• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2010 года Дело N А51-18219/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной.

рассмотрел в судебном заседании 04-09.02.2010 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НПК «Сенсорные технологии» к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

о признании недействительным распоряжения N 672-р от 01.07.2009 «Об отмене распоряжения N 400-р от 06.05.2009» и об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030010:139, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Окатовая, дом 8, для целей, не связанных со строительством (автостоянка), сроком на 3 года, при участии в заседании:

от заявителя - представителя Колмыковой А.Н. (п-т 0506 N 308811, выд. 22.12.2006, доверенность от 06.11.2009), от Департамента - представителя Рерих Т.В. (удост. N 4626, доверенность N 29/03-18-13096 от 15.12.2009), протокол судебного заседания на компьютере вёл судья А.А.Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена судом в судебном заседании 09.02.2010. Изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании части 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст мотивированного решения изготовлен судом 17.02.2010.

Общество с ограниченной ответственностью «НПК «Сенсорные технологии» (далее по тексту - «заявитель» или «Общество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о признании недействительным Распоряжения N 672-р от 01.07.2009 «Об отмене распоряжения N 400-р от 06.05.2009» и об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030010:139, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Окатовая, дом 8, для целей, не связанных со строительством (автостоянка), сроком на 3 года.

Определением от 14.01.2010 судом произведена замена наименования Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края надлежащим наименованием - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - «Департамент»).

Требования Общества основаны на том, что отмена Департаментом ранее принятого решения N 400-р от 06.05.2009 о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года для целей, не связанных со строительством, фактически является отказом в предоставлении земельного участка, что нарушает положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - «ЗК РФ»), поскольку все документы, необходимые для рассмотрения этого вопроса, были представлены заявителем в Департамент, участок поставлен на кадастровый учёт и свободен от прав иных лиц, а какие-либо дополнительные документы Департаментом у Общества не запрашивались.

При этом представитель заявителя считает, что требования, изложенные в протесте Природоохранной межрайонной прокуратуры от 29.06.2009, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку спорный земельный участок не налагается на земельный участок, предоставленный в пользование ГЭК-89, и может быть расположен ближе 25 м от жилого дома, поскольку установление санитарно-защитной зоны в силу пп. 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ не является основанием для ограничения прав на землю, а количество автомобилей, предполагаемых располагать на автостоянке, согласно эскизному проекту составляет 15 штук.

Кроме того, заявитель полагает, что прекращение права аренды на земельный участок может быть произведено только по основаниям, предусмотренным статьёй 46 ЗК РФ, а статья 61 ЗК РФ предусматривает возможность отмены ранее принятого решения только в судебном порядке, однако Положением о Департаменте последнему не предоставлены полномочия по отмене решений, вынесенных на том же уровне.

Департамент, возражая против требований в полном объеме, в отзыве и дополнениях к нему, а также его представитель в судебном заседании указали, что основанием для отмены Распоряжения N 400-р от 06.05.2009 послужил не только протест Прокуратуры, но и ряд нарушений, выявленных самим Департаментом, в частности:

- испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку на нём имеется большое количество металлических гаражей (две ветки гаражей проходят через весь участок), и право собственности на них заявитель не подтвердил;

- испрашиваемый под размещение автостоянки земельный участок находится в 10 м от торца жилого дома и в 5 м от детской площадки, что не соответствует санитарным нормам СанПин 2.2.1/2.1.1.200-03 в части разрыва между жилыми объектами и объектами, наносящими вред окружающей среде;

- информация о предоставлении заявителю земельного участка в нарушение статьи 34 ЗК РФ не была опубликована;

- участок находится в красных линиях трубопровода и перспективного развития автодороги;

- участок находится в непосредственной близости двух многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых на основании статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - «ЖК РФ») имеют право общей долевой собственности на придомовую территорию.

При этом Департамент считает, что из Положения о нём не следует вывод об отсутствии полномочий на отмену в порядке самоконтроля ранее вынесенного ненормативного акта, не соответствующего требованиям законодательства, а положения статьи 46 ЗК РФ не подлежат применению, поскольку право аренды у заявителя не возникло и не зарегистрировано, а отмена ранее изданного Распоряжения не является отказом в предоставлении земельного участка, поскольку заявитель не лишён возможности обратиться в Департамент с соответствующим заявлением после корректировки границ и площади участка.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

ООО «НПК «Сенсорные технологии» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 19.08.2003, запись о чём внесена в ЕГРЮЛ за N 1032501811946.

Из материалов дела следует, что 19.06.2008 Общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 29-6412) о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка приблизительной площадью 2773 кв.м в районе ул. Окатовая, д. 8 в г. Владивостоке для размещения автостоянки, приложив к нему Сведения из ГЗК и кадастровый план территории.

Письмом от 18.07.2008 N 29/6-18-4687 Департамент обратился в Администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории для его последующего кадастрового учёта, при этом Департамент просил учитывать размещение инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года и планы благоустройства города.

Распоряжением N 397 от 19.02.2009 УМИГА г. Владивостока утвердило Обществу схему расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Окатовая, д. 8, площадью 2773 кв.м для целей, не связанных со строительством (автостоянка), указав на схеме, что часть участка в размере 302 кв.м находиться в охранной зоне инженерных сетей, а часть участка площадью 2730 кв.м - в красных линиях трубопроводов, существующих и проектируемых ЛЭП.

07.04.2009 земельный участок площадью 2773+/-18,43 кв.м был поставлен на временный кадастровый учёт за номером 25:28:030010:139 с разрешённым видом использования - для целей, не связанных со строительством (автостоянка).

Заявлением от 13.04.2009 Общество в дополнение к ранее поданному заявлению о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет в Департамент представило Распоряжение УМИГА г. Владивостока N 397 от 19.02.2009 и кадастровый паспорт земельного участка.

Распоряжением N 400-р от 06.05.2009 Департамент предоставил Обществу земельный участок с кадастровым номером 25:28:030010:139, площадью 2773 кв.м, расположенный примерно в 223 м по направлению на северо-восток от ориентира за пределами участка - жилой дом по адресу: г. Владивосток, ул. Окатовая, д. 8, сроком на 3 года для целей, не связанных со строительством (для автостоянки транспортных средств), установив ограничения прав арендатора на площади 302 кв.м в связи с наличием на участке охранной зоны инженерных коммуникаций и на площади 2730 кв.м в связи с нахождением участка в красных линиях перспективного развития автодороги.

Природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес Департамента направлен Протест от 29.06.2009 N 7/3-165-09 на принятое им Распоряжение N 400-р от 06.05.2009, во исполнение которого в связи с допущенными при издании Распоряжения нарушениями земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Департаментом 01.07.2009 вынесено Распоряжение N 672-р об отмене ранее принятого Распоряжения N 400-р от 06.05.2009 о предоставлении Обществу земельного участка.

Общество, полагая, что у Департамента отсутствовали законные основания для принятия Распоряжения N 672-р от 01.07.2009, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и об обязании Департамент заключить с ним договор аренды земельного участка сроком на 3 года.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края (п. 21.1 статьи 7). Данный закон вступил в силу с 01.02.2007.

Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - «Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края») согласно Постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па и от 12.02.2007 N 28-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктами 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Таким образом, в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 48 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из этого, суд полагает, что Департамент земельных отношений вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, не соответствующий требованиям законодательства.

Так, пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено право лиц, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В силу пункта 4 той же статьи орган местного самоуправления на основании обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Далее, уполномоченный исполнительный орган государственной власти в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 ЗК РФ), после чего в недельный срок со дня принятия решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).

В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение указанной нормы Администрацией Приморского края 16.02.2007 Постановлением N 43-па утверждено Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством (далее - «Положение»).

В силу пунктов 1.5, 2.6, 3.1, 4.1 Положения предоставление земельных участков для названных целей осуществляется с проведением торгов (в случае, если в отношении одного земельного участка поданы два и более заявлений) и без проведения торгов (в случае, если в отношении одного земельного участка подано одно заявление).

В целях соблюдения названной процедуры, а также требований статьи 34 ЗК РФ справедливости, публичности и открытости процедур предоставления земельных участков уполномоченный орган согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.6 Положения должен обеспечить подготовку информации о земельном участке, опубликовать информационное сообщение (в котором должны содержаться сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешённом использовании, а также о виде права, на котором предлагается предоставить земельный участок и предполагаемом сроке его предоставления) в официальном издании органов государственной власти Приморского края и в сети «Интернет», после чего осуществить регистрацию поступивших заявлений.

Аналогичные требования содержал и пункт 3 раздела II Положения о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока, утвержденного муниципальным правовым актом от 08.02.2007 N 73-МПА, действовавшего на день обращения Общества в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Распоряжение N 400-р от 06.05.2009 принято с нарушением приведенных норм права, так как Обществу предоставлен земельный участок площадью 2773 кв.м при отсутствии соответствующей заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, в связи с чем в настоящее время невозможно установить, могли ли быть поданы другие заявки иными лицами или нет, и должен ли спорный участок предоставляться с проведением торгов или без торгов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого Распоряжения у суда не имеется, поскольку Распоряжение Департамента N 400-р было издано с нарушением статьи 34 ЗК РФ и прав и интересов иных лиц.

Кроме того, из положений ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления был обязан рассмотреть обращение уполномоченного государственного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектом саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утверждённые схемы заявителю.

Согласно разделу 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», новая редакция которого утверждена Постановлением Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.

Согласно названной таблице, открытые автостоянки и паркинги вместимостью 11-50 машино-мест от фасадов жилых домов с торцов с окнами должны быть расположены не ближе 15 м, от территории детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта - не ближе 50 м, а при вместимости машино-мест от 51 до 100 названные разрывы, соответственно, составляют 25 м и 50 м, свыше 100 машино-мест - 35 м и 50 м соответственно.

Одновременно, пунктом 2 примечания к таблице 7.1.1 установлено, что при размещении наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок должны быть соблюдены нормативные требования обеспеченности придомовой территории с необходимыми элементами благоустройства по площади и наименованиям.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пунктами 1, 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569), установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания; государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе и к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Схемой расположения спорного земельного участка (приложение 3 Распоряжению УМИГА N 397-р от 19.02.2009) подтверждаются доводы Департамента о том, что спорный участок расположен в непосредственной близости от двух многоквартирных домов по адресу: г. Владивосток, ул. Интернациональная, д. 55, д. 53 и от детской площадки, а сведения из ГЗК N 4818 от 05.09.2008 (приложенная схема) содержат данные о том, что между планируемой автостоянкой и многоквартирными домами и детской площадкой не имеется ни определённой в соответствии с нормативными требованиями придомовой территории, ни зелёных насаждений.

Довод заявителя о том, что количество автомобилей, предполагаемых располагать на автостоянке, согласно эскизному проекту составляет 15 штук, в связи с чем должны быть приняты минимальные разрывы, судом отклоняется, поскольку при изготовлении эскизного проекта не выдержан масштаб, в котором изображены границы участка и автомобили (так, например, при масштабе 1:500 автомобили на эскизном плане изображены размером 0,7-0,8 см * 1,2 см, то есть приблизительно 3,5 м * 6 м).

Кроме того, Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока письмом от 01.92.2010 N 585сп на запрос Общества отвечает, что на спорном земельном участке расположены 64 индивидуальных металлических гаражей, что также не сопоставляется с «планируемым» на автостоянке количеством автомобилей 15 штук.

Учитывая, что заявитель испрашивал земельный участок площадью 2773 кв.м с целью размещения на нем автостоянки, то предоставление этого земельного участка для указанных целей без соблюдение требования санитарных правил противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, устанавливающему принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.

Кроме этого, в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно пунктам 19, 20 статьи 14, пунктам 25, 26 статьи 16 данного Закона организация благоустройства и озеленения территории поселения, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения являются вопросами местного значения городского округа.

В силу пунктов 2.2.3, 2.2.6, 2.2.8 Положения об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока в задачи УМИГА входили, в том числе, подготовка проектов правовых актов по вопросам регулирования использования и развития земельных и других природных ресурсов, участие в подготовке и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории города и о его застройке, схем и проектов развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, инженерной подготовки и благоустройства территории Владивостокского городского округа, осуществление контроля за качеством застройки и благоустройства территории города Владивостока.

Следовательно, выполнение УМИГА функции, предусмотренной пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, не должно сводиться только к технической работе по нанесению на схему местности испрашиваемых границ земельного участка. Отсутствие прав третьих лиц на испрашиваемую территорию не является единственным и достаточным основанием для формирования земельного участка в испрашиваемых границах с целью его дальнейшего предоставления.

Поскольку схема размещения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории должна содержать не только чертеж границ территории, но и сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линиях связи, объектах инженерной и транспортной инфраструктур, зонах общего пользования, границах зон объектов капитального строительства и других объектов с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей и т.п. сведения, следовательно, при утверждении УМИГА г. Владивостока схемы размещения спорного земельного участка на местности без учёта вышеуказанных обстоятельств Департамент при последующем выявлении этого, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций в области земельных отношений, обоснованно отменил ранее изданное Распоряжение N 400-р от 06.05.2009 о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, принятое с нарушением установленной законодательством процедуры формирования и выделения земельных участков.

Между тем, судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты капитального типа, в связи с чем судом отклоняется ссылка Департамента на непредставление заявителем документов о праве собственности на расположенные на участке объекты (индивидуальные металлические гаражи). Также, судом установлено, что испрашиваемый участок не налагается на земельные участки, предоставленные ГЭК-89; доказательств обратного материалы дела не содержат.

Что касается доводов Департамента о наличии на испрашиваемом земельном участке красных линий и зон охраны инженерных коммуникаций, то они судом также отклоняются, поскольку данные обстоятельства сами по себе не могут являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, на правах аренды (пункт 1.20 Правил застройки г. Владивостока, утвержденных постановлением главы администрации г. Владивостока N 613 от 05.06.1995), как не могут являться и основанием для отмены ранее изданного Распоряжения о предоставлении земельного участка.

Ссылка заявителя на то, что в силу пункта 1 статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые интересы юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан недействительным только судом, отклоняется ввиду следующего.

Данная норма говорит о возможности оспаривания ненормативного правового акта, изданного исполнительным органом или акта органа местного самоуправления, а, следовательно, и Департамента, который может быть признан судом недействительным, по заявлению лица, чьи права нарушены, и не исключает возможности самого органа отменить ранее принятый ненормативный акт в порядке самоконтроля.

При этом, между признанием ненормативного акта недействительным судом и отменой акта издавшим его органом самостоятельно имеется существенное отличие, состоящее в том, что недействительность оспариваемого ненормативного акта устанавливается судом с момента его издания, а прекращение действия ненормативного акта во втором случае возможно только с момента его отмены.

Довод Общества о том, что отменой решения о предоставлении земельного участка в аренду прекращается право заявителя на данный земельный участок, однако такой порядок прекращения прав не предусмотрен ЗК РФ, также не принимается судом, поскольку в соответствии со статьей 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 данного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако Общество не представило в суд в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, удостоверяющие право аренды на земельный участок.

На основании отменённого акта между Департаментом и заявителем не возникли (и реально не существуют) какие-либо гражданско-правовые отношения, земельный участок в пользование заявителю не передан, договор аренды с Обществом не заключён, следовательно, Департаментом не нарушен принцип стабильности правоотношений, сложившихся в результате издания ненормативного правового акта; другие возможности для устранения выявленных недостатков Распоряжения N 400-р от 06.05.2009 без его отмены отсутствуют.

Ссылка Общества на представление им всех необходимых по статье 34 ЗК РФ документов, выполнение в отношении земельного участка межевых и кадастровых действий и т.п. отклоняется судом, поскольку данное обстоятельство не исключает право уполномоченного органа отменить ранее изданный с нарушением законодательства правовой акт, а Общество вправе в установленном порядке обратиться с требованием о возмещении ему убытков, причиненных в связи с изданием упомянутого правового акта.

Помимо этого, соответствует действительности и довод Департамента о том, что отмена ранее изданного Распоряжения не является отказом в предоставлении земельного участка, поскольку заявитель не лишён возможности обратиться в Департамент с соответствующим дополнительным заявлением после корректировки границ и площади участка.

Применительно к данному спору Департамент доказал, что Распоряжение N 400-р от 06.05.2009 принято им с нарушением норм права, нарушает права и законные интересы третьих лиц, а устранение нарушений возможно только в результате последующей отмены этого Распоряжения в полном объеме.

Таким образом, отменяющий акт Департамента (Распоряжение N 672-р от 01.07.2009) соответствует закону, является обоснованным и не нарушает законные права заявителя и иных лиц, в связи с чем оснований считать его не соответствующим закону или иным правовым актам не имеется.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные при обращении в суд, относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-18219/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 17 февраля 2010

Поиск в тексте