ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 года Дело N А32-48520/2009

15АП-3115/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Николаева Д.В., судей Т.Г. Гуденица, Е.В. Андреевой

при ведении протокола судебного заседания Соленцовой И.В.,

при участии:

от ООО "ЭнергоСпецМонтаж-Юг": Воробьев В.В. по доверенности от 07.05.2010. N5, Хаматнуров М.М. по доверенности от 07.05.2010. N4, от ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края: Юрьева Н.А. по доверенности от 18.05.2010 г., Литвинов А.М. по доверенности от 18.05.2010 г., Сенжапов А.Р. по доверенности от 18.05.2010 г., Жаркова А.Е. по доверенности от 18.05.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 05.02.2010 по делу N А32-48520/2009

по заявлению ООО "ЭнергоСпецМонтаж-Юг" к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края о признании недействительным решения принятое в составе судьи Рыбалко И.А.

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края (далее также - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) от 21.04.09 г. N 09-30-22 о проведении выездной налоговой проверки.

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемый ненормативный акт является необоснованным, не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере налоговых правоотношений.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2010 по делу N А32-48520/2009 заявление общества удовлетворено, признано недействительным решение ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края от 21.04.09 г. N 09-30-22 о проведении выездной налоговой проверки.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Лабинску обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило его отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.

В апелляционной жалобе налоговый орган сослался на следующее:

Судом не исследован вопрос о правомерности вынесения решения налогового органа о назначении выездной налоговой проверки.

Решение суда первой инстанции не соответствует ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: выводы суда, указанные в резолютивной части решения, не соответствуют мотивировочной части решения.

Судом неправомерно взыскана с налогового органа в пользу ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» госпошлина в сумме 2000 руб.

Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2009 г. решением единственного участника ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» адрес местонахождения заявителя: Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Ленина, д. 245, был изменен, установлен новый адрес местонахождения общества: Карачаево-Черкесская Республика Урупский р-н, ст. Преградная ул. Родниковая, д. 2 (л.д. N 86 т. 1).

21.04.09 г. решением ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края N 09-30-22 в отношении ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» (ИНН 2311100298; КПП 231401001) была назначена выездная налоговая проверка (л.д. N 6 т. 1).

22.04.09 г. общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, связанных с изменением адреса местонахождения (л.д. 83-85 т. 1).

29.04.2009 г. решением налогового органа о государственной регистрации N 190 в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения, касающиеся смены местонахождения ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» (л.д. 88-89 т. 1).

В этот же день:

29.04.2009 г. за N 450103 налоговым органом ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» выписано уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе на территории РФ и подготовлено письмо от 29.04.2009 г. N 450101 в Межрайонную ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике о снятии с учета в ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края налогоплательщика (л.д. 91-92 т. 1);

29.04.2009 г. за N 04-28-01/0398@ ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края в адрес Межрайонной ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике по электронной почте выгружены файлы выгрузки в отношении ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» (л.д. 94, т. 1).

29.04.2009 г. налогоплательщик поставлен на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике и выдано свидетельство о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ серия 09 N 000482170 (л.д. 9 т. 1).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной в материалы дела, также следует, что налоговым органом внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, 29.04.2009 ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» поставлено на учет в налоговом органе по новому месту постановки на учет в другой регистрирующий орган.

В дальнейшем 04.05.2009 г. за N 04-28-1/0424 в адрес Межрайонной ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике направлено учетное и регистрационной дело ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» (л.д. 96, т. 1).

При этом, как видно из материалов дела, после осуществления 29.04.2009 г. регистрационных действий по снятию с налогового учета ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» и постановки указанного налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованное лицо - ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края 30.04.2009 г. направило по прежнему месту нахождения общества: Краснодарский край, г. Лабинск. ул. Ленина, д. 245, копию решения о проведении выездной налоговой проверки от 21.04.09 г. N 09-30-22, требование о предоставлении документов 09-21; уведомление о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа от 29.04.2009 г. N 2280, что подтверждается представленной налоговым органом описью вложения почтовой корреспонденции (л.д. 108-110, т. 1).

Направленные заинтересованным лицом документы были возвращены в связи с отсутствием адресата по указанному инспекцией почтовому адресу (л.д. N 109-110).

Фактически вышеперечисленные документы были вручены под роспись представителю ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» по истечении более 1,5 месяцев с даты снятия налогоплательщика с налогового учета в ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края налогоплательщика - 17.06.09 г., что подтверждается соответствующей подписью должностного лица организации и о чем общество указало в своем заявлении (л.д. 8, 108 т. 1).

Полагая, что решение от 21.04.09 г. N 09-30-22 о проведении выездной налоговой проверки не соответствуют закону, а также нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере налоговых правоотношений ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки от 21.04.09 г. N 09-30-22.

В рассматриваемом случае апелляционная коллегия приходит к выводу о нарушении ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края положений п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации при назначении выездной налоговой проверки, поскольку решение о проведении выездной налоговой проверки, датированное 21.04.2009 г., т.е. до даты снятия налогоплательщика с налогового учета (29.04.2010 г.), фактически направлено по почте налогоплательщику по старому месту нахождения налогоплательщика вместе с требованием о предоставлении необходимых для проверки документов только 30.04.2009 г., т.е. после даты фактического снятия с налогового учета налогоплательщика.

При этом апелляционная коллегия учитывает следующее:

Согласно п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно п. 8 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п. 1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в том числе организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно п. 1, п. 4 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

С учетом указанных выше положений Закона следует, что в случае изменения сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица процедура снятия с учета в налоговом органе начинается с подачи организацией заявления о смене адреса в налоговый орган по месту налогового учета. Такое правило обусловлено требованиями п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 01.12.2007 г. N 318-ФЗ).

В случае если налоговым органом будет установлено, что изменение места нахождения юридического лица приводит к необходимости изменить налоговый орган, снятие с учета организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика. Снятие с учета организации на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации).

Снятие с учета организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации.

Снятие с учета организации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Датой снятия организации с учета является дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица.

Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица

Таким образом, с учетом указанных выше положений федерального налогового законодательства и законодательства о государственной регистрации, следует, что Законодателем предусмотрена четкая последовательность действий налогового органа в случае изменения места нахождения налогоплательщика-организации.

Ограниченные сроки проведения регистрационных действий создают сложности при назначении и проведении выездных налоговых проверок, однако не предоставляют налоговым органам возможность инициирования каких-либо контрольных мероприятий и направлении решений о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщиков, уже фактически поставленных на учет в другом налоговом органе.

Исходя из системного толкования положений ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносится по месту постановки на налоговый учет налогоплательщика

В рассматриваемом же случае после осуществления 29.04.2009 г. регистрационных действий по снятию с налогового учета ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» и постановки указанного налогоплательщика в тот же день в Межрайонной ИФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованное лицо - ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края 30.04.2009 г. направило по прежнему месту нахождения общества: Краснодарский край, г. Лабинск. ул. Ленина, д. 245, копию решения о проведении выездной налоговой проверки от 21.04.09 г. N 09-30-22, требование о предоставлении документов 09-21; уведомление о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа от 29.04.2009 г. N 2280, что подтверждается представленной налоговым органом опись. Вложения почтовой корреспонденции (л.д. 108-110, т. 1).

Направленные заинтересованным лицом документы были возвращены в связи с отсутствием адресата по указанному инспекцией почтовому адресу (л.д. N 109-110).

Фактически вышеперечисленные документы, в том числе решение о проведении выездной налоговой проверки от 21.04.09 г. N 09-30-22, были вручены под роспись представителю ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» по истечении более 1,5 месяцев с даты снятия организации с налогового учета в ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края - 17.06.2009 г., что подтверждается соответствующей подписью должностного лица организации и о чем общество указало в своем заявлении (л.д. 108 т. 1).

При этом из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной в материалы дела следует, что налоговым органом внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, 29.04.09 налогоплательщик ООО «ЭнергоСпецМонтаж-Юг» поставлен на учет в налоговом органе по новому месту постановки на учет.

При этом апелляционная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае направление документов, связанных с проведением в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, в том решения о проведении проверки, требования о предоставлении необходимых для проверки документов, уведомления о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, по адресу, который фактически на момент отправки является недействующим, о чем внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, является нарушением процедуры инициирования проверки. Данные действия фактически лишают налогоплательщика права на получение информации о начале проведения в отношений него выездной налоговой проверки, лишают возможности своевременного предоставления документов, истребуемых налоговым органом для проведения проверки.

Указанные обстоятельства в рассматриваемом случае могут свидетельствовать о несогласованности действий структурных подразделений налогового органа при осуществлении возложенных на них функций, в том числе в отношении организаций, изменяющих свое место нахождения, однако указанная несогласованность не должна создавать каких-либо негативных правовых последствий для налогоплательщика. При этом налоговый орган вправе сообщить выявленные в ходе контрольных мероприятий сведения в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.

Кроме того, как видно из материалов дела, в том числе дополнительно представленных налоговым органом документов, Управление ФНС России Краснодарскому краю направило в адрес ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края письмо от 17.04.2009 г. исх. N 12-1-18/09440 (получено Инспекцией вх. N 3659 от 17.04.2009 г.), в соответствии с которым с учетом полученной от ГУВД по Краснодарскому краю информации Управление указало на необходимость организации и проведения выездной налоговой проверки ООО «Энергоспецмонтаж-Юг» ИНН 2311100298 во 2 квартале 2009 совместно с правоохранительными органами. При проведении выездной налоговой проверки Управление поручило Инспекции организовать получение информации из внешних и внутренних источников, а также обеспечить использование косвенных данных о хозяйственной деятельности налогоплательщика; провести в обязательном порядке истребование документов и информации у кредитных организаций и контрагентов; в акте выездной налоговой проверки подробно изложить финансово-хозяйственные взаимоотношения между ними.

При этом согласно п. 4 указанного письма Управления ФНС России Краснодарскому краю от 17.04.2009 г. исх. N 12-1-18/09440 Инспекции ФНС России по г. Лабинску Краснодарского края было указано на необходимость представить в Управление в срок не позднее 30.04.2009 следующую информацию:

о дате и номере Решения о назначении проверки,

о периоде проведения проверки,

о составе проверяющей группы,

о дате ознакомления должностного лица налогоплательщика с решением о назначении выездной налоговой проверки.

Таким образом, с учетом даты поступления в Инспекцию указаний вышестоящего налогового органа и информации правоохранительных органов (17.04.2009 г.) ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края располагала достаточным временем для инициирования в установленные сроки процедуры проведения выездной налоговой проверки (с 17.04.2009 г. по 29.04.2009 г.), в то время как фактически только 30.04.2009 г., после даты снятия с учета проверяемого налогоплательщика, по не актуальному (с учетом изменения места нахождения общества) юридическому адресу налогоплательщика по почте были направлены оспариваемое решение о проведении выездной налоговой проверки, а также требование о предоставлении документов и уведомление о проведении выездной налоговой проверки.