• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2010 года Дело N А56-90021/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 31 мая 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Радынова С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловым О.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 4816,80 рублей,

при участии: не явился, извещен, представитель ответчика- Беляев А.Н., (доверенность 78 ВЛ 042778 от 19.11.2009 года),

установил:

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (далее истец, Порт) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ответчик, ОАО «РЖД», Дорога, перевозчик) о взыскании 4816,80 рублей - пени за просрочку доставки груза.

Представитель истца в судебном заседании не явился, извещен. На основании статьи 156 АПК РФ, суд определил о рассмотрении дела без участия истца.

Представитель ответчика, иск не признал, по основаниям, приведенным в отзыве.

Выслушав ответчика, исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суд нашел иск подлежащим удовлетворению в части.

13.01.2009 на станции УАЗ 795401, Сведловской ж.д., от грузоотправителя ОАО «СУАЛ» в контейнере RZDU 0482719 Р, на платформе 94762341, по железнодорожной накладной N ЭЧ 284304, принят груз «алюминий» для доставки на станцию Новый Порт Октябрьской железной дороги в адрес истца. Срок доставки определен 22.01.2009 года /л.д.7/.

Согласно актам общей формы NN618,649а названный вагон простаивал на станции СПб-Балтийский по вине грузополучателя, срок доставки увеличен на 17 суток /л.д.10/. Уведомление о прибытии груза вручено Порту 07.02.2009 года, груз прибыл к грузополучателю, что подтверждается соответствующими отметками в железнодорожной накладной.

Истец установил, что доставки груза просрочена на шесть суток. Согласно расчет/л.д.9/ размер пени за просрочки в доставке груза составит 4816,80 рублей.

Истец обратился с претензией NПР-97/К от 16.02.2009 года к ОАО «РЖД». Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения в суд.

Согласно статьи 33 Федерального Закона от 10.01.2003 года, N18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее Устав, УЖТ РФ), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Согласно части первой статьи 29 УЖТ РФ вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком. Часть шестая названной статьи устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузоотправителей и грузополучателей о прекращении и об ограничении перевозки грузов.

В соответствии с пунктом 6.7 Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 года N27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6.6. настоящих Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.

Транспортная железнодорожная накладная NЭЦ375094 не содержит отметки о составлении акта общей формы на промежуточной станции.

В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ перевозчик считается доставившим груз своевременно, если докажет, что просрочка доставки произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, Дорога не представила таких доказательств, равно как и доказательств извещения Порта о прибытии в его адрес платформы с грузом, который был задержан на промежуточной станции.

Акты общей формы NN618,649а не является доказательством правомерности увеличения срока доставки груза, поскольку перевозчиком нарушен порядок удостоверения истца о задержки вагона в пути следования, установленный Правилами N 27 и N 45.

Такое заключение подтверждается постановлениями Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делам NNА56-17250/2009, А56-15099/2009, А56-15100/2009, все от 02.11.2009 года.

Суд полагает достоверным утверждение истца о том, что груз был доставлен ему 07.02.2009 года.

Согласно статьи 36 Устава, по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и железнодорожную транспортную накладную грузополучателю, который обязан принять груз. На основании изложенного суд установил, что доставки груза следовавшего на платформе N94762341 была просрочена на 6 суток. Размер пени составляет 4816,80 рублей. Возражений расчету пени ответчиком не заявлено.

Вместе с этим суд полагает убедительным довод ответчика о снижении размера пени на основании статьи 333 ГК РФ, поскольку нарушение обязательства произошло по причине от перевозчика независящей, это нарушение не повлекло каких либо убытков для истца.

На основании изложенного, суд полагает снизить размер пени и удовлетворить иск на сумму 3500 рублей.

В остальной части иска следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине отнести на ответчика.

Руководствуясь статьями 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

решил:

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга»: 3500 рублей - пени за просрочку доставки груза, 500 рублей- судебных расходов по госпошлине.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Радынов С.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-90021/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 31 мая 2010

Поиск в тексте