• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2012 года  Дело N А05-9669/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Зайцева С.А.) дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Северной железной дороги (ОГРН 1037739877295; г. Архангельск, пл. 60-летия Октября, дом 4) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1097847327709; г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 60) о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в заседании представителя заявителя Мишуковой Е.А. (доверенность от 29.03.2011), представителя ответчика Рогова А.В. (доверенность от 25.06.2012),

установил: заявитель (далее также - ОАО «РЖД») оспаривает предписание ответчика от 24 апреля 2012 года № 07-44-02/164 об устранении нарушений обязательных требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности по станции Исакогорка.

Считает предписание незаконным, поскольку оно вынесено на основании акта проверки от 24.04.2012 № 07.46-02/202, которым установлен факт невыполнения предписания от 15.07.2011 № 07-40-02/131. Однако этим предписанием выполнение каких-либо мероприятий на ОАО «РЖД» не возложено.

Ответчик в отзыве не согласился с заявлением. С 11 по 15 июля 2011 года проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Исакогорка. Выявлены нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, выдано предписание от 15.07.2011 № 07-40-02/131 со сроком исполнения до 16 апреля 2012 года. При внеплановой документарной проверке установлено невыполнение предписания, заявитель привлечён к административной ответственности. Выдано новое предписание (от 24 апреля 2012 года № 07-44-02/164) разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности станции Исакогорка и приступить к его реализации до 24 октября 2012 года.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. Представитель ответчика с ними не согласился.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

С 17 по 24 апреля 2012 года ответчик на основании распоряжения от 19.03.2012 № 193-р провёл внеплановую документарную проверку по вопросу соблюдения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Исакогорка Архангельского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

Проверкой выявлено невыполнение предписания от 15.07.2011 № 07-40-02/131, а именно: не разработан, не утверждён и не реализован план обеспечения транспортной безопасности станции Исакогорка, что является нарушением пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и пункта 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённых Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43.

По результатам проверки ответчик выдал заявителю предписание от 24.04.2012 № 07-44-02/164, указав на необходимость разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности станции Исакогорка как объекта транспортной инфраструктуры и приступить к его реализации до 24.10.2012.

Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в суд.

Суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Целями обеспечения транспортной безопасности в силу положений статьи 2 названного Федерального закона являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Статьёй 4 предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) устанавливается в порядке, определяемом Минтрансом России. Категорирование ОТИ и ТС осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. В отношении железнодорожного транспорта эти функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

При проверке ответчик установил (акт от 24 апреля 2012 года), что заявитель не разработал, не утвердил и не реализовал план обеспечения транспортной безопасности ОТИ станции Исакогорка, что является нарушением пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности», пункта 2 Порядка разработки планов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённого приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34, и пункта 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённых Приказом Минтранса России от 8.02.2011 № 43.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» Приказом Минтранса России от 8.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Согласно пункту 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

В силу статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно подпункту 6 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждён приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87. В соответствии с этим Порядком результаты проведённой оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

Таким образом, проведение оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов оценки не входят в компетенцию заявителя как субъекта транспортной инфраструктуры.

В пункте 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённого приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34, указано, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости.

Из приведённых норм следует, что отсутствие утверждённых результатов оценки уязвимости объекта является препятствием для разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

В то же время в силу пункта 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

То есть оценка уязвимости объекта возможна только после проведения категорирования ОТИ и ТС и присвоения категории ОТИ и/или ТС, которые в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 в отношении железнодорожного транспорта должны осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Станция Исакогорка включена в Реестр категорированных ОТИ и ТС 30.05.2011. Как пояснил суду представитель заявителя, по установлении специализированной организации - ФГУП «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации» (после того, как перечень таких организаций был опубликован на сайте Росжелдора в сети Интернет) - с нею 14 декабря 2011 года заключён договор на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Суду представлен названный договор, согласно которому результатом оказания услуг являются отчёты об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утверждённые компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности - Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В силу пункта 3.1.2 договора в обязанности исполнителя (ФГУП «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации») входит предоставление заявителю результатов оценки уязвимости объекта, утверждённых уполномоченным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу договора и Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (приказ Минтранса России от 12.04.2010 № 87) срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца. Однако, как пояснил представитель заявителя, утверждённый уполномоченным органом отчёт оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры от исполнителя по договору до сих пор не получен. Запросы заявителя об исполнении договорных обязательств положительного результата не дали.

Таким образом, отсутствие оценки уязвимости и решения об утверждении результатов оценки препятствуют разработке заявителем плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от 02.06.2011 № АК-467фс утверждено Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения Управление является межрегиональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции этой Службы, предусмотренные Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере, в том числе, транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа.

Управление (государственный транспортный инспектор) с целью осуществления функций в установленной сфере деятельности имеет право выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и проверять их исполнение (пункт 4.1.14).

Основанием для выдачи предписания, таким образом, является нарушение лицом (субъектом транспортной инфраструктуры) законодательства. Поскольку таких нарушений заявитель не допустил, законных оснований для выдачи оспариваемого предписания не было.

В отзыве ответчика указано на то, что уведомление о присвоении станции Исакогорка 2 категории получено заявителем 21.06.2011, следовательно, к 21.09.2011 должна быть проведена и утверждена оценка уязвимости станции, а к 21.03.2012 - реализован план обеспечения транспортной безопасности.

Между тем, в акте проверки не содержится данных о том, что ответчик устанавливал обстоятельства, связанные с оценкой уязвимости, а именно - имелась ли у заявителя возможность получить к 21.09.2011 отчёт об оценке. Не дал таких пояснений представитель ответчика и в суде.

Довод заявителя о том, что предписанием от 15.07.2011 № 07-40-02/131 на ОАО «РЖД» не возложено выполнение каких-либо мероприятий, суд находит несостоятельным. Это обстоятельство не является самостоятельным основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.

Оспариваемое предписание суд признаёт недействительным, поскольку оно противоречит закону и нарушает права заявителя.

Расходы заявителя на уплату государственной пошлины в размере 2000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возмещению за счёт ответчика.

Излишне уплаченная пошлина в размере 2000 руб. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным как противоречащее Федеральному закону «О транспортной безопасности», Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённым Приказом Минтранса России от 8.02.2011 № 43, предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2012 года № 07-44-02/164, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Обязать Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта устранить нарушение прав открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

Судья

И.А. Меньшикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-9669/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 28 сентября 2012

Поиск в тексте