• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2012 года  Дело N А55-12773/2012

Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Судьи Богдановой Р.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грикень М.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Колхоз "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л.В.,

От 27 марта 2012 года

к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области

О признании права собственности

при участии в заседании

от истца - представитель Киселева Л.В. ( паспорт 3604 727866)

от ответчика - не явился, извещен.

установил:

Колхоз "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании права собственности на 6 объектов недвижимого имущества, перечисленных в исковом заявлении.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, отзыва на иск не представил, что оставляет решение вопроса о признании права собственности на спорные объекты недвижимости на усмотрение суда.

Истцом заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов, которое судом удовлетворено.

Согласно ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, а также неявка в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам и в отсутствие истца и (или) ответчика.

На основании ч.ч. 1,3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и по имеющимся в деле материалам.

Исковые требования истца основаны на том, что колхоз «Червонной плугатырь» является собственником зданий:

1. Здание зерносклада №6, кадастровый № 63:31:0000000:0:995, инвентарный № 98 13 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта государственной приемочной комиссии завершенное строительством объекта, 1980 г.; общей площадью 867 кв. м. расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский в границах с. Спасское в 200 м слева от 3 к +600 м автодороги Сергиевск-Кандабулак - Спасское здание зерносклада №6-строение №1. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

2. Здание склада продуктов, кадастровый № 63:31:0000000:0:998, инвентарный № 98 10

кадастрового паспорта от 25.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта. 1975 г.; общей площадью 196,4 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 30 м слева от 3 км +800 м автодороги Сергиевск-Кадабулак - Спасское здание склада продуктов - строение №5. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

З. Здание ремонтной мастерской. кадастровый 63:31:0000000 инвентарный 98 12 кадастрового паспорта от 12.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством. здания, 1978 г.; общей площадью 364,5 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 60 м слева от 3 км автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание ремонтной мастерской, строение №8. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

4. 3дание автогаража, кадастровый №63:31:0000000:0:996. инвентарный № 9814 кадастрового паспорта от 12.20.2011. Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта, 1979 г.; общей площадью 2136,1 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 60 м слева от 3 км автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание автогаража - строение№3 А также на земел участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

5. 3дание зерносклада №5. кадастровый № 63:31:0000000:0:994, инвентарный № 98 6 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта государственной приемочной комиссии завершенного строительством объекта, 1980 г.; общей площадью 1029,1 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах с. Спасское в 200 м слева от 3 км + 600 м автодороги Сергиевск - Кандабулак -Спасское здание зерносклада №5 - строение №2. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

6. Здание зернохранилища, кадастровый № 63:31:0000000:0:993, инвентарный № 98 20 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта в эксплуатацию, 1985 г.; общей площадью 742,2 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское, в 30 м. слева от 3 км + 800 м автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание зернохранилища-строение №3. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

Все вышеперечисленные объекты построены истцом хозспособом и на собственные денежные средства на землях истца, находящиеся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.

О данном обстоятельстве свидетельствует:

- Свидетельство о праве собственности на земельный участок на праве постоянного бессрочного) пользования № 000206САМ 31-00-00, выданное истцу на основании Решения администрации района от 24.06.1992 г. №57 с разрешенным использованием под постройки.

- Постановления Администрации Сергиевского района «О закреплении земельных участков » от 17.02.1995 г. № 71;

- Государственный акта А-1 № 104639 Исполнительного комитета Сергиевского районного Совета народных депутатов трудящихся о закреплении в бессрочном и бесплатном пользовании 6202,41 га, зарегистрированном 20.01.1981 г. в Книге записей государственных актов на право пользования землей за №10;

- Решение Исполнительного комитета Сергиевского районного Совета народных депутатов от 31.12.1980 г. №352;

- Кадастровый план территории (выписки из Государственного кадастра недвижимости) от 09.02.2010 г. №63-00-102/10-44501, где указан кадастровый номер

кадастрового квартала 63:31:0604002 с Планом (чертеж, схема) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (КПТ.4)-1 ед;

Отклонено по причине нахождения их в архиве Росреестра; - Кадастровые планы территории (выписки из Государственного кадастра недвижимости) от 09.02.2010 г. №63-00-102/10-44501, где указан кадастровый номер кадастрового квартала 63:31:0604002 с Общими сведениями о земельных участках в кадастровом квартале (КПТ.2) - 7 ед.; Отклонено по причине нахождения их в архиве.

