копию протокола N 5 от 25.07.2008 общего собрания членов Гаражного кооператива N 119, подписанного всеми членами кооператива и содержащего решение о выкупе в собственность и приобретении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельных участков для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов.

Поскольку вплоть до 05.11.2009 заявление от 28.07.2009 рассмотрено не было, Кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании бездействия Департамента как несоответствующего закону и нарушающего права и законные интересы Кооператива в сфере экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, проанализировав законность оспариваемого бездействия, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края; данный закон вступил в силу с 01.02.2007.

Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - «Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края») согласно Постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па и от 12.02.2007 N 28-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Таким образом, Кооператив обратился с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность и в аренду в уполномоченный орган.

Пунктом 3 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что собственник здания (строения, сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», под исключительным правом понимается то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на получение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, в собственность или в аренду.

Согласно положениям пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, предусмотренных Приложением к Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На основании изложенных норм права и применительно к обстоятельствам настоящего дела суд приходит к выводу, что собственники помещений гаражных боксов в здании гаражей, объединившиеся для эксплуатации гаражных боксов в потребительский Гаражный кооператив N 119, обладают исключительным правом претендовать на предоставление в собственность земельного участка площадью 1811 кв.м и в аренду земельного участка площадью 724 кв.м, поставленных на кадастровый учёт в надлежащем порядке, для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов.

При этом пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлены ограничения для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, как то:

- изъятие земельных участков из оборота (п. 4 ст. 27 ЗК РФ),

- установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков,

- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 11, п. 2 статьи 22 ЗК РФ).

Однако, как следует из материалов дела, доказательств того, что спорные земельные участки площадью 1811 кв.м и 724 кв.м относятся к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота и другим не подлежащим приватизации землям, сторонами не представлено.

При этом из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 187-О от 12.05.2005, следует, что волеизъявление лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка на указанном им праве, не зависит от волеизъявления уполномоченного органа на предоставление земельного участка в пользование на ином праве, в связи с чем исполнительный орган государственной власти обязан направить заявителю проект соответствующего договора.

Статьями 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Согласно статье 12 названного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из приведённых положений Земельного кодекса РФ и материалов дела следует, что Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, отвечающим требованиям статьи 36 Кодекса как по своему содержанию, так и по составу приложенных к нему документов, в связи с чем оно должно быть рассмотрено Департаментом в установленные Кодексом порядке и сроки (то есть до 28.08.2009).

Поскольку как по состоянию на 05.11.2009 (дата обращения заявителя в суд), так и по состоянию на 18.01.2010 (дата рассмотрения дела судом) обращения заявителя рассмотрены Департаментом по существу не были, суд признаёт бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении заявлений, неправомерным.

Доказательств рассмотрения заявок Кооператива, либо доказательств наличия обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю спорных земельных участков в собственность и в аренду, Департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения (часть 4 данной статьи).

Суд считает, что нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания Департамента рассмотреть заявления ГК N 119 от 11.03.2009 с вх. N 29-2919 и от 28.07.2009 с вх. N 29-11922 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1811 кв.м и о предоставлении в аренду земельного участка площадью 724 кв.м и представленные к ним документы.

Принятие же Департаментом решения о предоставлении земельных участков в собственность и в аренду и заключение соответствующих договоров возможно только по результатам рассмотрения спорных заявлений. Поскольку названное событие ещё не наступило, то у суда отсутствуют основания для возложения на Департамент в судебном порядке обязанности принять решение и заключить договоры.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом, положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика и судебный акт вынесен не в их пользу. Учитывая изложенное, судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. суд возлагает на Департамент.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившееся в нерассмотрении заявлений Гаражного кооператива N 119 от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и от 28.07.2009 вх. N 29-11922 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1811 кв.м и о предоставлении в аренду земельного участка площадью 724 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7, занимаемых гаражными боксами, принадлежащими на праве собственности собственникам гаражных боксов Гаражного кооператива N 119, для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня принятия судебного решения рассмотреть заявления Гаражного кооператива N 119 от 11.03.2009 вх. N 29-2919 и от 28.07.2009 вх. N 29-11922 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1811 кв.м и о предоставлении в аренду земельного участка площадью 724 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 7, занимаемых гаражными боксами, принадлежащими на праве собственности собственникам гаражных боксов Гаражного кооператива N 119, для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов.

Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 12, в пользу Гаражного кооператива N 119 судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-21047/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 22 января 2010

Поиск в тексте