ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 октября 2012 года  Дело N А47-239/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

судей Ященок Т.П., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалобу Финансового управления администрации г. Оренбурга (ИНН: 5610012398,  ОГРН: 1025601025746; далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области  от 10.04.2012 по делу № А47-239/2012 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 02.07.2012 по  тому же  делу.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Банк «Монетный дом» (ИНН: 7450002096,  ОГРН: 1027400001056; далее - общество, банк) - Гоманович А.А. (доверенность от 11.09.2012 б/н).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении с 01.01.2011 по день обращения в суд решений Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2007 по делу  № А60-35508/2006,  от 27.10.2008 по делу № А60-17244/2008 и от 11.06.2010 по делу № А60-9893/2010, а также постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу № А60-25624/2007 в пределах ассигнований, предусмотренных на процентные платежи по муниципальному долгу в 2011 году Решением Оренбургского городского Совета от 27.12.2010  № 62 о бюджете города Оренбурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем исполнения названных судебных актов в пределах ассигнований, предусмотренных на процентные платежи по муниципальному долгу в 2011 году, предусмотренные Решением Оренбургского городского Совета   от 27.12.2010 № 62 «О бюджете города Оренбурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Оренбургский городской Совет (ИНН: 5610045883, ОГРН: 1035605504351).

Решением суда  от 10.04.2012 (судья Чердинцева Г.В.) заявление банка удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 02.07.2012 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение  суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о незаконности бездействия общества, выразившегося в неисполнении перечисленных решений арбитражных судов.

Как следует из материалов дела, управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, выполняющим функции по организации исполнения бюджета города и осуществлению других полномочий, в соответствии с бюджетным законодательством (п. 1.1, 2 Положения о Финансовом управлении администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011  № 133).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2007 по делу № А60-35508/2006 с управления за счет казны муниципального образования город Оренбург в пользу открытого акционерного общества  «Коммерческий банк «Мечел-банк» (в последующем наименование изменено на открытое акционерное общество  «Банк «Монетный дом») взыскано 85 539 257,89 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 21.01.2008 года по делу № А60-25624/2007 с управления за счет казны муниципального образования город Оренбург в пользу банка взыскано 19 458 134,58 руб. процентов, 2 300 000 руб. неустойки за просрочку возврата кредита, 160 000  руб. неустойки за просрочку возврата процентов и 100 000  руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2008 по делу № А60-17244/2008 с управления за счет казны муниципального образования город Оренбург в пользу банка взыскано 25 613 191,21 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2010 по делу № А60-9893/2010 с управления за счет казны муниципального образования город Оренбург в пользу банка взыскано 50 626 933,04 руб.

На основании названных судебных актов, вступивших в законную силу, арбитражными судами выданы исполнительные листы от 16.07.2007 (дубликат от 10.10.2008 № 019197), от 23.01.2008 № 003908, от 10.02.2009 № 0037790 и  от 11.06.2010 АС № 002369252 на общую сумму 183 797 516,72 руб.

Указанные исполнительные документы направлены обществом для исполнения в управление 11.11.2008, 23.03.2009, 23.03.2009 и 10.11.2010, соответственно. Исполнительные листы приняты управлением 11.11.2008, 14.04.2009, 14.04.2009 и 16.11.2010.

Исполнение указанных исполнительных документов арбитражных судов произведено управлением частично (размер непогашенного долга составил 122 824 437,28 руб.).

В связи с отсутствием исполнения исполнительных документов в полном объеме и отсутствием перечислений в счет погашения задолженности с 01.01.2011, общество 12.01.2012 обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности бездействия управления, выразившегося в неосуществлении действий, направленных на погашение задолженности перед банком в 2011 году.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу п. 1, 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Пунктами 5, 6 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что управление является органом, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города Оренбурга, и должником по выданным арбитражными судами заявителю исполнительным документам, в связи с чем, несет обязанность по совершению предусмотренных ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий по исполнению требований указанных исполнительных документов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сроки исполнения предъявленных управлению обществом исполнительных документов истекли 11.02.2009 (по исполнительному листу от 16.07.2007), 14.07.2009 (по исполнительному листу от 23.01.2008 и по исполнительному листу от 10.02.2009) и 16.02.2011 (по исполнительному листу от 11.06.2010).

Остаток непогашенной задолженности подлежал выплате в 2011 году в пределах лимитов ассигнований, предусмотренных бюджетом города для исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в пользу заявителя.

Решением Оренбургского городского Совета от 27.12.2010 № 62 «О бюджете города Оренбурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на цели погашения кредиторской задолженности казны города установлен объем финансирования управления в 2011 году в части осуществления прочих выплат по обязательствам казны муниципального образования город Оренбург (к числу которых с учетом положений п. 2 ч. 2  ст. 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены обязательства по исполнению исполнительных документов) в размере 28 000 000 руб.

Решением Оренбургского городского Совета от 22.11.2011 № 308 в Решение Оренбургского городского Совета от 27.12.2010 № 62 внесены изменения, предусматривающие уменьшение общего объема финансирования Управления на 2011 финансовый год в части прочих выплат по обязательствам казны муниципального образования до размера 1 560 000 руб.

При этом, в соответствии с реестром неисполненных исполнительных документов на 01.01.2011, по состоянию на указанную дату общая сумма неисполненных обязательств муниципального образования по исполнительным документам (с учетом задолженности перед заявителем) составила 313 725 138,13 руб.

Принимая во внимание недостаточность предусмотренных в 2011 году бюджетных ассигнований для полного погашения указанной задолженности, с учетом положений п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерациип. 3 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления обязанности обеспечить справедливое пропорциональное распределение расходов в пределах бюджетных ассигнований, направленное на частичное исполнение всех находящихся на исполнении исполнительных документов, включая исполнительные документы общества.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела,  за период с февраля по декабрь 2011 управлением производились перечисления по исполнительным документам в общей сумме 1 346 139,38 руб. При этом указанные перечисления производились без учета принципа пропорциональности, без соблюдения хронологии поступления исполнительных документов, с применением необоснованного избирательного подхода. Требования банка, являющиеся наиболее крупными и одними из наиболее ранних из числа поступивших в управление требований кредиторов, управлением в 2011 году не погашались при наличии такой возможности.

Управлением не представлены доказательства направления управлением обращений в адрес Министерства финансов Оренбургской области и Законодательное Собрание Оренбургской области для выделения дополнительных субвенций из бюджета Оренбургской области либо Федерального бюджета, а также доказательства о внесении на рассмотрение Оренбургского городского Совета в соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектов решений о внесении изменений в бюджет муниципального образования с целью выделения дополнительных бюджетных ассигнований, направленных на погашение задолженности казны муниципального образования по исполнительным документам.

При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия управления и правомерно удовлетворили заявленные требования, обязав управление исполнить требования судебных актов в пределах ассигнований, предусмотренных на процентные платежи по муниципальному долгу в 2011 году Решением Оренбургского городского Совета от 27.12.2010 № 62.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в  материалах дела доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2012 по делу № А47-239/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
      Е.О. Черкезов

     Судьи
      Т.П. Ященок

     Н.Н. Суханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка