• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 года Дело N А32-43077/2009

15АП-3819/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л. А. судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Виталия" - представитель - Фенов Радист Дмитриевич, доверенность от 04.02.2010 г. N 05,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Виталия" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 11.03.2010 г. по делу N А32-43077/2009, принятое в составе судьи Анциферова В. А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Виталия" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю

при участии третьего лица - ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Виталия" (далее - ООО «СК «Виталия») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (управлению Росреестра по Краснодарскому краю) о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 107 200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0249, земельного участка площадью 51 162 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:24 и земельного участка площадью 13 926 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253/7 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:248.

Решением суда от 11.03.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем пропущен предусмотренный ст. 198 АПК РФ срок на обжалование действий управления. Поскольку распоряжение администрации N 1202-р от 29.12.2007 г. в настоящее время отменено, права заявителя не могут быть нарушены.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО "СК "Виталия" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 11.03.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что о нарушении своего права общество узнало в августе 2009 г., следовательно, срок на обжалование действий управления не пропущен.

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю и ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, санаторному комплексу "Виталия" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки: площадью 107 200 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0249; площадью 51 162 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:24 и земельный участок площадью 13 926 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253/7 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:248.

На основании обращения заявителя управление письмом от 03.06.2008 г. предоставило информацию о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 23:37:01 07 003:0249 и 23:37:01 07 003:24.

03.09.2009 г. общество обратилось в УФАКОН по Краснодарскому краю с заявлением о нормативном обосновании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:01 07 003:0249, 23:37:01 07 003:248 и 23:37:01 07 003:24.

В письме от 11.09.2009 г. УФАКОН по Краснодарскому краю разъяснило обществу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель и утверждена распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Полагая, что действия управления по применению кадастровой стоимости, утвержденной вышеназванным распоряжением главы администрации, является незаконными, ООО СК "Виталия" обратилось в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.

В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.

Действия по определению кадастровой стоимости затрагивают права общества, которое заинтересовано в законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, от которой зависит размер земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), который бы подлежал уплате обществом, как собственником земельного участка.

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

Удельные показатели кадастровой стоимости земель установлены распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N 48 официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р как нормативный правовой акт опубликовано в средствах массовой информации Краснодарского края (газета «Кубанские новости» от 09.02.2008 г. N21 (4160), от 13.03.2009 г. N37 (4400).

При этом в N21 (4160) газеты «Кубанские новости» от 09.02.2008 г. опубликована информация о подписании губернатором Краснодарского края А.Ткачевым указанного распоряжения, но не сам текст распоряжения.

Текст распоряжения N 1202-р опубликован в N 37 газеты "Кубанские новости" только 13.03.2009 г.

Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось нормативным правовым актом, который на тот момент не вступил в законную силу.

В деле отсутствуют доказательства факта опубликования распоряжения N 1202-р на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка общества.

При таких обстоятельствах, оценивая правомерность определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в 2008 году, суд первой инстанции правильно установил ошибочность применения удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р. Суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что вышеназванное распоряжение в настоящее время отменено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на пропуск заявителем предусмотренного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование действий управления.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В пункте 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка общества, в данном случае, подлежала определению по состоянию на 01.01.2008.

Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. Для обеспечения администрирования земельного налога названной статьей закреплена обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции указал, что заявитель должен был узнать о нарушении своего права не позднее 01 марта 2008 г.

Между тем, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок начинает течь с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод, а не с момента когда должно было узнать о таком нарушении.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что о нарушении своих прав установлением кадастровой стоимости земельных участков на основании неопубликованного нормативного акта общество узнало из решения суда по делу А32-17854/2008 от 17.08.2009 г.

Кроме того, о факте установления управлением кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании удельных показателей кадастровой стоимости и ее утверждения распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» общество узнало из письма управления от 11.09.2009 г.

Таким образом, срок на обжалование действий управления обществом не был пропущен.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина по заявлению в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ составляет 2 000 руб. и была уплачена обществом по платежному поручению N 74 от 22.09.2009 г. За подачу апелляционной жалобы обществом уплачена госпошлина в сумме 2 000 руб. (квитанция от 23.03.2010 г.).

Поскольку требования ООО СК «Виталия» удовлетворены, уплаченная обществом государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежит взысканию с управления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2010 г. по делу N А32-43077/2009 отменить.

Признать незаконными действия УФАКОН по Краснодарскому краю (в настоящее время Управление Росреестра по Краснодарскому краю) по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 107 200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0249, земельного участка площадью 51 162 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:24 и земельного участка площадью 13 926 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проспект Пионерский, 253/7 с кадастровым номером 23:37:01 07 003:248.

Взыскать с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Виталия" 4 000 руб. судебных расходов по заявлению и апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Л.А.Захарова
Судьи
С.И.Золотухина
Т.И.Ткаченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-43077/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 31 мая 2010

Поиск в тексте