ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 октября 2012 года Дело N А46-16844/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области и общества с ограниченной ответственностью «Медицинская компания «Фармэкс» на постановление от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-16844/2011 Арбитражного суда Омской области по заявлению Департамента здравоохранения администрации города Омска (644099, город Омск, улица Рабиновича, 93, ИНН 5503009538, ОГРН 1025500743608), общества с ограниченной ответственностью «Госпиталь-Сервис» (644024, город Омск, улица Лермонтова, 62, ИНН 5504210567, ОГРН 1095543003511) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12а, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Медицинская Компания «Фармэкс» и Управление муниципального заказа и организации торгов администрации города Омска.
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) в заседании участвовали представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Усанова Ч.У. (доверенность от 10.01.2012); общества с ограниченной ответственностью «Медицинская Компания «Фармэкс» - Маслов К.В. (доверенность от 06.02.2012); общества с ограниченной ответственностью «Госпиталь-Сервис» - Винокурова Я.А. (доверенность от 18.05.2011), Суворов Е.В. (доверенность от 19.09.2012), Нефедов Б.И. (доверенность от 24.09.2012).
Суд установил:
Департамент здравоохранения администрации города Омска (далее - Департамент здравоохранения) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Управление ФАС по Омской области) о признании недействительными решения и предписания от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Медицинская Компания «Фармэкс» (далее - ООО «МК «Фармэкс»).
В производстве Арбитражного суда Омской области находилось дело № А46-15358/2011, возбужденное по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Госпиталь-Сервис» (далее - ООО «Госпиталь-Сервис») к Управлению ФАС по Омской области о признании недействительными решения и предписания от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления муниципального заказа и организации торгов администрации города Омска (далее - Управление муниципального заказа) и Департамента здравоохранения.
Определением от 26.01.2012 Арбитражного суда Омской области дела № А46-16844/2011 и № А46-15358/2011 объединены в одно производство с присвоением номера А46-16844/2011.
Решением от 02.04.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышёв В.И.) в удовлетворении заявленных Департаментом здравоохранения и ООО «Госпиталь-Сервис» требований отказано.
Постановлением от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой отменено. Принят новый судебный акт, которым требования ООО «Госпиталь-Сервис» удовлетворены.
Решение и предписание от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011 Управления ФАС по Омской области признаны недействительными.
Производство по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения прекращено в связи с ликвидацией названного юридического лица.
В кассационных жалобах Управление ФАС по Омской области и ООО «МК «Фармэкс», ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просят отменить постановление от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По их мнению, указание в документации об аукционе дополнительных требований к упаковке лекарственного препарата, являются нарушением законодательства о размещении заказов, которое влечет ограничение количества участников размещения заказа.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Госпиталь-Сервис», соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управление муниципального заказа на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 17.10.2011 разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0152300011911002098 на право заключения муниципального контракта на поставку лекарственного средства с международным непатентованным наименованием «Ампициллин + сульбактам».
В соответствии с частью II «Техническое задание» документации об открытом аукционе заказчику требовалось поставить лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) «Ампициллин + сульбактам» со следующими характеристиками: порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1г + 500мг - флаконы/в комплекте с растворителем: вода для инъекций 3,5 мл (ампулы); единица измерения - упаковка; количество - 5750.
Аукционной комиссией рассмотрены пять заявок, четыре участника размещения заказа признаны участниками открытого аукциона; ООО «МК «Фармэкс» отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), поскольку указанная ООО «МК «Фармэкс» характеристика товара по позиции № 2 «Вода для инъекций» (объём ампулы 5 мл) не соответствовал требованиям (объём ампулы 3,5 мл) документации об открытом аукционе в электронной форме.
По итогам проведения аукциона победителем признано ООО «Госпиталь-Сервис», в первой части заявки которого было предложено к поставке лекарственное средство с торговым наименованием «Амписид» (Турция), соответствовавшее требованиям документации об открытом аукционе
ООО «МК «Фармэкс», посчитав необоснованным отказ аукционной комиссии в допуске его к участию в открытом аукционе, обратилось в Управление ФАС по Омской области с жалобой, которая антимонопольным органом была признана обоснованной.
