ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2012 года  Дело N А40-70186/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Поташовой Ж.В.,

судей:

Мухина С.М., Гончарова В.Я.,

при ведении протокола

помощником судьи Степкиным М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда №3 апелляционную жалобу ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2012 по делу № А40-70186/12-153-725

по заявлению ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (1027706023058; 105066, г.Москва, ул. Ольховская, д. 27, стр. 3)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (123423, г.Москва, Карамышевская наб., д. 44)

об отмене постановления от 10.04.2012 № 05-21/15-12,

при участии:

от заявителя:

Самойлова Д.Г. по доверенности от 02.07.2012;

от ответчика:

Шишкова Н.С. по доверенности от 02.05.2012;

У С Т А Н О В И Л :

ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС России по Московской области (далее - ответчик, Управление) от 10.04.2012 № 05-21/15-12 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ст. 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением от 17.07.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью ответчиком наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также соблюдением процедуры и срока давности привлечения к ответственности.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что соответствующая  информация была размещена и ее можно было найти по приведенным в жалобе ссылкам.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как  следует  из  материалов  дела,  в соответствии с распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 31.12.2010 № 58-Р «Об утверждении решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 31 декабря 2010 года», ООО «Русэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Московской области.

В целях контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 специалистами Московского областного УФАС России осуществлен осмотр Интернет-сайта http://www.i-usenergosib.ru/ и Интернет-сайт http://www.ruses.ru/.

На основании актов осмотра Интернет ресурса от 09.02.2012 и от 22.03.2012 и ответа Общества на запросы, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24. Антимонопольным органом установлено, что сведения, указанные в пункте 22 не размещены Обществом надлежащим образом, в срок установленный законом.

В связи с установлением допущенных Обществом нарушений Управление вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования, составлен протокол об административном правонарушении и 10.04.2012 принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в размере 200 000 рублей.

Полагая, что постановление от 10.04.2012 года №05-21/15-12 является незаконным, ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»  обратилось в суд с заявлением о его отмене.

Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о соблюдении  заявителем предусмотренного с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ срока на подачу в арбитражный суд заявлений об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Требования ч.6 ст. 210 АПК РФ судом первой инстанции при рассмотрении дела об оспаривании решения Управления соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен. Требования ст.ст. 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, не установлено.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской  Федерации  публикуются  официальные  материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21.01.2004, во исполнение Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003, утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Стандарты).

Стандартами установлены требования к стандарту информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

В соответствии с п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.

Согласно п. 10 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию по п. 9 Стандартов раскрытия информации путем опубликования в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

В соответствии с п. 21 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию по п. 20 Стандартов раскрытия информации путем опубликования в официальном печатном издании не реже одного раза в год, а информация, указанная в абзаце 5 подпункта "в" п. 20 Стандартов раскрытия информации, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу.

Согласно п. 22 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной   п.  п.  9  и   20  Стандартов раскрытия информации раскрывают следующую информацию: размер  регулируемой сбытовой надбавки  с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год); объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно).

Довод жалобы, что информация содержалась по иным ссылкам опровергается материалами дела.

В соответствии с Актом осмотра Интернет-сайта от 09.02.2012г. № б/н и Актом осмотра Интернет-сайта от и 22.03.2012 информация,  содержащаяся  в указанных  файлах,  свидетельствует  об отсутствии сведений о:

размере  регулируемой  сбытовой  надбавки  с  указанием  решения уполномоченного  регулирующего  органа  об  установлении  тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год);

объеме электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе  в  секторе  свободной  торговли  и  регулируемом  секторе,  по двусторонним  договорам  купли-продажи  (информация  раскрывается ежемесячно)

средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность), используемой для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по ценовой категории;

объеме фактического пикового потребления мощности гарантирующего поставщика отдельно на оптовом и розничном рынках;

суммарном объеме мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую - шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

объеме мощности, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц;

фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток;

объеме покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях;

объеме мощности, учтенной в стоимость покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях;

фактическом объеме покупки электрической энергии данного гарантирующего поставщика с разбивкой по объемам, купленным на оптовом и розничном рынках;

суммарном объеме электрической энергии, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям;

объеме электрической энергии, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц. Пунктом 22 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 предусмотрена обязанность гарантирующих поставщиков раскрывать следующую информацию:

размер регулируемой сбытовой надбавки с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год);

объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно);

средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории;

объем фактического пикового потребления мощности гарантирующего поставщика отдельно на оптовом и розничном рынках;

суммарный объем мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую - шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

объем мощности, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц;

фактический объем потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток;

объем покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях;

объем мощности, учтенный в стоимости покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях;

фактический объем покупки электрической энергии данного гарантирующего поставщика с разбивкой по объемам, купленным на оптовом и розничном рынках;

суммарный объем электрической энергии, потребленный потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям;

объем электрической энергии, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц.

Материалами дела подтверждается, установлено судом и не опровергнуто заявителем, что указанная информация не была размещена на официальном сайте ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».

Ссылка заявителя на представленную им распечатку (л.д.30), не подтверждает доводы о размещении соответствующей информации, поскольку содержит лишь указание на п. 22 Стандартов, а из приложенного расчета объема электроэнергии за декабрь 2011 в границах Московской области не следует, что он взят с сайта, ввиду отсутствия ссылки на копии документа (л.д.32), следовательно, представленные заявителем документы в обоснование  позиции о наличии требуемой информации на сайте, не может быть признаны допустимыми по смыслу ст. 68 АПК РФ.

С  учетом  отсутствия  перечисленных  сведений  на  сайте ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении Обществом административного правонарушения, подпадающего под действие статьи 9.15 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом указанной обязанности, не установлено.

Следовательно, вина Общества, в совершении  административного правонарушения предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, установлена и  подтверждена материалами дела.

Суд правомерно отклонил ссылку заявителя на малозначительность совершенного деяния.

В соответствии с пунктом 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и также пунктом 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях"-  квалификация  правонарушения  как  малозначительного  может иметь место только в исключительных случаях, при этом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судом необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.