• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 года Дело N А62-9831/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дорошковой А.Г.,

судей Игнашиной Г.Д. и Тучковой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2299/2010) Муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.04.2010

по делу NА62-9831/2009 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению Муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области, третьи лица: Отдел по управлению имуществом администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Финансовое управление администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, об отмене решения Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 23.11.2009 о приостановлении операций по счету N40703810659140100068, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: не явились,

от ответчика: Архипова О.И., главный казначей юридического отдела, доверенность от 11.01.2010 N01-5/116-05, от третьих лиц: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» (далее - учреждение, техникум) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее - УФК) об отмене решения от 23.11.2009 о приостановлении операций по расчетному счету N40703810659140100068.

Определением арбитражного суда от 01.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел по управлению имуществом администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Финансовое управление администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, МОУ СПО «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Заявитель и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в материалах дела. Финансовое управление администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Учреждение на основании договора банковского счета от 28.08.2002 N43 (т.1 л.д.11-13) открыло счет N40703810659140100068 в Смоленском ОСБ N8609 Сбербанка РФ.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2009 N36н «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участниками бюджетного процесса в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» УФК направило в адрес техникума уведомление от 09.11.2009 N011 о необходимости закрытия счета N40703810659140100068 в Смоленском ОСБ N8609 (т.1 л.д.19-20).

Поскольку учреждение указанное уведомление не исполнило, Управление 23.11.2009 вынесло представление N002 о приостановлении операций по счету (т.1 л.д.22).

Не согласившись с представлением, МОУ СПО «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» обратился в суд с заявлением.

Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу ст. 120 учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Как следует п. 1.2 Устава МОУ СПО «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» учреждением техникума является отделу по управлению имуществом администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.

Осуществляя деятельность в сфере образования, техникум действует на основе финансирования Учредителя и самофинансирования.

Пунктом 1.8 Устава предусмотрено, что имущество техникума находится в муниципальной собственности и закреплено за техникумом на праве оперативного правления.

Как верно установлено арбитражным судом, в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации МОУ СПО «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» техникум имеет статус муниципального бюджетного учреждения, на который распространяются положения БК РФ.

В соответствии с подпунктом ж п.6 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке должно быть отражены сведения об открытии счетов в органах казначейства.

В силу дополнений, введенных Федеральным законом от 26.04.2007 N63-ФЗ в статью 161 Бюджетного кодекса, бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В качестве довода апелляционной жалобы заявитель сослался, что в значительной степени осуществляет свою деятельность за счет платных услуг. Данное обстоятельство не противоречит статье 41 Закона РФ об образовании, в соответствии с которой образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Однако, бюджетное учреждение независимо от того, является оно участником бюджетного процесса обязано открыть лицевой счет в органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008г. Лицевые счета открываются участникам бюджетного процесса, указанным в Перечне, представленном в органы Федерального казначейства финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования (п.2.77 Порядка), Неучастнику бюджетного процесса лицевые счета открываются на основании его заявления и представленных документов (п.2.86 Порядка).

С учетом изложенного, действующим законодательством не предусмотрено открытие бюджетным образовательным учреждением счета в коммерческом банке (ином кредитном учреждении).

На основании ст. 166.1 БК РФ и статьей 22 Федерального закона от 02.12.2009 N308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Приказом Минфина РФ от 23.04.2009 N36н утвержден Порядок направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участниками бюджетного процесса в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанного Положения, после получения информации от подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации о счетах, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, Управление оформляет отдельно по каждому счету, открытому бюджетному учреждению (финансовому органу), Уведомление о необходимости закрытия счета по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - Уведомление) с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка.

В случае получения информации о счетах, открытых бюджетным учреждениям на счетах N 40106, N 40202, N 40203, N 40205, N 40206, N 40503, N 40603, N 40703, Управление в течение трех рабочих дней после получения указанной информации и при отсутствии у него информации о наличии соответствующих нормативных правовых актов направляет письменный запрос соответствующему бюджетному учреждению о представлении копий нормативных правовых актов (далее - запрос). Запрос вручается лично представителю соответствующего бюджетного учреждения с проставлением отметки о вручении на копии запроса (п.5 Положения).

В случае непредставления бюджетным учреждением нормативных правовых актов, по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса, Управление оформляет отдельно по каждому счету, открытому бюджетному учреждению, Уведомление.

В силу п. 9 Положения в случае непредставления в Управление Уведомления с отметкой учреждения банка о закрытии счета по истечении шести рабочих дней со дня получения бюджетным учреждением (финансовым органом) Уведомления, а также при поступлении в Управление информации от оператора почтовой связи о выбытии адресата либо в случае если на Уведомление, направленное по почте заказным письмом, в течение тридцати рабочих дней не поступило уведомление о вручении заказного письма с отметкой о вручении или об отказе адресата в получении заказного письма, Управление оформляет отдельно по каждому счету Представление о приостановлении операций по счету по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - Представление).

Согласно п. 10 Положения приостановление операций по счетам бюджетного учреждения (финансового органа) в учреждении банка означает прекращение учреждением банка операций по списанию средств, за исключением перечисления на основании платежного поручения бюджетного учреждения (финансового органа) суммы остатка денежных средств с его счета, открытого в учреждении банка, на счет Управления (финансового органа) в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предъявленных МОУ СПО «Дорогобужский техникум экономики, управления и права».

В соответствии со ст. 110 АПК РФ на заявителя жалобы относятся расходы по госпошлине в сумме 1000 руб. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату, поскольку согласно разъяснению, данному в п.1 Информационного письма ВАС РФ от 11.-5.2010 N139, при подаче апелляционной жалобы по рассмотренной категории споров юридические лица уплачивают госпошлину в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.04.2010 по делу NА62-9831/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить муниципальному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» (215750, Смоленская область, Дорогобужский район, п. Верхнеднепровский, ул. Химиков, д.11) из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по банковской квитанции от 30.04.2010 N00034.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

     Председательствующий
А.Г.Дорошкова
Г.Д.Игнашина
О.Г.Тучкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А62-9831/2009
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 июня 2010

Поиск в тексте