В связи с этим Управлением ФАС по Омской области принято решение от 08.11.2011№ 03-10.1/187-2011, которым действия Управления муниципального заказа и его единой комиссии признаны нарушившими часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, и выдано предписание от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011, которым Управлению муниципального заказа и его единой комиссии предложено отменить протокол подведения итогов открытого аукциона от 03.11.2011, внести изменения в протокол рассмотрения первых частей заявок от 27.10.2011 в части допуска ООО «МК «Фармэкс» к участию в открытом аукционе, установить новую дату проведения открытого аукциона и уведомить участников аукциона; оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» - обеспечить Управлению муниципального заказа и его единой комиссии возможность отмены протокола подведения итогов от 03.11.2011, внесения изменений в протокол рассмотрения первых частей заявок от 27.10.2011, проведения нового аукциона, начиная с последнего предложения участника аукциона и разместить на электронной площадке соответствующую информацию.
Управлению муниципального заказа и его единой комиссии, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» указано на необходимость выполнения указанных действий в срок до 21.11.2011 и до 23.11.2011 проинформировать об исполнении в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
ООО «РТС-тендер» 16.11.2011 проинформировал Управление ФАС по Омской области об исполнении указанного предписания в части действий оператора электронной площадки. Письмом от 21.11.2011 № УМЗОТ/8096 Управление муниципального заказа также сообщило об исполнении предписания от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011.
На состоявшемся 21.11.2011 открытом аукционе, в котором приняли участие ООО «Биотехмед», ООО «Госпиталь-Сервис» и ООО «МК «Фармэкс», победителем вновь было признано ООО «Госпиталь-Сервис», с которым заказчик заключил муниципальный контракт от 20.12.2011 № 144.
Департамент здравоохранения и ООО «Госпиталь-Сервис» обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управление ФАС по Омской области от 08.11.2011 № 03-10.1/187-2011.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд первой инстанции сделал вывод о необоснованном отказе единой комиссией Управления муниципального заказа в допуске ООО «МК «Фармэкс» к участию в открытом аукционе в электронной форме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что объём флакона относится к характеристике упаковки лекарственного средства, а в аукционной документации имелось указание на возможность иной упаковки, отвечающей требованиям действующего законодательства Российской Федерации и обеспечивающей сохранность товара при его транспортировке и хранении.
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указание заказчиком в техническом задании на «порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1г + 500 мг - флаконы/ в комплекте с растворителем: вода для инъекций 3,5 мл (ампулы)» представляет собой характеристику товара, а не его упаковки.
Между тем в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО «МК «Фармэкс» был предложен следующий товар:
1. МНН «Ампициллин + сульбактам»; торговое наименование: Сультасин; характеристика товара: порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г + 500 мг 1 шт, флаконы (1) - пачки картонные; единицы измерения: упаковка; количество: 5750;
2. МНН «Вода для инъекций»; торговое наименование: «Вода для инъекций»; характеристика товара: растворитель для приготовления лекарственных форм для инъекций, 5 мл - ампулы (10)/ в комплекте с ножом ампульным или скарификатором, если необходим для ампул данного типа/ - пачки картонные; единицы измерения: упаковка; количество: 575.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать, в частности конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Пункт 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусматривает, что участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений, изложенных в первой части заявки, требованиям документации об аукционе.
Из содержания пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 38 Закона о размещении заказов следует, что существенным условием контракта, заключаемого в порядке Закона о размещении заказов, является его предмет, который должен соответствовать требованиям документации об аукционе и содержать признаки, позволяющие индивидуализировать конкретный товар.
Исходя из смысла и содержания названных норм права суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказа и наличии оснований у аукционной комиссии для отклонения заявки ООО «МК «Фармэкс», поскольку в этой заявке предложен товар с иными индивидуальными характеристиками, что недопустимо по условиям аукциона.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-16844/2011 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И. Ильин
Судьи
Л.В. Белова
В.П. Маняшина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка