АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года  Дело N А43-14878/2012

Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 сентября 2012 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Иванова А.В. (шифр 10-308),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цигулевой Э.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя - начальника отдела правового обеспечения Тюльневой С.С. (доверенность от 16 ноября 2011 года), ведущего специалиста - эксперта отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета Макаровой О.А. (доверенность от 4 сентября 2012 года),

от ответчика (плательщика обязательных платежей) - Южалина Д.Ю. (доверенность № 53 от 18 июля 2012 года), Полянской М.М. (доверенность № 52 от 18 июля 2012 года),

рассмотрев 5 сентября 2012 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, к обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Талион», г. Нижний Новгород (ИНН 5262214062, ОГРН 1075262014288), о взыскании недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 41056 рублей 28 копеек,

установил:

заявитель просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Талион» в доход бюджетов Российской Федерации недоимку по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 41 056 рублей 28 копеек, образовавшуюся за IV квартал 2011 года.

При этом свои доводы заявитель мотивирует тем, что согласно положениям приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» при отнесении отходов расчетным методом к 5 классу опасности необходимо их подтверждение экспериментальным методом. В случае отсутствия подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом отходы подлежат отнесению к 4 классу опасности.

В представленном ответчиком расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года, сумма платы исчислена исходя из отнесения основных отходов, образующихся в деятельности ответчика, к 5 классу опасности. Между тем, ответчиком не представлено подтверждение 5 класса опасности экспериментальным методом. Именно поэтому, заявителем осуществлен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате чего, доначислена заявленная в данном деле недоимка.

Ответчик в письменном отзыве, представленном в материалы дела, а также в устных объяснениях представителей в судебных заседаниях, с требованием заявителя не согласен. Ответчик полагает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года выполнен им в соответствии с требованиями действующего законодательства. В деятельности ответчика, осуществляющего торговлю непродовольственными товарами в оптовом звене, не предполагается образование отходов 4 класса опасности от уборки территорий и помещений объекта торговли (склада). Отходы 4 класса опасности образуются в незначительном количестве лишь от уборки бытовых помещений в виде несортированного мусора. За данные виды отходов ответчик вносит плату в установленном порядке.

По мнению, представителей ответчика, со 2 декабря 2002 года утвержден приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», который систематизировал виды опасных отходов и назначение классов опасности в соответствии с кодировкой. В связи с чем, в настоящее время нет необходимости экспериментальным путем подтверждать класс опасности для уже рассчитанных и утвержденных видов отходов. Исходя из вышеназванного вида деятельности ответчика согласно ОКВЭД 51.65.6 - «оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения», образуемые в процессе такой деятельности отходы соответствуют 5 классу опасности по вышеупомянутому федеральному классификационному каталогу отходов.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу требования подлежат отклонению в силу следующего.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом по делам о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, разрешаемых в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правилами статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В пункте 1 статьи 16 указанного Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются этим Законом, иными федеральными законами. Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Пункт 3 указанной статьи относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные платежи, таким образом, являются обязательными для лиц, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду. Данные платежи поступают в доходы бюджетной системы Российской Федерации и предполагают целевое их использование путем ассигнований публично-правовых обязательств государства в области охраны окружающей среды.

Действующим до настоящего времени (поскольку не противоречит положениям федерального законодательства) Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года № 1428, от 14 июня 2001 года № 463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, которые в настоящее время предусмотрены в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», а именно: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, исходя из распределения бремени доказывания оснований для начисления и взыскания обязательных платежей, в данном деле именно заявитель должен представить суду доказательства того, что у ответчика возникли соответствующие основания для уплаты обязательных платежей в заявленном размере в силу того, что он осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействий на окружающую среду: осуществляет размещение отходов, имеет стационарные либо передвижные источники загрязнения окружающей среды, источники электромагнитного и иного излучения и т.п.

Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Талион» осуществляет оптовую торговлю кондиционерным оборудованием и бытовыми кондиционерами со склада, подпадающую под код ОКВЭД 51.65.6 - «оптовая торговля прочими машинами, прибора, оборудованием общепромышленного и специального назначения».

В ходе деятельности ответчика образуются отходы (мусор от бытовых помещений, от жизнедеятельности рабочего персонала, от уборки территории и помещений объектов торговли, уборки склада). Ответчик полагает, что по факту такого образования отходов он является плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду в форме размещения отходов. Данное мнение ответчика в этом деле не является предметом спора. В связи с наличием такого мнения, 30 января 2012 года ответчик представил заявителю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года с суммой подлежащей уплате в бюджет 3186 рублей 1 копейка.

Заявитель, проведя проверку указанного расчета, предположил наличие недоимки в размере 41056 рублей 28 копеек, выставил ответчику требование о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду от 15 февраля 2012 года, а затем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правовым основанием заявителя, обосновывающим спорную недоимку является ссылка на приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» в соответствии с которым при отнесении отхода расчетным методом к 5 классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен в 4-му классу опасности.

Фактическим основанием заявителя, обосновывающим спорную недоимку, является факт осуществления ответчиком расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года исходя из декларирования размещения отходов, в том числе, 5 класса опасности.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года, представленного ответчиком, общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Талион» декларирует образование в процессе собственной деятельности следующих видов отходов: 1) «мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный)» с кодом по федеральному классификационному каталогу отходов - 9120040001004, относимый ответчиком к 4 классу опасности (последняя цифра федерального классификационного каталога отходов), и  2) «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объекта оптово-розничной торговли промышленными товарами» с кодом по федеральному классификационному каталогу отходов - 9120120001005, относимые ответчиком к 5 классу опасности. В силу расчета размещения упомянутых отходов в названном расчете ответчиком определена сумма платежа за размещение отходов 4 класса опасности в размере 1050 рублей 81 коп., и за размещение отходов 5 класса опасности в размере 2135 рублей 20 коп.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождения, агрегатного и физического состояния, опасных свойств, степени вредного воздействия на окружающую природную среду) установлен федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786. Согласно примечанию к названному каталогу, тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1 класс опасности, 2 - 2 класс опасности, 3 - 3 класс опасности, 4 - 4 класс опасности, 5 - 5 класс опасности).

Декларируемые ответчиком основные (по количеству образования) отходы, согласно федеральному классификационному каталогу отходов относятся к коду 9120120001005 -  «Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», т.е. рассматриваются как отходы 5 класса опасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 утверждены формы «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Согласно названному приказу при заполнении  раздела 4 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду «Размещение отходов производства и потребления»:

- в столбце 2 указываются наименование отходов;

- в столбце 3 указывается код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). Если отход не внесен в федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце ставится прочерк.

При этом в названном приказе нет требований о необходимости при определении класса опасности отходов в любом случае руководствоваться приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» и применять расчетный или экспериментальный методы (при том, что отходы зарегистрированы в федеральном классификационном каталоге отходов и отнесены к конкретному классу опасности.

При заполнении форм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года, ответчиком требования, установленные в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204, соблюдены в полном объеме. При этом суд отмечает, что упомянутый приказ в установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» прошел 27 июня 2007 года регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (рег. № 9725) и был опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Между тем, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды», несоблюдение требований которого заявитель вменяет ответчику в данном судебном деле, регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел, так как по мнению названного министерства не нуждался в таковой.

Однако в силу правил пунктов 8, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и подлежат обязательному опубликованию. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Следовательно, положения вышеназванного приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» не могут применяться судом при разрешении данного спора.

Иных доказательств, обоснованности фактических оснований заявленных требований заявитель суду не представляет.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат как недоказанные.

Вопрос о судебных расходах по государственной пошлине судом не рассматривается по причине освобождения заявителя от ее уплаты. Иных судебных расходов не заявлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 -182, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья    А.В. Иванов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка