• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2010 года Дело N А56-84645/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Астрицкой С.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Льяновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истцы: 1) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, 2) ЛОГБУ "Управление лесами Ленинградской области"

ответчик: ООО "Северо-Западный Лес" третье лицо: ЛОКП "Ленинградское областное лесное хозяйство" о взыскании 6 968 621 руб. и расторжении договора при участии

- от истцов: 1) представитель Степанова С.Н., доверенность от 25.12.2009,

2) представитель Степанова С.Н., доверенность от 23.04.2010,

- от ответчика: представитель Филатов В.И., доверенность от 06.01.2009,

- от третьего лица: представитель Чагалидзе Д.Н., доверенность от 14.04.2010,

установил:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГБУ "Управление лесами Ленинградской области" уменьшив в порядке ст. 49 АПК РФ размер исковых требований просят взыскать с ООО "Северо-Западный Лес" (далее - ответчик) 4 529 620 руб. долга за период с 01.11.2008-01.10.2009, из которых: 3 946 600 руб. долга в доход федерального бюджета, которые подлежат зачислению по коду классификации доходов - 05311204012010000120 и 583 020 руб. долга в доход областного бюджета, которые подлежат зачислению по коду классификации доходов - 97411204022020000120 на основании договора аренды участков лесного фонда N 1 от 21.07.2003, а также расторгнуть договор аренды участков лесного фонда N 1 от 21.07.2003 на территории Николаевского лесничества Лужского лесхоза Лужского района Ленинградской области общей площадью 21007 га.

Распоряжением Заместителя председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области А.Е. Филиппова от 12.03.2010 в связи с временной нетрудоспособностью судьи Агеевой М.А. и в соответствии со ст. 18 АПК РФ дело N А56-84645/2009 передано в производство судьи Астрицкой С.Т.

Ответчик с иском не согласен, отзыв на иск не представил, указал, что сумма, подлежащая взысканию необоснованна. Признал сумму задолженности по арендной плате в размере 3 569 862 руб.

ЛОКП "Ленобллесхоз" поддержало заявленные требования, представило отзыв, в котором указало, что оно не обладает полномочиями арендодателя по договору аренды участков лесного фонда от 21.07.2003 N 1 (л.д. 92-93).

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 21.07.2003 на основании Протокола о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Ленинградской области N 49 от 30.06.2003, между ФГУ "Лужский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Северо-Западный Лес" (арендатор) был заключен договор аренды участков лесного фонда N 1 общей площадью 21007 га, расположенных на территории Николаевского лесничества Лужского лесхоза Лужского района Ленинградской области для целей заготовки древесины (л.д. 12-21).

Участки лесного фонда переданы ответчику по Акту приема-передачи участков лесного фонда к договору N 49 от 30.06.2003 (л.д. 25).

С 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс РФ.

На основании ст. 11 ФЗ РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесхозы подлежали передаче в собственность субъектов РФ и реорганизации в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 31.05.2007 N 210-р была произведена реорганизация, в результате которой ЛОГУ "Ленобллесхоз" стало правопреемником присоединенных к нему в виде филиалов в соответствии с передаточными актами государственных учреждений (лесхозов). Приложением к вышеуказанному Распоряжению закреплен перечень федеральных государственных учреждений (лесхозов), безвозмездно передаваемых из собственности РФ в государственную собственность Ленинградской области, в который включен ФГУ "Лужский лесхоз".

В соответствии с Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 604-р ФГУ "Лужский лесхоз" было преобразовано в Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство", в функции которого входило получение прибыли за счет организации и осуществления работ и услуг, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Истец 1 в соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 164, осуществляет полномочия государственного управления в сфере лесных отношений, государственного лесного контроля и надзора.

Согласно п. 2.7. Положения, истец 1 обеспечивает соблюдение лесного законодательства, осуществление государственного лесного контроля и надзора, мониторинга за исполнением арендаторами лесных участков условий договоров аренды.

Истец 2 в соответствии с Уставом, утвержденным Приказом комитета от 03.08.2009 N 86 находится в прямом подчинении Комитета.

В соответствии с п. 7 Распоряжения, истец 2 осуществляет функции по организации исполнения государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

На основании Распоряжения Правительства Ленинградской области N 130-р, ЛОГБУ является администратором поступлений в бюджет платежей за использование лесов на территории Ленинградской области.

В силу п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно п. 3.1. договора аренды, срок его действия составляет 49 календарных лет, договор вступает в силу с момента государственной регистрации. По согласованию сторон 1-й год аренды заканчивается 31.12.2003.

Статьей 4 Водного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009.

Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ установлен Приказом МПР РФ N 258 от 04.10.2007.

В соответствии с п. 3 Приказа, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду. В Ленинградской области таким органом согласно Постановлению Правительства Ленинградской области N 164 от 08.06.2009 является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Договор в новой редакции заключается в соответствии с примерной формой договора, установленной Постановлением Правительства РФ N 324 от 28.05.2007.

Заявление на приведение договора аренды в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ ответчиком не подавалось.

Таким образом, ответчиком не исполнена обязанность по приведению договора аренды участков лесного фонда N 69/99 в соответствие с Лесным кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и договором.

Как следует из ст. 451 ГК РФ, в случае, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом.

Для расторжения договора необходимо наличие четырех условий, перечисленных в ч. 2 ст. 451 ГК РФ, а именно: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Арендная плата по ранее действующему Лесному кодексу определялась в соответствии с договором аренды участка лесного фонда, на основе ставок лесных податей.

В соответствии с новым Лесным кодексом РФ минимальная арендная плата определяется как произведение объема изъятия лесных ресурсов и ставки платы за единицу объема лесного ресурса на арендованном лесном участке. В договорах аренды устанавливается также повышающий коэффициент 1,2.

Риск изменения обстоятельств в виде принятия новых нормативно-правовых актов законодателем не может нести ни одна из сторон по договору.

Предложением об изменении условий договора со стороны арендодателя в порядке ст. 452 ГК РФ является вступление в силу ФЗ N 201-ФЗ, п. 4 которого указывал на обязанность арендаторов привести договоры аренды в соответствие с новым Лесным кодексом.

Кроме того, имеет место существенное нарушение договора ответчиком.

Договор аренды участков лесного фонда, являясь возмездной сделкой, содержит взаимные обязательства сторон и подлежит исполнению в порядке и на условиях, установленных договором.

Согласно п. 4.2. договора ответчик обязан своевременно и в установленном порядке вносить арендную плату за пользование лесным фондом.

Согласно п. 6.4. договора размер арендной платы определяется в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами Правительства Ленинградской области.

В соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов, минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на 2008 год установлены Постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2009 по делу N А56-14842/2009 с ответчика взыскана задолженность по спорному договору аренды за 2006 год в размере 2 439 000 руб.

В нарушение ст. 309, 310, 614 ГК РФ и п. 4.1. договора аренды ответчик не выполнил принятых на себя обязательств, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 4 529 620 руб. за период с 01.11.2008-01.10.2009, что подтверждается расчетом и договором.

Согласно п. 10.1. договора и ст. 619 ГК РФ, договор аренды может быть расторгнут досрочно судом в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

27.10.2009 в адрес ответчика было направлено Уведомление N 2163 с требованием, расторгнуть договор и погасить имеющуюся задолженность, которое ответчиком было оставлено без ответа (л.д. 30).

Учитывая, что ответчик не принял мер к надлежащему исполнению денежного обязательства, арбитражный суд находит требование о расторжении договора соответствующим ст. 450, 619 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме с отнесением на ответчика расходов по государственной пошлине.

Поскольку истцы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Расторгнуть договор аренды участков лесного фонда N 1 от 21.07.2003, заключенный между ФГУ "Лужский лесхоз" и ООО "Северо-Западный Лес".

Взыскать с ООО "Северо-Западный Лес" в доход федерального бюджета 3 946 600 руб. задолженности, которая подлежит зачислению по коду классификации доходов - 05311204012010000120.

Взыскать с ООО "Северо-Западный Лес" в доход областного бюджета 583 020 руб. задолженности, которая подлежит зачислению по коду классификации доходов - 97411204022020000120.

Взыскать с ООО "Северо-Западный Лес" в доход федерального бюджета 49 648,10 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Астрицкая С.Т.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-84645/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 10 июня 2010

Поиск в тексте