АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года  Дело N А43-15186/2012

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Федорычева Георгия Сергеевича (шифр 30-365)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волчанской И.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Нижегородской области

к Колхозу «Ореховский», ОГРН 1025202204829

о взыскании 13879,56 руб.,

при участии:

от заявителя: Ларина Е.В. (доверенность от 11.08.2011), Игонина Е.Ю. (доверенность от 18.09.2012),

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Межрайонная ИФНС России №3 по Нижегородской области обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Колхоза «Ореховский» (далее - Колхоз) 13879,56 руб. процентов по реструктурированной задолженности.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Колхоз «Ореховский» является сельскохозяйственным товаропроизводителем и в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» включен в программу финансового оздоровления названных лиц.

02.03.2005 с Колхозом подписано соглашение о реструктуризации долгов, по условиям которого реструктуризации подвергнута имевшаяся у Колхоза по состоянию на 01.12.2004 задолженность перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам в сумме 894212,39 руб.

Согласно пункту 2 соглашения в отношении Колхоза применяется второй вариант реструктуризации: предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 894212,39 руб. до 2011 года и рассрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 894212,39 руб. до 2016 года с погашением начиная с 2011 года.

Пунктами 4, 5 данного соглашения установлено, что размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5% годовых. Плата за отсрочку и рассрочку долгов производится должником со дня подписания соглашения ежегодно не позднее 15 декабря.

Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области, рассмотрев состояние уплаты текущих платежей и пеней в бюджет, приняла решение о расторжении соглашения о реструктуризации долгов Колхоза «Ореховский» и выделении данной организации из программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данное обстоятельство подтверждено протоколом заседания комиссии от 14.09.2011 №70.

За время действия реструктуризации у Колхоза образовалась задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами за 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год по земельному налогу, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, отчислениям на воспроизводство МСБ, платежам за добычу подземных вод, сбору на нужды образовательных учреждений, целевым сборам с граждан на содержание милиции, по недоимке по сборам уплачиваемым в Государственный фонд занятости населения РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ..

Межрайонная ИФНС России №3 по Нижегородской области направила в адрес Колхоза требования от 18.11.2011 №74823 и от 18.11.2011 №74825 с предложением уплатить проценты, начисленные с сумм реструктуризированной задолженности в общей сумме 13879,56 руб. в срок до 08.12.2011.

Налогоплательщик в установленный срок требования налогового органа не исполнил, что послужило основанием для обращения инспекции в суд с заявлением о взыскании процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

В соответствии с пунктом 4 Порядка с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Таким образом, проценты, начисленные с сумм реструктуризированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, взыскание которых в особом порядке не предусмотрено.

Таким образом, по своей правовой природе подлежащие уплате в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности проценты за пользование бюджетными средствами относятся к обязательным платежам.

В соответствии с пунктом 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса РФ органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов (налоговые органы), являются участниками бюджетного процесса.

Бюджетным законодательством прямо не урегулирован порядок взыскания неуплаченных процентов по реструктурируемой задолженности. Поскольку бюджетным или иным законодательством не предусмотрен иной механизм, кроме судебного, для взыскания процентов за пользование бюджетными средствами, то налоговые органы, как участники бюджетного процесса, вправе осуществлять взыскание таких процентов только в судебном порядке.

Так как Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002 какого-либо особого порядка взыскания указанных процентов не предусмотрено, налоговые органы при взыскании  процентов, начисленных с сумм реструктурированной задолженности обязаны руководствоваться статьями 46, 47, 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании пункта 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.

Согласно статье 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

Исходя из статей 45, 46, 48, 70 Кодекса, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2008 №13746/07, предельный срок принудительного взыскания налога, пени представляет собой совокупность сроков уплаты налога, на направление требования (3 месяца), на исполнение требования в добровольном порядке (10 дней), на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения (2 месяца) и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (6 месяцев).

При этом в соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ» пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Аналогичная позиция выражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2008 №13746/07.

Выставленное с нарушением норм действующего законодательства требование может повлечь нарушение прав налогоплательщика, посредством неправомерного продления сроков проведения процедуры для принудительного взыскания указанных в нем сумм пеней.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в требования от 18.11.2011 №74825 и от 18.11.2011 №74823 включены проценты по реструктуризации, подлежащие уплате по срокам 15.12.2007, 15.12.2008, 15.12.2009, 15.12.2010 (расчет процентов - л.д.25).

Налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств того, что инспекция оформляла и направляла какие-либо требования об уплате данных сумм процентов ранее, чем 18.11.2011.

Требования от 18.11.2011 №74825 и от 18.11.2011 №74823 является первичными, после выставления которых, инспекция приступила к принудительному взысканию суммы задолженности.

Таким образом, с учетом установленного срока уплаты процентов, налоговым органом пропущен срок для направления требований. Поскольку с заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился в суд только 17.05.2012 (почтовый штемпель на конверте), срок взыскания процентов инспекцией также пропущен.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителя, но, поскольку органы Пенсионного фонда РФ в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, данный вопрос судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья   Г.С. Федорычев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка