АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2012 года  Дело N А05-9445/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 03 октября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринская И.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению по заявлению муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166715, Ненецкий автономный округ, пос. Красное, ул. Пролетарская, дом 3)

к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1088383000530; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Пырерка, дом 15),

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного унитарного предприятие Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция" (место нахождения: 166000,  г. Нарьян-Мар, ул. 60 лет Октября, дом 37);

о признании недействительными решения от 14.05.2012 года и предписания от 14.05.2012, вынесенных по делу № 02А/05-01-2012,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Таратина В.А. (распоряжение № 17 от 14.10.2009),

от ответчика - не явился,

от третьего лица - не явился,

установил:

Администрация муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу о признании недействительными решения от 14.05.2012 и предписания от 14.05.2012, вынесенных по делу № 02А/05-01-2012.

Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом,  посредствам  факсимильной связи представил дополнение к  отзыву.

Представитель третьего  лица в судебное заседание не явился, третье лицо о слушании дела  извещено надлежащим образом,  в отзыве поддержало позицию заявителя.

Выслушав представителя  заявителя, изучив  материалы  дела, суд находит заявленные требования  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела  и оспариваемого Решения по делу № 02А/05-01-2012  Управлением в отношении ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция»  проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт № 3П-2011 от 30.03.2011. При проведении такой проверки Управление усмотрело в действиях Администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Приказом  Ненецкого  УФАС  России  от  28.03.2012  №  32  в  отношении Муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» по признакам нарушения пункта 1  части 3 статьи  17.1  Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 02А/05-01 -2012. В ходе рассмотрения  указанного дела  Управлением была привлечена в качестве ответчика Администрация муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район».

Определением  о  прекращении  участника  по  делу  №  02А/05-01 -2012  oт 28.04.2012 № 05-01/540 участие Администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» и Муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» прекращено   ввиду  отсутствия  в  их  действиях  признаков  нарушения  антимонопольного законодательства.

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 02А/05-01 -2012 от 28.04.2012 № 05-01/538 привлечена Администрация МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Управлением установлено, что между Администрацией МО «Приморско-Куйский сельсовет»  и ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» заключен договор аренды недвижимого имущества от 01.02.2011, согласно которому МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО передало ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» во временное владение и пользование за плату имущество (объект недвижимости - линия электропередач (ЛЭП-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. № 1 1:161:002:000013440,  адрес объекта - НАО, п. Красное) на срок до  31.12.2011, который заключен по результатам торгов.

При этом, 06.12.2011 МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО заключает договор аренды недвижимого имущества от 06.12.2011 № б/н, согласно которому передаёт ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» во временное владение и пользование за плату имущество (объект недвижимости - линия электропередач (ЛЭП0-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. № 11:161:002:000013440. Адрес объекта: НАО, с. Красное ГУП НАО) «Нарьян-Марская электростанция» на срок до 31.01.2012 г. Сведения о проведении торгов и отсутствуют.

Управлению в ходе проверки также представлен договор аренды недвижимого имущества от 10.01.2012 № б/н, согласно которому МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО в лице главы муниципального образования Таратина В.А. передало во временное владение и пользование за плату на срок до 31.12.2012 линию э/передач (ЛЭП-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. №  11:161:002:000013440. Адрес объекта: НАО, п. Красное ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция». Сведения о проведении торгов отсутствуют.

Решением  Управления от 14.05.2012  по делу № 02А/05-01-2012 Администрация муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа  признана нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с заключением и реализацией (исполнением) договора аренды недвижимого имущества от 10.01.2012 № б/н без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции.

Из письма Нарьян-Марского отдела Печорского управления Ростехнадзора (вх. от 22.06.2011 № 01-17/736) следует, что инженерно-технические энергосети и энергоустановки п. Красное НАО не принадлежат к единой энергосети г. Нарьян-Мара. Принимая во внимание  указанный документ, Управление решило, что  передача муниципального имущества (ЛЭП-04Кв) по договору аренды от 10.01.2012 не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку вышеозначенное муниципальное имущество не является частью сетей ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция».

Предписанием Управления от 14.05.2012 по делу № 02А/05-01-2012 Администрации  предписано в срок до 16.07.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путём предоставления муниципального имущества, поименованного в приложении № 1 к договору от 10.01.2012 № б/н, по результатам торгов пли иным способом прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

Администрация не согласилась  с Решением  и Предписанием по делу №  02А/05-01-2012  на том основании, что заключение данного договора вне  процедуры торгов не противоречит действующему антимонопольному законодательству, ссылается  на  наличие исключений, установленных пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,  поскольку линия электропередач (ЛЭП-04Кв) является частью электрической сети, которая находится во  владении и пользовании  ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», участвует в единой технологической системе электроснабжения поселка Красное. Письмом Нарьян-Марского Печорского Управления Ростехнадзора  от 11.05.2012 № 25-09-178 подтверждается, что линия электропередач в поселке Красное и находящиеся в здании ДЭС энерговырабатывающее оборудование являются технологически связанными.  ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» на момент заключения спорного договора имело в аренде здание и оборудование ДЭС п.Красное, а также энерговырабатывающее  и технологическое оборудование ДЭС, предназначенное для выработки  и передачи электрической энергии, а потому ЛЭП-04Кв, являющаяся частью технологически связанной  электрической сети п.Красное, передана последнему без проведения торгов.

В отзыве и дополнении к  отзыву ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» поддержало доводы Администрации, представив обоснование для применения  пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Суд  рассмотрел дело с учетом следующего.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 29-АК 363048 от 30.09.2009 МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО  имеет в собственности линию э/передач (ЛЭП-04Кв), назначение: сооружения энергетики и электропередач, протяженность 11,0 км., инв. №11:161:002:000013440, адрес объекта:  НАО, с. Красное;  кадастровый номер 83-29-19/013/2008-022. Данная линия электропередач состоит в реестре инженерных коммуникаций по состоянию на 01.01.2011, 2012 гг. (выписка из реестра от 04.05.2012г.).

По общему правилу, установленному ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключением из названного правила  является, в частности, предоставление указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности ( п.8 ч.1 ст.17.1 Закона № 135-ФЗ).

Согласно п. 2 Правил  определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83:

"сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

"технологически связанные сети" - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;

"точка подключения" - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Как определено в статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ  "Об электроэнергетике" объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Как  указано  в п.7 Разъяснений ФАС России по применению ст.17.1 Закона № 135-ФЗ от 05.06.2012, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения. С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Как отметил в указанных разъяснениях ФАС России,  положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Из материалов дела следует, что энергоснабжение поселка Красное Ненецкого АО представляет собой замкнутую систему снабжения энергетическими ресурсами потребителей  названного поселка, которая состоит из следующих частей:

- здание дизельной электростанции (ДЭС) с оборудованием, принадлежащее СПК «Харп»;

- энерговырабатывающее оборудование,  расположенное в здании ДЭС и принадлежащее МП Заполярного района «Севержилкомсервис»;

- линии электропередач и трансформаторные подстанции, принадлежащие  МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО.

Данные обстоятельства подтверждаются  представленной Администрацией схемой энергоснабжения п.Красное, техническим паспортом линии э/передач (ЛЭП-04кВ) п.Красное, письмом Нарьян-Марского отдела Печорского Управления Ростехнадзора  от 11.05.2012 № 25-09-178, письмом Печорского Управления Ростехнадзора  от 28.09.2012 № 6671, письмом Печорского Управления Ростехнадзора  от 28.09.2012 № 6670, из которых следует, что  здание ДЭС и технологическое оборудование, принадлежащие СПК «Харп», генерирующее оборудование и центральный щит управления, принадлежащие МП Заполярного района «Севержилкомсервис»  и линия электропередач в поселке Красное являются технологически связанными.

Как указано в отзыве ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» здание дизельной электростанции и энерговырабатывающее оборудование  в этом здании предназначены для производства электрической энергии не только  для потребителей п.Красное, но и на собственные нужды ( внутреннее и наружное  освещение). Электрическая энергия, используемая  для собственных нужд, передается с помощью внутренних электрических сетей, которые не находятся в собственности  МО «Приморско-Куйский сельсовет», а являются коммуникациями, которые входят в состав здания ДЭС. Таким образом, здание ДЭС, энерговырабатывающее оборудование и внутренние электрические сети, предназначенные для собственных нужд ДЭС,  в целом являются сетью инженерно-технического обеспечения, которая предназначена для производства электрической энергии, ее передачи по линиям и потребления.

Согласно схеме существующего электроснабжения пос.Красное линия э/передач  (ЛЭП-04Кв) ( на схеме линия 1 и линия 2) имеет взаимные точки присоединения с объектами, непосредственно используемыми в процессе выработки и передачи электрической энергии.

Довод Управления со ссылкой на письмо Нарьян-Марского Печорского Управления Ростехнадзора  от 17.08.2012 № 25-09-342 о том, что линия электропередач по состоянию на дату заключения спорного договора не принадлежала к единой энергосети г.Нарьян-Мара, никак не опровергает доводов Администрации и третьего лица о том, что  энергоснабжение п.Красное представляет собой замкнутую сеть, а указанные выше здание ДЭС, технологическое оборудование и ЛЭП  технологически связаны.

Из материалов дела видно, что согласно Договору № 1 аренды здания и оборудования ДЭС п.Красное от 01.12.2011 ( в редакции протокола разногласий от 01.12.2011) СПК «Харп» сдало, а ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» приняло в аренду на срок до 31.07.2012 здание и оборудование ДЭС, указанное в приложении № 1 к договору ( скважину, топливный провод, электролинии, высоковольтную опору, емкости под топливо и воду, электродвигатель). Как указано в п.7.2  договора в случае если  за 1 месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие, договор считается продленным на такой же срок, на тех же условиях.

На основании Договора аренды энерговырабатывающего эксплуатационного оборудования  ДЭС в пос.Красное от 31.12.2010 ( в редакции протокола разногласий от 31.01.2011 и соглашения от 21.12.2011) МУП ЗР «Севержилкомсервис»  предоставил во временное пользование, а ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» приняло энерговырабатывающее и технологическое оборудование, предназначенное для выработки и передачи электрической энергии, установленное в ДЭС в пос.Красное, перечисленное в приложении № 1 к договору (дизель генератор, емкости, резервуары, насосы, щит силовой, турбокомпрессор и др). Соглашением от 21.12.2011 срок действия названного договора продлен до 31.10.2012.

Таким образом, на дату заключения спорного договора аренды ЛЭП-04кВ между Администрацией МО «Приморско-Куйский сельсовет»  и ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» -  10 января 2012, последнее уже имело права  владения и пользования большей частью сети инженерно-технического обеспечения, технологически связанной частью которой являлось и передаваемая  по договору  линия электропередач.

При таких обстоятельствах,  в данном случае имеют место исключения, установленные п.8 ч.1 ст.17.1 Закона  № 135-ФЗ,  допускающие возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Соответственно, в действиях Администрации  не имеется нарушения ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Довод Управления о неправомерном заключении взаимосвязанных сделок, имеющих своей целью передачу без торгов права  не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения, судом отклоняется как не соответствующий материалам дела. Администрацией совершена одна сделка -  по передаче в  аренду  ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция»  линии э/передач  (ЛЭП-04Кв), а сделки, на основании которых ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция»  получило права на ДЭС и технологическое оборудование заключены с двумя иными организациями еще до  подписания спорного договора.

Частью 1 ст.15 Закона № 135-ФЗ  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из оспариваемого решения и иных материалов дела видно, что  нарушение ч.1 ст.15 Закона Управлением вменено  Администрации исходя из тех же  фактических обстоятельств, что и нарушение п.8 ч.1 ст.17.1 Закона  № 135-ФЗ.

Между тем, поскольку Администрация правомерно заключила  рассматриваемый договор аренды с ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» без проведения торгов, соответственно, такие действия не могут негативно  отражаться  на  состоянии конкурентной среды, а потому нарушение ч.1 ст.15 закона № 135-ФЗ со стороны Администрации также отсутствует.

В связи с отсутствием нарушений  законодательства о защите конкуренции со стороны Администрации, оспариваемое решение от 14.05.2012 по делу № 02А/05-01-2012  и  выданное на его основании предписание от 14.05.2012 об устранении таких  нарушений, подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительными, как не соответствующие Федеральному закону «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., Решение  по делу № 02А/05-01-2012 о нарушении антимонопольного законодательства и Предписание  по делу № 02А/05-01-2012, вынесенные 14.05.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы  по Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка