ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2010 года Дело N А55-2970/2010

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2010 года Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В., с участием:

от заявителя - представитель Сухинина О.Ю. (доверенность от 01.02.2010);

от ответчика - представитель Кондрашин В.В. (доверенность от 18.01.2010 N8),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Поволжская агролесомелиоративная опытная станция, Самарская область, п. Новоберезовский, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2010 года по делу N А55-2970/2010 (судья Бойко С.А.),

по заявлению Государственного научного учреждения Поволжская агролесомелиоративная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук, Самарская область, п. Новоберезовский, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 28 января 2010 года N 16/20-10, N 16/20-11, N 16/20-12, N 16/20-13, N 16/20-14, N 16/20-15, N 16/20-16, N 16/20-17,

УСТАНОВИЛ:

Государственное научное учреждение Поволжская агролесомелиоративная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее - Управление Россельхознадзора по Самарской области) по делам об административных правонарушениях от 28 января 2010 года N 16/20-10, 16/20-11, 16/20-12, 16/20-13, 16/20-14, 16/20-15, 16/20-16, 16/20-17 о привлечении к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Данные заявления приняты арбитражным судом к производству, в связи с чем судом возбуждены дела NА55-2970/2010, NА55-2971/2010, NА55-2964/2010, NА55-2965/2010, NА55-2966/2010, NА55-2967/2010, NА55-2968/2010, NА55-2969/2010.

Определением арбитражного суда от 30 марта 2010 года вышеуказанные дела объединены в одно производство с присвоением ему номера дела N А55-2970/2010.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановления Россельхознадзора по Самарской области по делам об административных правонарушениях от 28 января 2010 года N 16/20-11, 16/20-12, 16/20-13, 16/20-14, 16/20-15, 16/20-16, 16/20-17 о привлечении ГНУ Поволжская АГЛОС к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ отменены и признаны незаконными, как вынесенные с нарушением требований п.5 ст.4.1, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда в части, ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии требований о признании незаконным и отмене постановления Управление Россельхознадзора по Самарской области от 28 января 2010 года N 16/20-10 о привлечении к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ. Заявитель апелляционной жалобы считает, что ГНУ Поволжская АГЛОС имеет агролесомелиоротивный и агроландшафный профиль и может использовать переданный им земельный участок только в научно исследовательских целях. Вся земля станции используется продуктивно, для проведения научно исследовательских мероприятий по выявлению роли лесных полос на урожай. В жалобе ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии также указывает на то, что Управление Россельхознадзора по Самарской области не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 8.8 КоАП РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГНУ Поволжская АГЛОС доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Управления Россельхознадзора по Самарской области пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения в обжалуемой части.

В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии части.

Судебный акт в части признания незаконными и отмене постановлений Россельхознадзора по Самарской области по делам об административных правонарушениях от 28.01.2010 N 16/20-11, 16/20-12, 16/20-13, 16/20-14, 16/20-15, 16/20-16, 16/20-17 о привлечении ГНУ Поволжская АГЛОС к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ не обжалуется.

Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу обоснованной, а решение суда первой инстанции в обжалуемой части - подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 09.12.2009 по 13.01.2010 на основании распоряжения от 04.12.2009 N 16/223, сотрудниками Управления Россельхознадзора по Самарской области была проведена внеплановая проверка в отношении ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии.

В результате проверки было установлено, что ГНУ Поволжское АГЛОС владеет землями сельскохозяйственного назначения 2843,19 га, в том числе по угодьям: 2215,51 га - пашня, 11,92 га - многолетние насаждения, 183,95 га - пастбища, 282,16 га - древесно- кустарниковые насаждения, 5,42 га - болот, 91,81 га - под водой, 33,97 га - под дорогами, 17,57 га - земли застройки, 0,88 га - прочие. Вышеуказанный земельный участок оформлен в собственность Российской Федерации (Свидетельство о государственной регистрации права серия 63 - АВ N 211438 от 06.06.2007) и в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ Поволжская АГЛОС (свидетельство о дарственной регистрации права серия 63 - АВ N 211439 от 06.06.2007).

При обследовании земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 2843,19 га с кадастровым номером 63:17:00 00 000:0236 установлено, что в кадастровом квартале 63:17:12 01 001 на поле N 2 второго севооборота на площади 30 га, на поле N 3 второго севооборота на площади 28 га, на поле N 2 почвозащитного севооборота на площади 30 га, на поле N 4 почвозащитного севооборота на площади 19,7 га, многолетние насаждения (сад) - 11,92 га и в кадастровом квартале 63:17:12 01 002 на поле N 11 вне севооборота на площади 28 га и на поле N 5 пятого севооборота на площади 3 га произошло зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Общая площадь зарастания составила 150,62 га. На земельных участках находящихся в кадастровом квартале 63:17:12 01 001 на поле N 2 почвозащитного севооборота на площади 30 га произошло зарастание древесно-кустарниковой растительностью, имеющий возраст 7 лет; на поле N 2 второго севооборота на площади 30 га и на поле N 3 второго севооборота на площади 28 га произошло зарастание древесно-кустарниковой растительностью, имеющий возраст 5 лет; многолетние насаждения (сад) на площади 11,92 га зарос древесно-кустарниковой растительностью (Ясень Зеленый) имеющий возраст 10 лет. В ходе проверки установлено, что лесная полоса в которой произрастают дуб и иен, находящаяся между полями N 8 и N 9 первого севооборота в кадастровом квартале 63: 17:12 01 002 захламлена хозяйственно - бытовыми отходами на площади около 48 кв.м.

По результатам проверки был составлен акт проверки N 16/223 от 14.10.2010.

По данному факту в отношении ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии составлены протоколы об административных правонарушениях от 14.01.2010 N 63160208, 631602209, 63160210, 63160211, 63160212, 63160213, 63160214, 63160215, ответственность за которые установлена статьей 8.8 КоАП РФ.

28 января 2010 года Управлением Россельхознадзора по Самарской области вынесены постановления по делам об административных правонарушениях от 28 января 2010 года N 16/20-10, 16/20-11, 16/20-12, 16/20-13, 16/20-14, 16/20-15, 16/20-16, 16/20-17 о привлечении ГНУ Поволжское АГЛОС к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ в виде штрафов в размере 15000 рублей, за каждое в отдельности.

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями административного органа, ГНУ Поволжское АГЛОС обратилось в арбитражный суд с заявлениями об их отмене и признании незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии в части в признания постановления от 28.01.2010 N16/20-10 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что материалами административного дела подтверждается факт совершения ГНУ Поволжское АГЛОС вменяемого ему правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из постановления Управлением Россельхознадзора по Самарской области от 28.01.2010 N16/20-10 следует, что юридическое лицо - ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии не использует земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0236 в кадастровом квартале 63:17:1201001 поле N2, предназначенный для сельскохозяйственного производства и допустило зарастание древесно-кустарной растительностью, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в виде административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использовании земли не в соответствии с целями, для которых она предоставлена, в неиспользовании земли в указанных целях, а также невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, могут выступать граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 3.2 Устава ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемия обеспечивает научную разработку вопросов защитного лесоразведения и систем мероприятий по защите почв от эрозии.

В материалы дела представителем ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии представлена выписка из протокола N3 заседания ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Россельхозакадемии от 29.01.2003, согласно которому ученный совет постановил целесообразным вывести из севооборота 2-3 поля для поведения исследований по самозарастанию пашни древесно-кустарниковой и травянистой растительностью и восстановлению режимов функционирования естественных экосистем, а также проводить регулярные в течение 5-8 и более лет наблюдения за динамикой изменения флористического состава и почвенного плодородия с предоставлением отчетов.

Согласно пояснениям представителя заявителя ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемия ежегодно отчитывается по проделанным за предыдущий год научно-исследовательским работам.

Также представителем ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии в заседании суда апелляционной инстанции представлены графики рассмотрения научных отчетов за 2009 и 2010 годы на научном совете ВНИАЛМИ.

Вышеуказанные документы и пояснения представлены представителем ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии в качестве доказательства использования земель земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:0236 в кадастровом квартале 63:17:1201001 поле N2 в научно-исследовательских целях. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Следовательно, факт неиспользования ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:0236 в кадастровом квартале 63:17:1201001 поле N2, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в течение установленного федеральным законом срока не подтвержден материалами административной проверки и доказательствами, представленными в материалы дела.

При изложенных обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что административным органом не доказано наличие в действиях ГНУ Поволжская АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии состава административного правонарушения, описанного в материалах административного дела.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением ГНУ Поволжское АГЛОС ВНИАЛМИ Россельхозакадемии было привлечено к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения по их целевому назначению в течение 7 лет.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.8 названного Кодекса.

Согласно Положению о государственном земельном контроле государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Подпунктом «в» пункта 3 Положения о государственном земельном контроле Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Пунктом 5 Положения о государственном земельном контроле определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Таким образом, из Положения о государственном земельном контроле усматривается, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел об использовании земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, не по целевому назначению.

Следовательно, Управление Россельхознадзора по Самарской области не является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель.

Статья 8.8 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административных правонарушений, в том числе невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору вправе составлять протоколы и привлекать к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ в части нарушений, касающихся земель сельскохозяйственного назначения (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель).

Надлежащие доказательства наличия состава административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ в части нарушений, касающихся земель сельскохозяйственного назначения (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель) в действиях ГНУ Поволжская АГЛОС административным органом не представлены и материалы административного дела не содержат.