ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2012 года  Дело N А40-70074/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Н.О.Окуловой,

Судей Р.Г. Нагаева,  В.Я. Голобородько,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2012 по делу № А40-70074/12-116-152, принятое судьей Терехиной А.П. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (ОГРН 1025601028221), 460058, Оренбург Город, Чкалова Улица, 1/2 к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (ОГРН  1047702056160), 129223, Москва г, Мира пр-кт, 191 о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Семенова В.П. по дов. № 509 от 22.12.2011, Никонов А.А. по дов. № 368 от 18.10.2011

от заинтересованного лица - Зыкова Е.А. по дов. № 04-17/11980 от 26.09.2012, Болдырева Е.П. по дов. № 04-17/01474@ от 07.02.2012, Мохов П.Е. по дов. № 04-17/11851 от 25.09.2012, Галинская О.А. по дов. № 04-17/07863 от 22.06.2012, Нагиева С.Н. по дов. № 04-17/00678 от 24.01.2012

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром добыча Оренбург» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 28.12.2011г. № 27/17-14 о привлечении ООО «Газпром добыча Оренбург» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в сумме 29 623 090 руб., в том числе за 2008г. - в сумме 16 023 545 руб., за 2009г. - в сумме 13 599 545 руб. (п.1.2 мотивировочной и п.2 резолютивной части решения), НДС в сумме 5 430 449 руб., в том числе за 2008г. - в сумме 2 811 493 руб., за 2009г. - в сумме 2 618 956 руб. (п.2 мотивировочной и п.2 резолютивной части решения), предложения уплатить пени по налогу на прибыль организаций  в сумме 1 617 134,59 руб. (п.3 и п.4.2 резолютивной части решения).

Решением от 11.07.2012 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что ненормативный акт инспекции в оспариваемой части является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, судом дана неправильная оценка представленным доказательствам.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, ст. 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г., по результатам проведения которой был составлен акт выездной налоговой проверки № 92/17-14 от 23.12.2011г. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение от 28.12.2011г. № 27/17-14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю предложено уплатить: налог на прибыль в сумме 29 810 211 руб., в том числе за 2008 г. - в сумме 16 210 666 руб., за 2009 г. - в сумме 13 599 545 руб.; НДС в сумме 5 430 449 руб., в том числе за 2008 г. - в сумме 2 811 493 руб., за 2009 г. - в сумме 2 618 956 руб.; санкции за неполную уплату НДС в сумме 244 150 руб., в том числе за июль 2008 г. - в сумме 131 682 руб., за июль 2009 г. - в сумме 112 468 руб.; пени по налогу на прибыль организаций в сумме 1 617 134,59 руб.

Решение инспекции было обжаловано заявителем в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в ФНС России в соответствии со ст.101.2 НК РФ. Решением ФНС России от 16.04.2012г. № СА4-9/633@ решение инспекции отменено в части: вывода о неправомерном списании в 2008 г. в состав внереализационных расходов безнадежной дебиторской задолженности ОАО «Мясной комбинат Оренбургский» в сумме 315 112,74 руб. и ЗАО «Стройиндустрия» в сумме 464 558, 83 руб., начисления соответствующих сумм налогов и пени (пункт 1.1. мотивировочной части решения инспекции); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неправомерную уплату НДС за 4-й квартал 2008г. в размере 131 682 руб. и за 1-й квартал 2009г. в размере 112 468 руб. (пункта 2 резолютивной в части решения инспекции). В остальной части решение инспекции было оставлено без изменения.

Решение инспекции в обжалуемой части мотивировано тем, что деятельность общества во взаимоотношениях с ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» по договорам об оказании услуг по приему очищенных промстоков направлена на получение необоснованной налоговой выгоды; договоры заключены формально, работы по рекультивации земель фактически не проводились контрагентами. Окончательным исполнителем услуг была организация ООО «Газпром энерго». Установить местонахождение контрагентов ООО «ЭнергоНефтеГаз», за исключением ООО «Газпром энерго», не представляется возможным. ООО «ПромТехСервис», ООО «Лада» и ООО «Домант» относятся к числу организаций, не отчитывающихся в налоговых органах. Ввиду наличия единой технологической схемы очистных сооружений заявитель мог заключить договор напрямую с ООО «Газ-пром энерго», но необоснованно этого не сделал, в связи с чем стоимость услуг оказалась завышенной.

Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.

В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы, аналогичные, содержащимся в оспариваемом решении и заявленным в суде первой инстанции. Инспекция не указала обстоятельств, являющихся в соответствии со ст.270 АПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В оспариваемом решении налоговый орган указал на то, что заявитель в нарушение ст. 252 НК РФ неправомерно включил в состав расходов затраты на оплату работ по рекультивации земель и неправомерно завысил расходы на оплату услуг по приему очищенных промышленных стоков, оказанных по следующим договорам:

1)  договор на оказание услуг по приему очищенных промстоков, прошедших механическую и биологическую очистку на очистных сооружениях ООО «Газпром добыча Оренбург» на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон, от 21.12.2006г. № 1805-14, заключенный с ООО «ЭнергоНефтеГаз».  По мнению налогового органа, в результате оплаты услуг по настоящему договору неполная уплата налога на прибыль заявителем с 2008 г. по апрель 2009 г. составила 19 055 661 руб., в том числе, по работам, относящимся к рекультивации земель, - 4595 767 руб., по работам, относящимся к утилизации промстоков - 14 459 894 руб.;

2)  договоры на оказание услуг по приему очищенных промстоков, прошедших механическую и биологическую очистку на очистных сооружениях ООО «Газпром добыча Оренбург» на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон, от 14.05.2009 г. № 566-14, от 03.09.2009 г. № 1100-14, заключенные с ООО «Сервиснефтегаз». Неполная уплата налога на прибыль организаций в связи с оплатой услуг по этим договорам, по мнению налогового органа, составила с мая по декабрь 2009 г. -10 567 429 руб., в том числе, по работам, относящимся к рекультивации земель, - 2 062 841 руб., по работам, относящимся к утилизации промстоков - 8504 588руб.

В связи с указанным нарушением инспекция полагает, что заявитель неправомерно применил налоговые вычеты по НДС в части оплаты услуг по рекультивации земель. Общая сумма НДС, неправомерно принятая обществом к вычету, составила 5 430 449 руб.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя в указанной части, поскольку в данном случае инспекцией не доказано получение заявителем необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям со спорными контрагентами.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Материалами дела подтверждено, что произведенные обществом расходы по указанным договорам являются обоснованными (экономически оправданными), поскольку несение данных расходов обусловлено производственной необходимостью, а также являются документально подтвержденными.

Совокупность представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что реальность хозяйственных операций обществом подтверждена.

Претензии по фактическому исполнению договоров у инспекции отсутствуют. Претензий к полноте сведений, отраженных в представленных документах, к наличию всех обязательных реквизитов первичных документов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», и реквизитов, установленных ст. 169 НК РФ, инспекцией не предъявлено.

Договоры с ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» заключались для получения реального экономического результата, решения реальных производственных задач. При проведении выездной налоговой проверки заявителем были представлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о разумности заключения договоров с ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз».

Изучив пояснения заявителя об обстоятельствах заключения спорных договоров и представленные обществом документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные услуги были заказаны заявителем в связи с объективно существовавшей производственной необходимостью и, что договоры с указанными контрагентами были заключены по объективным причинам экономического характера. В отличие от предложений ООО «Газпром энерго» ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» приняли на себя все обязанности, связанные как с приемом, хранением и утилизацией сточных вод, так и с рекультивацией с/х полей орошения.

Кроме того, суд обоснованно указал на то, что инспекция с учетом ее компетенции не вправе была оценивать целесообразность и экономическую эффективность заключения спорных договоров с ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз».

Довод инспекции о том, что ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» услуг самостоятельно не выполняли, не свидетельствует об отсутствии у заявителя намерения достигнуть реальных результатов своей хозяйственной деятельности, поскольку законодательство Российской Федерации допускает привлечение субподрядчиков для выполнения услуг по договору. Выполнение работ силами субподрядчиков является обычной практикой делового оборота, которая не может свидетельствовать о недобросовестности хозяйствующего субъекта, привлекающего таких лиц.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

При этом в соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 12.10.2006 №53, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, на что ссылается инспекция, сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, суть претензий инспекции сводится к нарушению законодательства о налогах и сборах не самим заявителем и не его прямыми контрагентами (ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз»), а к нарушению налогового законодательства контрагентами 2-го - 4-го уровня, в том числе, организациями ООО «Висс-Т», ООО «Рост», ООО «ПромТехСервис», ООО «Лада» и ООО «Домант». Инспекция отказывает заявителю в признании расходов и применении налоговых вычетов, привлекает его к ответственности в связи с тем, что указанные организации не исполняют своей обязанности по уплате налогов в бюджет.

Вместе с тем инспекция не учитывает то обстоятельство, что хозяйственные связи у заявителя с данными организациями отсутствуют. При этом, никаких доказательств причастности заявителя к нарушению законодательства посредством согласованных действий с указанными организациями инспекцией не установлено.

Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что заявителю могло быть известно о нарушении контрагентами ООО «ЭнергоНефтеГаз» своих налоговых обязанностей. Наличие согласованности в действиях заявителя, ООО «ЭнергоНефтеГаз» и его поставщиков инспекцией не установлено.

Доводы инспекции о том, что факт неисполнения услуг по рекультивации подтверждается протоколами допроса руководителя ООО «Мужичья Павловка», в чьем пользовании находятся ЗПО, являются несостоятельными, т.к. содержание допросов руководителя ООО «Мужичья Павловка» Жильникова A.M. интерпретировано налоговым органом расширительно. Так, из протоколов допроса от 26.04.2011 г. и от 16.02.2011 г. следует, что на вопрос об осуществлении рекультивации в 2008-2009гг. на ЗПО собственными силами или привлеченными сторонними организациями Жильников A.M. ответил: рекультивация ни собственными силами ООО «Мужичья Павловка», ни привлеченными организациями в 2008-2009 гг. не производилась.

Суд обоснованно указал на то, что материалы допросов, представленные инспекцией, подтверждают только лишь тот факт, что ООО «Мужичья Павловка» сторонние организации для рекультивации ЗПО не привлекало. Утверждение о том, что в 2008-2009 г. такая рекультивация, в том числе за счет сил и средств других предприятий, вообще не производилась, в указанных протоколах отсутствует. Суд первой инстанции пришел к правильному вводу о том, что объяснения должностных лиц ООО «Мужичья Павловка» не соответствуют установленным НК РФ требованиям к порядку представления (раскрытия доказательств), поскольку были получены за рамками выездной налоговой проверки и не были зафиксированы ни в акте проверки, ни в решении о привлечении заявителя к ответственности.

Следует признать обоснованным вывод суда о том, что общество проявило должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.

Из доступных источников, а также от самих контрагентов заявителем была получена информация об их статусе, репутации и имеющихся ресурсах, в связи с чем у заявителя отсутствовали объективные основания сомневаться в их надежности.

Кроме того, заявителем были запрошены документы, подтверждающие правовой статус и деловую репутацию контрагентов. При заключении контрактов заявитель убедился в том, что ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» зарегистрированы в ЕГРЮЛ и состоят на учете в налоговых органах.

При пролонгации договора от 21.12.2006 г. № 1805-14 на 2008-2009гг. заявитель принимал во внимание длительность хозяйственных отношений с ООО «ЭнергоНефтеГаз».

ООО «ЭнергоНефтеГаз» оказывало услуги по приему очищенных промстоков и рекультивации земель заявителю в течение 2006-2007 гг., в том числе и на основании договоров от 20.04.2006г. № 612-14, от 31.07.2006г. Затраты по указным договорам заявитель учитывал для целей налогообложения, НДС принимал к вычету. Никаких претензий в ходе выездной налоговой проверки за 2006-2007 гг. к указанным расходам инспекцией  предъявлено не было, в связи с чем у заявителя отсутствовали какие бы то ни было основания, чтобы усомниться в добросовестности данного контрагента.

Как пояснил заявитель, ООО «Сервиснефтегаз» было выбрано в качестве подрядчика в рамках особо регламентированной процедуры - в результате проведения открытого одноэтапного конкурса.

Обязательность выбора подрядчиков на конкурсной основе была установлена Положением о порядке размещения заказов на закупку МТР, выполнение подрядных работ и оказание услуг для нужд ООО «Газпром добыча Оренбург», утв. Приказом Генерального директора заявителя от 06.04.2009 г. № 105.

Кроме того, деловая репутация ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» подтверждена общедоступными данными, размещенными в сети «Интернет», информационной базе «Спарк» и на официальном сайте ФНС России. ООО «Сервиснефтегаз» является дочерним обществом ООО «Газпром добыча Оренбург», в связи с чем заявитель осведомлен о надежности и хорошей деловой репутации этого контрагента.

Заявителю регулярно передавались документы, подтверждающие факт оказания как услуг по приемке и утилизации сточных вод, так и услуг по рекультивации земель. В связи с чем, у заявителя отсутствовали объективные причины предполагать наличие у ООО «ЭнергоНефтеГаз», и тем более, у привлекаемых им субподрядчиков, умысла, направленного на уклонение от уплаты обязательных платежей.

Деятельность контрагентов заявителя - ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз» - проверена налоговыми и правоохранительными органами. Выводы этой проверки также подтверждают, что при заключении договора с указанными контрагентами заявитель не только проявил должную осмотрительность, но и выбрал для осуществления сделки такие организации, которые осуществляют реальную экономическую деятельность и законодательство о налогах и сборах не нарушают.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что ООО «Энерго-НефтеГаз» является действующей организацией и надлежащим образом исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Руководство ООО «ЭнергоНефтеГаз» от контролирующих органов не скрывается, исправно представляет документы, причем как по запросу налоговых, так и правоохранительных органов.

В ходе мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Сервиснефтегаз» также подтверждено, что указанная организация является действующей и свои налоговые обязательства исполняет надлежащим образом

Проанализировав представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом действующей в налоговых отношениях презумпции добросовестности налогоплательщика исключение спорных расходов ООО «Газпром добыча Оренбург» и уменьшение заявленных налоговых вычетов по мотивам нарушения законодательства поставщиками ООО «ЭнергоНефтеГаз», с которыми заявитель не взаимодействовал, является неправомерным.

Доводы инспекции о противоправном характере деятельности субпоставщиков, привлеченных ООО «ЭнергоНефтеГаз» для выполнения услуг по приему и утилизации промстоков, не подтверждены документами, прилагаемыми к акту проверки и решению

Суд правомерно указал на то, что вменение заявителю необоснованного получения налоговой выгоды в связи с оплатой услуг по приему и утилизации промстоков, является неправомерным.

В пункте 1.2 решения инспекция установила, что заявитель необоснованно учел часть расходов на оплату услуг по приему и утилизации промстоков по договорам, заключенным с ООО «ЭнергоНефтеГаз» и ООО «Сервиснефтегаз», так как мог приобрести эти услуги дешевле, обратившись напрямую в ООО «Газпром энерго». Тем самым инспекция указывает на отсутствие деловой цели в действиях заявителя и на необоснованность получения в связи с этим налоговой выгоды.

Однако указанные выводы в отношении налога на прибыль прямо противоречат выводам, изложенным в п.3 мотивировочной части оспариваемого решения по тому же эпизоду, но в части доначисления НДС. В части доначисления НДС со стоимости услуг по утилизации промстоков возражения заявителя были приняты, доначисление НДС признано необоснованным.