АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2012 года  Дело N А43-21770/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича  (шифр 16-602),

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Казанским А.Е.,

при участии в заседании представителей:

от инспекции административно-технического надзора: Земскова Ю.С., доверенность от 10.01.2012 № 1/12;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Навашинская центральная районная больница» (ОГРН 1025201635183, ИНН 5223002554), г. Навашино Нижегородской области (далее - заявитель, Учреждение, ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ»), о признании незаконным и отмене постановления № 08-1-3-079-4011 от 25.07.2012, вынесенного Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (далее - административный орган, Инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанного участника процесса.

При этом Учреждение в поданном заявлении признало факт совершения вмененного административного правонарушения и свою вину в его совершении в полном объеме, указав на устранение выявленных нарушений. Поскольку выявленные нарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, заявитель просил суд признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» от административной ответственности, применив норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Инспекции в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ», порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения Учреждения от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления Инспекции ввиду следующих обстоятельств.

Сотрудниками Выксунского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области 08.06.2012 и 21.06.2012 в рамках мониторинга состояния чистоты, порядка, благоустройства, внешнего вида территорий района проведены обследования территории ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» по адресу: г. Навашино Нижегородской области, ул. Терешкина, д. 6.

Результаты проведенных проверочных мероприятий отражены главным специалистом Выксунского отдела Инспекции в актах обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, № 08-079-52 от 08.09.2012 и № 08-079-53 от 21.09.2012.

В ходе обследований, по состоянию на 11 час. 00 мин. 08.09.2012 и на 13 час. 00 мин. 21.09.2012 выявлено, что в нарушение требований Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» и Правил благоустройства города Навашино, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Навашино Навашинского района Нижегородской области от 21.04.2009 № 192, Учреждение не оформило разрешение (ордер) на производство земляных работ при ремонте тепловых сетей на территории ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» по адресу: г. Навашино Нижегородской области, ул. Терешкина, д. 6.

По факту выявленных нарушений главным специалистом Выксунского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 09.07.2012 в отношении Учреждения составлен протокол № 08-1-3-079-50 об административном правонарушении. Данный протокол составлен при участии представителя (защитника) заявителя - инженера по охране труда ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» Готмановой Г.А., действовавшей на основании доверенности от 06.07.2012 № 627. При этом законный представитель Учреждения был заранее извещен о времени и месте составления протокола уведомлением № 524-08-079-53 от 26.06.2012, направленным в адрес ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» посредством почтовой связи и полученным последним 04.07.2012, что подтверждается уведомлением о вручении адресату заказного почтового отправления № 60706050090337.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, заместитель исполняющий обязанности консультанта Выксунского отдела Инспекции 25.07.2012 вынес постановление № 08-1-3-079-4011 по делу об административном правонарушении о привлечении Учреждения к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 8, 9). Дело об административном правонарушении рассматривалось в присутствии представителя (защитника) заявителя - инженера по охране труда ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» Готмановой Г.А., действовавшей на основании доверенности от 06.07.2012 № 627. При этом законный представитель Учреждения был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения административного дела определением от 09.07.2012, полученным ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» 09.07.2012.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за производство земляных и строительных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций без соответствующего разрешения или проведение данных работ после окончания (приостановления) срока действия разрешения, а равно несоблюдение сроков производства работ, если эти нарушения не подпадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае образует производство Учреждением земляных работ без соответствующего разрешения (ордера).

По общему правилу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Правила благоустройства поселений в Нижегородской области регулируются Типовыми правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 № 309.

Во исполнение этих Правил Постановлением Городской Думы г. Навашино Навашинского района Нижегородской области от 21.04.2009 № 192 утверждены Правила благоустройства города Навашино (далее - Правила № 192), содержащие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства на территории города, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая территории, прилегающие к границам зданий и сооружений, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений, сооружений и других объектов, расположенных на территории города Навашино, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.

Положениями пункта 16.3 Правил № 192 предусмотрено, что в случае аварии на коммуникациях владельцам коммуникаций необходимо направить телефонограмму в администрацию города Навашино о начале производства аварийных работ и в течение суток оформить ордер в порядке, установленном главой 15 данных Правил (при возникновении аварии в выходные или праздничные дни ордер необходимо оформить в последующий за выходными или праздничными рабочий день).

Производство всех работ, связанных с рытьем грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, переустройство, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, дорог, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы, установка объектов мелкорозничной торговли, размещение рекламы, платных автостоянок, временная эксплуатация территории под строительные площадки и т.д.), на территории города возможно только при наличии письменного разрешения (ордера) и гарантийного обязательства установленной формы, выданных администрацией города Навашино. В случае необходимости осуществления инженерно-коммуникационных (земляных) работ, временного складирования материалов, сырья, размещения механизмов и т.д. на территории города владельцы коммуникаций или производители работ обязаны обратиться в администрацию г. Навашино для получения ордера на производство инженерно-коммуникационных (земляных) работ на территории города Навашино (пункты 15.1, 15.3 Правил № 192).

В целях обеспечения чистоты и порядка, повышения качества содержания и состояния объектов, расположенных на территории Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду Законодательным Собранием Нижегородской области 26 августа 2010 года принят Закон Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области».

Названный Закон регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.

В статье 17 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З содержатся нормы, определяющие порядок содержания мест производства земляных, строительных, ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций.

Согласно части 8 названной статьи Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других территорий общего пользования при строительстве или ремонте подземных сетей и надземных сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления, в границах и в сроки, указанные в разрешении на производство работ.

Между тем материалами дела и собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждается и заявителем не оспаривается, что Учреждением было допущено проведение земляных работ при ремонте тепловых сетей на территории ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» по адресу: г. Навашино Нижегородской области, ул. Терешкина, д. 6, без оформленного в установленном законом порядке разрешения (ордера) на производство работ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Субъектом рассматриваемого правонарушения следует признать ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ», так как именно в его постоянном бессрочном пользовании находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Навашино Нижегородской области, ул. Терешкина, д. 6, и размещенная на нем котельная с аварийной зоной тепловых сетей.

Соответственно административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, влечет применение административной санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Соответственно малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оценив совершенное правонарушение, суд установил, что действия (бездействие) Учреждения, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение носит устранимый характер, в результате действий заявителя вредных последствий не наступило, доказательств существования реальной угрозы их наступления материалы дела не содержат.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании изложенного, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации возможно применить понятие малозначительности, отменив при этом оспариваемое постановление и объявив ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» устное замечание о недопустимости производства земляных работ без соответствующего разрешения (ордера).

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

Постановление № 08-1-3-079-4011 от 25.07.2012, вынесенное Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Навашинская центральная районная больница» (ОГРН 1025201635183, ИНН 5223002554), г. Навашино Нижегородской области, к административной ответственности по части 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья     И.Ю. Мукабенов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка