АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2012 года  Дело N А53-26599/2012

Резолютивная часть решения объявлена  24 сентября 2012.

Полный текст решения изготовлен  27 сентября 2012.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах

к индивидуальному предпринимателю Олейникову Андрею Александровичу, ИНН 615401059074, ОГРНИП 304615422900285

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения,

при участии:

от заявителя представитель Зиновьева  С.Г., доверенность от 10.12.2011;

от лица, привлекаемого  к административной ответственности: не явился; установил:

установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах ( далее территориальный  отдел,  Роспотребнадзор) обратился к индивидуальному предпринимателю Олейникову Андрею Александровичу ( далее ИП Олейников А.А.,  индивидуальный  предприниматель) с заявлением о  привлечении к административной ответственности  по части 1 статьи 14.43  Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

В судебном  заседании представитель территориального отдела  заявленные  требования  поддержала,  просила  их удовлетворить.

Индивидуальный  предприниматель в  судебное заседание не  явился, о времени и месте  рассмотрения  дела  извещен.

Дело  рассматривается в отсутствие лица, надлежащим образом  извещенного о времени и месте  рассмотрения  дела.

Изучив материалы  дела,  заслушав  объяснение  лица, явившегося в судебное  заседание,  суд  не находит оснований  для удовлетворения  заявления.

Судом  установлено,  что  в  прокуратуру г. Таганрога  поступило  заявление директора ООО «ИНТРАС» о нарушении  рядом  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  предпринимательскую деятельность - розничную торговлю на  рынке  по  ул.Москатова,6 в г.Таганрога,  санитарных  и  противопожарных правил,  которое  было направлено  в  Территориальный  отдел  Роспотребнадзора для  проверки  фактов, изложенных в нем.

23.07.2012,  до  выхода  на место  деятельности ИП Олейникова А.А. и проведения  проверки в отношении его, специалистом территориального отдела  было  вынесено  постановление  о возбуждении дела  об административном  правонарушении  по  части 1 статьи 14.43  КоАП РФ.

Непосредственно  внеплановая  проверка деятельности индивидуального предпринимателя  была  проведена 01.08.2012, в ходе  которой  установлено следующее:

- допускается реализация  скоропортящейся  продукции ( мясная,  масло-жировая, молочная) без  холода - поверх  холодильной витрины;

- в холодильном  оборудовании  не  соблюдается  товарное соседство;

- в  киоске  не соблюдается  температурный  режим хранения  консервированной продукции :  молоко сгущенное, рыбные консервы, хранящиеся  без  холода и  необходимой  температуры до +10,+15;

- взвешивание  осуществляется  на одних  весах;

- осуществляется  реализации  продукции  без  маркировки и отсутствии документов о  происхождении и безопасности:  ноги  куриные, замороженные -3.8 кг; окорочка замороженные - 10 кг.;

- реализуется  продукция с истекшим сроком годности:  сметана в тетрапаке ООО Хладокомбинат» г.Черкесск, срок годности до 09.07.2012, 5 единиц  по 0.5 кг,  десерт творожный «Черничный  бисквит», произв. ОАО «ВБД» г. Москва  со сроком годности до 16.07.2012, 4  упаковки  по 100гр,,  масло сливочное «Крестьянское»,  произв. ЗАО «Янтарь»  со сроком годности до 27.07.2012, 10 упаковок  по 185 гр.,  икра  лососевая зернистая  произв. ООО «13», Камчатский  край, дата выпуска  2010, со сроком годности 12 месяцев  в кол-ве  2 банок по 140 гр. Каждая;

- реализуется  фасоль  фасованная,  пораженная амбарными  вредителями,  произв. ООО  «Универсал-Трейд», Рост.обл, Кагальницкий р-н, дата выпуска 22.07.2012 - 6 упаковок  по 700 гр.,  арахис  сырой,  произв.  ИП Сорокин А.В.,  2 паковки  по 400 гр;

- осуществляется  реализация  сала  домашнего  приготовления - 4,0 кг;

- допускается  одновременное  хранение  качественных  товаров  с  продукцией  с истекшим  сроком годности;

- реализуется  яйцо куриное при отсутствии овоскопа;

-  разделочный  инвентарь ( доски, ножи) не  промаркированы;

- допускается  расфасовка  сахара-песка;

- часть продукции хранится  без подтоварников, непосредственно  на полу.

