ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2010 года Дело N А33-15722/2009

Красноярск

А33-15722/2009

Резолютивная часть постановления объявлена «11» мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «18» мая 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бычковой О.И., судей: Первухиной Л.Ф., Демидовой Н.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А., при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» - Мушовец А.Г. по доверенности от 10.07.2009,

Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Новиковой И.В. по доверенности N 36 от 16.03.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» на решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» марта 2010 года по делу N А33-15722/2009, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с требованиями: о признании отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, оформленного письмом от 01.04.2009 N 13405, в предоставлении в собственность заявителю земельного участка путем заключения договора купли-продажи, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 53 «Г», площадью 4957,0 кв.м. с кадастровым номером 24:50:02 00 029:0056 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Определением Арбитражного суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры администрации г. Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 марта 2010 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Общество считает, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность за плату земельного участка является незаконным, не соответствует нормативным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Управление архитектуры администрации города Красноярска считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель общества поддержал требования апелляционной жалобы.

Представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление архитектуры администрации г. Красноярска, извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное не явилось.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие третьего лица.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 10 часов 04 мая 2010 года до 14 часов 45 минут 11 мая 2010 года.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права общество с ограниченной ответственностью «Фортуна плюс» является собственником нежилого здания общей площадью 3535,30 кв.м по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 53 «г» (лит Б, Б1), условный номер 24:50:000000:5-14712-171.

Распоряжением администрации города Красноярска от 02.08.2005 N 1236-недв утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, оценочной зоны N 63, общей площадью 4957,0 кв.м, занимаемого нежилым зданием, находящегося по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53г. Этим же распоряжением земельный участок из земель поселений, оценочной зоны N 63, общей площадью 4957,0 кв.м (в том числе 1860,0 кв.м - охранная зона инженерных коммуникаций), находящийся по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53г, предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна плюс» в целях эксплуатации нежилого здания на 10 лет.

Согласно заключению Управления архитектуры администрации города Красноярска от 11.01.2007 N 142 объект - производственная территория, предоставленный на основании распоряжения от 02.08.2005 N 1236-недв, акта государственной приемочной комиссии от 01.12.2004, распоряжения от 17.12.2004 N 3368-арх, свидетельства о государственной регистрации права от 28.12.2004, соответствует генеральному плану в границах перспективных красных линий; часть площадки выходит за красные линии застройки перспективной автомагистрали, по участку проходят магистральные инженерные сети; участок в границах точек 1-2-3-4-5-6-7-13-14-15-16-17-12-1 за границами планируемых красных линий ограничивается в использовании - предназначен под муниципальные нужды, не подлежит застройке.

В адрес общества с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» Управление архитектуры администрации города Красноярска направило письмо от 29.04.2008 N 8706, согласно которому на примыкании к участку, расположенному по адресу: ул. Маерчака, 53 и ул. Маерчака, 53-г, Управлением архитектуры отредактированы красные линии с учетом размещения перспективной автомагистрали.

Заявитель обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 20.09.2008 N 699 на передачу в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли поселений (кадастровый номер 24:50:02 00 029:0056) площадью 4957,0 кв.м, имеющего следующие адресные ориентиры: г.Красноярск, ул. Маерчака, 53 «г», на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности заявителя на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 24 ГЮ N 006922 от 28.12.2004.

В соответствии со сведениями управления архитектуры города Красноярска от 18.12.2008 N 26049 согласно представленному топографическому плану участок, расположенный по адресу: ул. Маерчака, 53 «г», в точках 3'-4-5-6-7-8-9-10-11-11'-3'находится за границей проектируемых красных линий в створе проектируемой автомагистрали городского значения.

От Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в адрес заявителя поступило письмо от 01.04.2009 N 13405, в соответствии с которым передача заявителю земельного участка в собственность за плату не представляется возможной, так как согласно выкопировке из топографического плана, являющейся неотъемлемой частью к сведениям Управления архитектуры администрации города Красноярска от 18.12.2008 N 26049, земельный участок общей площадью 4957,0 кв.м частично расположен за границами красных линий.

В адрес общества с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» Управление архитектуры администрации города Красноярска направило письмо от 24.04.2009 N 7681, согласно которому участок, расположенный по адресу: ул. Маерчака, 53-г, частично располагается в полосе отвода магистральной улицы общегородского значения согласно Генеральному плану города, разработанному до 2020 года, утвержденному решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23. Ширина магистрали определена согласно градостроительным нормам. Красные линии в установленном законом порядке не утверждены.

Считая отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность земельного участка путем заключения договора купли-продажи, изложенный в письме от 01.04.2009 N 13405, незаконным, нарушающим права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью «Фортуна Плюс» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктов 3.12, 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска полномочий на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением тех участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Пунктом 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Реализация исключительного права, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть ограничена в случаях, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.

В силу части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В обоснование отказа в предоставлении заявителю спорного земельного участка ответчик сослался на пункт 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с которым отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусматривается запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Решением Красноярского городского совета от 30.03.2001 N В-23 утвержден Генеральный план города Красноярска. Красные линии на указанном плане не нанесены.

Управление архитектуры администрации города Красноярска представило заявителю сведения о земельном участке от 24.04.2009 N 7681, указав, что объект частично расположен в полосе отвода магистральной улицы общегородского значения согласно Генеральному плану города, разработанному до 2020 года, ширина магистрали определена согласно градостроительным нормам, красные линии в установленном законом порядке не утверждены.

Ссылаясь на указанные сведения о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, на землях общего пользования, ответчик отказал заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования. В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.