• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2012 года  Дело N А43-19120/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр 16-515),

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Лобановой И.В.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Тюриков С.А., доверенность от 16.04.2012 № 6;

от Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области: Тузов С.В., доверенность от 29.12.2011 № 114;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» (ОГРН 1055227048700, ИНН 5256053018), г. Нижний Новгород (далее - заявитель, Общество), о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2012, вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе (далее - административный орган, Управление, ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области) по делу об административном правонарушении № 000542 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 23500 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, указав на отсутствие в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова осуществляется от тепловой насосной станции ТНС-23 по двухтрубной системе. При этом, как поясняет заявитель, циркуляция воды, являющаяся важным физическим параметром, обеспечивающим надлежащее качество коммунального ресурса как во внутридомовой системе ГВС, так и в квартальной (от дома до ТНС), и необходимая для осуществления подогрева воды в водоподогревателях на ТНС не обеспечена, а температура воды в точках водоразбора зависит от водопотребления. По мнению заявителя, доведение температуры горячей воды, подаваемой в жилой дом № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода, до нормативных значений полностью зависит от работы оборудования на тепловой насосной станции ТНС-23, которая находится в эксплуатационной ответственности сетевой организации ООО «Энергосети».

Представитель административного органа в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требования заявителя и считает, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей участников процесса, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду следующих обстоятельств.

Сотрудниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе по факту обращения жителей многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода относительно низкой температуры горячей воды проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Для проверки на соответствие требованиям санитарных правил и норм специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе» в присутствии заместителя технического директора ООО «Наш Дом» Букиной С.В. в 14 час. 12 мин. 31.05.2012 произведены измерения температуры горячей воды в месте водоразбора - ванной комнате квартиры № 25 многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода, что зафиксировано в протоколе проведения измерений температуры воды горячего централизованного водоснабжения от 31.05.2012 № 140.

В результате проведенной проверки выявлено нарушение заявителем как управляющей организацией при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода и предоставлении коммунальных услуг санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, установленных пунктом 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм (далее - СанПиН) 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»), а именно: температура горячей воды в точке водоразбора квартиры № 25 составила 50,6°С при нормативе не ниже 60°С и не выше 75°С.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 06.06.2012 в отношении ООО «Наш Дом» составлен протокол об административном правонарушении № 000542. Данный протокол составлен при участии представителя (защитника) заявителя Букиной С.В., действовавшей на основании доверенности от 19.04.2012 № 78. При этом законный представитель Общества был заранее уведомлен о времени и месте составления протокола письмом-извещением от 04.06.2012, полученным ООО «Наш Дом» 04.06.2012, о чем свидетельствует отметка о принятии указанного документа с присвоением ему входящего номера 4578.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе 13.06.2012 вынес постановление по делу об административном правонарушении № 000542 о привлечении ООО «Наш Дом» к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 23500 рублей (л.д. 11-15). Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в присутствии представителя (защитника) заявителя Букиной С.В., действовавшей на основании доверенности от 19.04.2012 № 78. При этом законный представитель Общества был надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела определением от 06.06.2012.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

На основании пункта 6 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.

В статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Пунктом 1 названной нормы предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу пунктов 1, 3 статьи 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»).

Названные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; и направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункты 1.1, 1.2, 2.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).

При этом согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.

Пунктом 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в частности на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila.

Исходя из требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Деяние, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось вменяемое ему административным органом нарушение действующих санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде, а именно: подача жителям многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода горячего водоснабжения с параметрами температуры ниже нормативной.

Между тем субъектами рассматриваемого административного правонарушения выступают лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению при осуществлении исполнения коммунальной услуги водоснабжения и содержании внутридомовых водопроводных сетей.

В рассматриваемом случае температура горячей воды в месте водоразбора - ванной комнате квартиры № 25 многоквартирного жилого дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода - не соответствовала требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09.

Вместе с тем согласно данным протокола проведения измерений температуры воды горячего централизованного водоснабжения от 31.05.2012 № 141 температура горячей воды на вводе в дом составила 57,8°C, то есть подавалась в инженерные сети дома № 3 по ул. Сазанова г. Нижнего Новгорода, обслуживаемого ООО «Наш Дом» как управляющей организацией, уже несоответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде и питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Следовательно несоответствие температуры горячей воды в точке водоразбора квартиры № 25 указанного жилого дома санитарно-эпидемиологическим требованиям было допущено вне зоны ответственности ООО «Наш Дом».

Таким образом, Общество в данной ситуации не обладало реальной возможностью для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, и, соответственно, не может считаться виновным в совершении вмененного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что административный орган оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием его вины в совершении вмененного административного правонарушения, и, как следствие, - отсутствием состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 указанной нормы производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких условиях суд находит постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» удовлетворить.

Постановление от 13.06.2012, вынесенное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе по делу об административном правонарушении № 000542 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» (ОГРН 1055227048700, ИНН 5256053018), г. Нижний Новгород, к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 23500 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.Ю. Мукабенов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-19120/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 25 сентября 2012

Поиск в тексте