• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июня 2010 года Дело N А26-7884/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой судей О.И. Есиповой, Е.А.Фокиной

при ведении протокола судебного заседания: И.Н. Барминой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А26-7884/2009

по иску (заявлению) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

к 1) Федеральному государственному учреждению культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»,

2) ООО «НоутисСтандартАвтоматика»

3-е лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» в лице филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Карелия о признании размещенного заказа недействительным

при участии: от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчиков: от ФГУК - не явился (извещен); от ООО «НоутисСтандартАвтоматика» - предст. Тюрин П.К. по доверенность от 06.11.2009

от 3-го лица: не явился (извещен)

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по Республике Карелия) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» о признании размещенного заказа - договора от 01.07.2009 N 2009/СА 06-10 на техническое обслуживание и текущий ремонт действующих технических средств охраны, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «НоутисСтандартАвтоматика», недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД по Республике Карелия и ООО «НоутисСтандартАвтоматика».

Решением суда от 16.11.2009 исковое заявление УФАС по Республике Карелия удовлетворено. Суд первой инстанции признал недействительным договор от 01.07.2009 N 2009/СА 06-10, заключенный ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» с ООО «НоутисСтандартАвтоматика», на техническое обслуживание и текущий ремонт действующих технических средств охраны.

ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.11.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, понятие «государственная» охрана не включает в себя техническое обслуживание и текущий ремонт системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения, а следовательно, заключение государственного контракта на оказание названных услуг с ФГУП «Охрана» противоречит Закону о размещении заказов для государственных нужд и правовой позиции, изложенной в письме Минэкономразвития от 12.08.2009 N Д05-4029.

Cуд апелляционной инстанции, усмотрев основания для отмены решения от 16.11.2009 в связи с нарушением судом первой инстанции положений пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 17.02.2010 перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции на основании части 5 статьи 270 АПК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36. Суд также предложил УФАС по Республике Карелия представить согласие или возражения относительно привлечения к участию в деле в качестве соответчика ООО «НоутисСтандартАвтоматика».

Письмом от 15.03.2010 N 05-15/746 УФАС по Республике Карелия выразило согласие на привлечение ООО «НоутисСтандартАвтоматика» к участию в деле в качестве соответчика.

Определением от 07.04.2010 ООО «НоутисСтандартАвтоматика» привлечено к участию в деле в качестве соответчика в соответствии с частью 5 статьи 46 АПК РФ.

Управление ФАС по Республике Карелия (далее - Управление), ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (далее - музей - заповедник «Кижи») и ФГУП «Охрана», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем иск рассмотрен без участия их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.

ООО «НоутисСтандартАвтоматика» (далее - Общество) иск не признало, считает, что заключенный договор от 01.07.2009 N 2009/СА 06-10 не противоречит закону и правовые основания для признания его недействительным отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав доводы Общества, установил следующее.

Как видно из материалов дела 01.07.2009 музей-заповедник «Кижи» заключил с ООО «НоутисСтандартАвтоматика» договор N 2009/СА 06-10 (том 1, л.д. 12-15). Предметом договора является техническое обслуживание и текущий ремонт действующих технических средств охраны (системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре) на объектах зданиях музея-заповедника «Кижи», указанных в приложении N 1 к договору (пункт 1.1 договора). Цена договора составляет 89 443,71 руб. (пункт 2.1).

Полагая, что договор от 01.07.2009 N 2009/СА 06-10 заключен с нарушением действующего законодательства, ФГУП «Охрана» письмом от 17.07.2009 проинформировало об этом Управление антимонопольной службы по Республике Карелия (том 1, л.д.23).

Указанное письмо ФГУП «Охрана» и явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением о признании размещения заказа у единственного поставщика недействительным.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ) контроль за соблюдением размещения государственных заказов осуществляет антимонопольная служба.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение государственного или муниципального заказа производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Федеральном законе.

Пункт 5 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что в случае возникновения потребности в услугах, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, размещение заказа осуществляется заказчиком у единственного исполнителя.

Указанное правило применяется только в том случае, если органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг. Исключительные полномочия должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. К числу таких объектов относятся, в том числе музеи, библиотеки, архивы, историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы государственного и республиканского значения.

Музей-заповедник «Кижи» в соответствии раскрытым в статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понятием «объект культурного наследия» является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, подлежащим государственной охране.

Понятие «государственная охрана» раскрыто в статье 1 Федерального закона N 57-ФЗ от 27.05.1996 «О государственной охране» - это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер; охранные мероприятия - совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации от 28.07.2008 N 670/27 утверждена Инструкция по организации государственной охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая вышеприведенные нормативные положения, правильным является довод антимонопольного органа о том, что комплекс охранных мероприятий в музее - заповеднике «Кижи» может быть осуществлен исключительно подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и Федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что в 2009 году музеем-заповедником «Кижи» в порядке, установленном пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, были заключены с отделом вневедомственной охраны при УВД по Петрозаводскому городскому округу договоры: N 1462 от 01.01.2009 об охране с использование системы экстренного вызова милиции и N 237 от 01.01.2009 об охране объектов (том 1, л.д. 47-51), а также государственный контракт N 15 от 30.12.2008 с ФГУП «Охрана» МВД РФ на охрану объектов военизированными (сторожевыми) подразделениями.

Вместе с тем из вышеприведенных нормативных положений не следует, что техническое обслуживание, текущий ремонт системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения относятся к охранным мероприятиям и должны осуществляться исключительно подразделениями вневедомственной охраны и (или) филиалами ФГУП «Охрана» МВД России. Данный вывод подтверждается разъяснениями Министерства экономического развития РФ, содержащимися в письме от 12.08.2009 N Д05-4029, согласно которым заключение государственного контракта на оказание услуг по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны с ФГУП как с единственными поставщиками противоречит законодательству о закупках.

В данном рассматриваемом случае музеем-заповедником «Кижи» был заключен договор N 2009/СА 06-10 от 01.07.2009 с ООО «НоутисСтандартАвтоматика» (том 1, л.д. 12-14), предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту действующих технических средств охраны на объектах музея. Данный договор заключен в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ с соблюдением условий названной нормы, в том числе, в части оплаты стоимости услуг (89443,71 руб.). ООО «НоутисСтандартАвтоматика» имеет все необходимые лицензии, дающие ему право осуществлять виды работ и оказывать услуги, предусмотренные вышеуказанным договором (том 2, л.д. 21-24)

Таким образом, судом не установлено нарушений закона при заключении договора N 2009/СА 06-10 от 01.07.2009, в связи с чем оснований для признания сделки недействительной и удовлетворения исковых требований УФАС по Республике Карелия не имеется.

Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с УФАС по Республике Карелия в пользу музея-заповедника «Кижи».

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2009 по делу N А26-7884/2009 отменить.

В удовлетворении иска Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительным договора от 01.07.2009 N 2009/СА 06-10 на техническое обслуживание и текущий ремонт действующих технических средств охраны, заключенного Федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» с обществом с ограниченной ответственностью «НоутисСтандартАвтоматика» отказать.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в пользу Федерального государственного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 1000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Л.В.Зотеева
Судьи
О.И.Есипова
Е.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-7884/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 июня 2010

Поиск в тексте