Перечисленные  нарушения  противоречат  требованиям пунктов 5, 4 7.2, 7.5, 7.7., 7.8, 8.4,8.5,  8.16, 8.24,  СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические  требования к организации торговли и обороту в  их  продовольственного  сырья и пищевых  продуктов».

Данные  обстоятельства  послужили основанием  для составления в отношении индивидуального предпринимателя  протокола  об административном  правонарушении  от 06.08.2012 по части 1 статьи 14.43  КоАП РФ с направлением  материалов административного дела в  арбитражный  суд  вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности в порядке статьи 23.1. КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявления,  суд руководствовался  следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 введены в действие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 (далее - Санитарные правила).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 установлено требование, согласно которому не допускается нахождение в обороте пищевых продуктов, сроки годности которых истекли.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Пунктом 24 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока его годности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 утвержден Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона №52-ФЗ  граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Санитарные правила распространяются на организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также на индивидуальных предпринимателей (п. 1.2 Санитарных правил). Установлены следующие требования к приему, хранению и реализации пищевой (в том числе плодоовощной) продукции:

-  помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.

В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.( пункт 5.4)

Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.

- хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше +6 град. С (пункт 7.2).

- хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции (пункт 7.5).

- при хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи (п. 7.6 Санитарных правил);

- не допускаются совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров (п. 7.7 Санитарных правил);

- все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводятся (п. 7.8 Санитарных правил);

- подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится раздельно. Продажа сырых продуктов (мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей и др.) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов.  ( пункт 8.4)

Пункт 8.16 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6 1066-01 предусматривает, что в местах продажи яиц по просьбе покупателей проверка их качества проводится на овоскопе. Указанными Правилами не запрещается реализация яйца без овоскопа и не устанавливается обязанность торгующих организаций реализовать яйцо только при наличии овоскопа.

Кроме того, в соответствии с п. 8.24 Санитарных правил в организациях торговли запрещается реализация овощей и фруктов, загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры.

В соответствии со статьями 6 и 7 закона N 184-ФЗ, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 46 закона N 184-ФЗ).

В качестве  доказательства совершения указанного правонарушения ИП Олейниковым А.А,  представитель административного органа  указывает  протокол  осмотра принадлежащих индивидуальному  предпринимателю помещений от 01.08.2012, и протокол  об административном  правонарушении от 06.08.2012.

Перечисленные  доказательства  судом  признаются  недопустимыми  ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В соответствии с частью 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно пункту 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (пункт 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из представленного  протокола  об  административном правонарушении и протокола осмотра от 01.08. 2012  суд  признает  недоказанным  факты: реализация  скоропортящейся  продукции ( мясная,  масло-жировая, молочная) без  холода - поверх  холодильной витрины;  не  соблюдения  товарного соседства;  не соблюдения  температурного  режима хранения  консервированной продукции, одновременное  хранение  качественных  товаров  с  продукцией  с истекшим  сроком годности, реализация  яйца куриного при отсутствии овоскопа, хранение части продукции без  подтоварников,  непосредственно  на полу, поскольку  данные  нарушения  должны  были  быть подтверждены  помимо  фотоматериала, иными  доказательствами с  перечислением видов  товара  при  нарушении товарного  соседства, указание  на существующую  в  торговом  павильоне  температуру,  перечислить  виды  качественного товара и товара с истекшим сроком годности,.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При этом  суд  считает  необходимым отметить и несогласие  с квалификацией  вмененного  ИП Олейникову  А.А. состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ ввиду следующего.

Нарушение  санитарных правил в отношении продукции животноводства охватывается  статьей 10.8 КоАП,а  за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг установлена административная ответственность по части 1 статьи 14.4  КоАП РФ.