- Кадастровые планы территории (выписки из Государственного кадастра недвижимости ) от 09.02.2010 г. №63-00-102/10-44501, где указан кадастровый номер кадастрового квартала 63:31:0604002 (КПТ.1) - 5 ед.; Отклонено по причине нахождения в архиве Росреестра;

- Письмо Территориального отдела №14 Сергиевский кадастровый район №31 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области

- Роснедвижимость от 15.08.2007 г. исх. № 289 о наличии у Колхоза «Червонный плугатырь» земельных участков на праве бессрочного пользования - 343,4 га.; отклонено по причине нахождения их в архиве Росреестра;

- Письмо Территориального отдела №14 Сергиевский кадастровый район №31 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - Роснедвижимость от 09.02.2009 г. № 110/000869 о том, что в границах Колхоза «Червонный плугатырь» числятся земельные участки: общей площадью 5289,1 га, из которых:

в общей долевой собственности граждан - сельхозугодий - 4945,7 га;

в постоянном бессрочном пользовании колхоза - 343,4 га, из них 8 га застроенные территории;

- Распоряжения главы Администрации Сергиевского района Самарской области от 20.02.2007 г. № 137-р «О присвоении адреса», которым объектам недвижимости присвоен почтовый адрес: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, 9.Межевой план, выполненный ООО «Землемер» 25.03.2011 г.

В соответствии с Государственными актами приема в эксплуатацию перечисленных выше зданий, они построены с соблюдением строительных, санитарных и пожарных норм и правил. С момента ввода в эксплуатацию к ним были подведены коммуникации, электроснабжение, телефония, отопление, водоснабжение, дороги. Все здания использовались истцом в производственных целях более 30 лет.

В связи с введением в отношении истца процедуры банкротства - конкурсное производство, Истцом была проделана работа по поиску и оформлению правоустанавливающих документов на вышеназванные объекты недвижимости в целях включения в конкурсную массу и продажи имущества должника для удовлетворения требований конкурсного кредитора - уполномоченного органа.

В связи с этим была проделана работа по межеванию земельных участков под постройками. Так как новые земельные участки могут формироваться в результате преобразования существующих участков - путем раздела, выдела, объединения и перераспределения смежных участков. Земельный участок при государственной регистрации прав идентифицируется по кадастровому номеру, присвоенному в соответствии с Законом о кадастре недвижимости (п.З ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В дальнейшем Установленный ФЗ от 21.07.2007 г. №221-Ф3 « О государственном кадастре недвижимости» порядок кадастрового учета включает две стадии:

1 .Кадастровая работа, в результате которой является межевой план земельного участка или технический план здания, сооружения, объекта незавершенного строительства;

2.Внесение сведений в ГКН - постановки объекта на учет, в результате которого заявитель получает кадастровый паспорт объекта.

Кадастровый номер присваивается при проведении кадастрового учета по правилам, установленным Законом о кадастре недвижимости, а так же при включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (п.4 ст.45 указанного Закона). В ГКН вносятся уникальные характеристики объекта в соответствии с ч.1 ст.7 указанного Закона.

Также в ГКН вносятся сведения о границах земельных участков, сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями (с.8,9,1 Закона о кадастре недвижимости, и являются общедоступными, а так же общедоступными являются сведения о контурах зданий, кадастровые номера и виды объектов недвижимости).

Законом о кадастре недвижимости (ст. 43) предусмотрен переходный период с 1.03.2008 г. до 01.01.2013 г. В переходный период нормы данного закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

До указанного срока кадастровые работы не проводятся, осуществляется. государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства и жилищного фонда в соответствии с нормативно - правовыми актами, действовавшими на 01.03.2008 г. (ч.2 ст.44 указанного 3акона). Таким образом, в полном объеме Закон о кадастре недвижимости в настоящее действует только в отношении земельных участков.

Согласно ст.45 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастровый учет земельных участков и государственный технический учет, проведенный до вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными. В соответствии с ч. 1 данной статьи считаются учтенными в ГКН следующие объекты:

1.земельные участки, поставленные на кадастровый учет в соответствии с Законом о земельном кадастре (на которые имеются кадастровые планы);

2. здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные БТИ до 01.03.2008 г. и до 01.01.2013 г.

Согласно ст. 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в случае образования или создания объекта недвижимости - в форме постановки на кадастровый учет. При этом ч.4. ст. 16 указанного закона определено, что если иное не установлено Законом о кадастре недвижимости, никто не вправе требовать от собственника постановки на учет объекта недвижимости или иного лица, иначе как на основании решения суда, учета изменений объекта, в том числе в связи с совершением сделки. Постановка на кадастровый учет осуществляется в течении 20 дней со дня получения соответствующего заявления.

Для постановки на учет земельного участка предоставляется межевой план земельного участка. Право на вновь образованный земельный участок или вновь строенный объект недвижимости возникает с момента регистрации, для которой необходим предварительный кадастровый учет объекта. Поэтому Закон не ограничивает право на обращение за кадастровым учетом обязательным условием наличия права на объект.

С заявлением об учете изменений объекта вправе обратиться и лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования.

В силу ст. 22 Закона о кадастре недвижимости до 1.01.2013 г. допускается внесение в ГКН сведений о частях земельных участков, занятых недвижимостью (о месте положения незавершенного строительства, расположенных на земельном участке) (ч.9 - ст. 47 Закона о кадастре недвижимости).

В силу п.1.ст.131, ст.216 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации прав государственной регистрации подлежат право собственности на объекты недвижимости и право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Как указано в п. 3 Постановлении Пленума ВС и ВАС № 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Таким образом, для недвижимого имущества, существовавшего по состоянию на 27.12.1991 г. и приобретенного в результате разграничения государственной собственности правоустанавливающими документами являются: выписка из реестра муниципальной собственности и до внесения сведений в реестр.

Если недвижимое имущество было приобретено в муниципальную собственность после 31.01.1998 г., то такое право подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП. Только после регистрации права собственности возможно распоряжение таким имуществом.

Обязательность регистрации учреждениями юстиции права собственности и других вещных прав на недвижимость, ограничений этих прав, их возникновение, перехода и прекращения установлена п.1. ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.01.1995 г. Однако в силу ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимость до введения в действие Закона о регистрации прав сохранялся действующий порядок регистрации. Вступивший в силу 31.01.1998 г. Закон о регистрации прав, установил, что обязательной государственной регистрации подлежит права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения указанного Закона в действие (п.2.ст.4). Важный принцип регистрации - принцип преемственности: права на недвижимость, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации - до 31.01.1998 г., признаются юридически действительными.

Если объект недвижимости возник или приобретен до 31.01.1998 г., документы оформлены в соответствии с порядком, действовавшим в регионе, то на данные права не требуется перерегистрации в ЕГРП. В случае совершения сделки, ранее возникшие права должны быть зарегистрированы в органе по регистрации. Таково требование п.2 ст.6 и п. 2 ст. 13 Закона о регистрации прав.

Регистрация права, возникшего до 31.01.1998 г., требуется только перед регистрацией сделки.

В п.1 ст. 17 Закона о регистрации прав указаны основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество. Данный перечень соответствует основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных п.1 ст 8 Гражданского кодекса Российской Федерации при этом перечень оснований возникновения гражданских прав и перечень оснований для государственной регистра не являются исчерпывающими.

В соответствии с подп.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз.2 п.1 ст. 17 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации прав акт органа государственной власти или местного самоуправления является основанием для регистрации прав, если он предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав; издан в установленном законодательством порядке содержит сведения об объекте недвижимого имущества, его правообладателе и виде права.

Пока акт органа госвласти или местного самоуправления не признан недействительным в судебном порядке, в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.20 Закона о регистрации прав регистратор не может отказать в регистрации установленного им права.

Законом предусмотрены следующие случаи возникновения гражданских прав на основании актов органов государственной власти и местного самоуправления, требуемых для регистрации права:

1. Предоставление земельных участков в соответствии со ст. 265, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации ст.20,28,29 Земельного кодекса, иными нормами земельного законодательства;

2.Новое строительство не относится к случаям приобретения прав на основании постановлений государственных или муниципальных органов.

Постановление уполномоченного органа об утверждении акта ввода объекта в эксплуатацию - это не юридический акт наделения правом собственности, а только подтверждения факта окончания строительства и создания нового объекта недвижимости в соответствии со строительными, градостроительными и другими нормами. В данном случае право приобретения первичным способом в результате действий самого застройщика, а не в результате действий органа государственной власти или местного самоуправления.

Муниципальной собственностью являются земельные участки (п.З ст.3.1 Закона о введении в действие Земельного Кодекса, ст. 19 Земельного Кодекса).

С 01.07.2006 г. распоряжаться земельными участками органы госвласти и муниципальных образований могут только при условии регистрации права собственности в соответствии с Законом о регистрации прав.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации прав (п.1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдения требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (п.1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

Согласно п.З ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации считается заключенным с момента его регистрации. Поэтому регистрация сделки необходима для ее заключения. Общей нормой для договора купли-продажи любой недвижимости является обязательность регистрации перехода права к покупателю (ст.551 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выданные до 01.03.2008 г. в целях государственной регистрации кадастровые планы земельных участков и технические паспорта иных объектов недвижимости имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами (п. 12 ст.ЗЗ Закона о регистрации прав). Для регистрации последующих сделок и (или) перехода права предоставления кадастрового паспорта данного объекта недвижимости уже не требуется. Для осуществления государственной регистрации права на вновь созданный объект недвижимости в соответствии со ст. 17 и ст. 18 Закона определяется какой документ требуется для регистрации права на вновь созданный объект.

Поскольку ранее законодательством не было установлено, какой именно документ подтверждает факт создания объекта, сложившаяся практика исходит из того, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (Письмо Госстроя России от 05.11.2001 г. № ЛБ - 6062).

Именно акт приемки объекта в эксплуатацию свидетельствует о создании недвижимости определенного вида и возможность его эксплуатации с целевым назначением.

Таким образом, для объектов, завершенных строительством до 30.12.2004 г. специальным основанием для государственной регистрации права и документом, подтверждающим факт его создания, является акт приемки объекта в эксплуатацию.

Закон о регистрации прав ( п.1 ст.6) признает права, возникшие до вступления его в силу (до 31.01.1998 г.) юридически действительными без государственной регистрации в ЕГРП.

Аналогичная норма содержится в п. ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права за землю и выданные лицам до введения в действия закона о регистрации прав, имеют юридическую силу с записями в ЕГРП. При застройке земельного участка лицом, которому этот земельный участок был предоставлен на вещном или обязательственном праве до 31.01.1998 г., сделка с земельным участком не совершается, поэтому, требование регистрации ранее возникшего права на него не требуется.

Однако при регистрации права на вновь созданный на этом участке объект недвижимости до 31.01.1998 г. необходимо предоставление регистратору правоустанавливающий документ на земельный участок.

Право осуществить на земельном участке строительство объекта недвижимости связано с получением разрешения на строительство. Но эта норма возникла, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. № 840. Форма разрешения на строительство установлена Постановлением Правительства от 24.11.2005 г. № 698 (ч.16 ст.51 Градостроительного кодекса) , до утверждения которой признаются юридически действительными факты и акты органов госвласти и местного самоуправления. Кроме того, Закон о регистрации прав на недвижимость не называет разрешение на строительство в качестве основания для государственной регистрации права на завершенный строительством объект.

Если застройщик осуществил строительство объекта своими силами или c привлечением подрядчиков для себя, а не для третьих лиц, то он приобретает право собственности на данный объект на основании п.1. ст. 218 ГК. В этом случае, как уже говорилось выше, на основании документов, подтверждающих факт создания объекта и при наличии права на земельный участок, должна быть произведена регистрация права застройщика на созданный объект.

В п. 11 Постановления Пленума ВС и ВАС №10/22 отмечено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного для себя. Для регистрации прав застройщика необходимо представить регистратору в том числе: документы на земельный участок, возникший до 31.01.1998 г., кадастровую выписку о земельном участке копию постановления на постоянное (бессрочное) пользование либо, свидетельство о праве собственности постоянного (бессрочного) пользования, либо государственный акт землепользования; акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта; кадастровый паспорт на вновь созданный объект; документа о присвоении зданию постоянного почтового адреса - постановления главы муниципального образования созданный объект; документа о присвоении зданию постоянного почтового адреса - Постановления главы муниципального образования.

Право на объект незавершенного строительства возникает на основании п.1 ст. 218 и ст.263 с учетом положений ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право на данный объект возникает по тем же установленным Гражданским кодексом Российской Федерации основаниям, что и законченных строительством объектов. Сомнения регистратора должны быть не беспредельными, они должны служить основной задачи - установлению бесспорного права на недвижимое имущество в отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона о регистрации прав запрещается истребование дополнительных документов, если правоустанавливающие документы и планы объектов соответствуют требованиям ст. 18 Закона. То, что в представленных на регистрацию документах не должно быть всех характеристик недвижимости, подтверждается высшими судебными инстанциями. Дополнительные документы могут быть истребованы, если правоустанавливающие документы содержат неясности, несоответствия, которые могут быть устранены предоставлением дополнительных документов. Дополнительные документы необходимы, если могут точно идентифицировать объект и его правообладателя.

В связи с уточнением исковых требований, поскольку по остальным объектам имеются решения суда, истец просит признать право собственности на 6 объектов недвижимости, а именно на следующие объекты:

1. Здание зерносклада №6, кадастровый № 63:31:0000000:0:995, инвентарный № 98 13 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта государственной приемочной комиссии завершенное строительством объекта, 1980 г.; общей площадью 867 кв. м. расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский в границах с. Спасское в 200 м слева от 3 к +600 м автодороги Сергиевск-Кандабулак - Спасское здание зерносклада №6-строение №1. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

2. Здание склада продуктов, кадастровый № 63:31:0000000:0:998, инвентарный № 98 10

кадастрового паспорта от 25.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта. 1975 г.; общей площадью 196,4 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 30 м слева от 3 км +800 м автодороги Сергиевск-Кадабулак - Спасское здание склада продуктов - строение №5. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

З. Здание ремонтной мастерской. кадастровый 63:31:0000000 инвентарный 98 12 кадастрового паспорта от 12.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством. здания, 1978 г.; общей площадью 364,5 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 60 м слева от 3 км автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание ремонтной мастерской, строение №8. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

4. 3дание автогаража, кадастровый №63:31:0000000:0:996. инвентарный № 9814 кадастрового паспорта от 12.20.2011. Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта, 1979 г.; общей площадью 2136,1 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское в 60 м слева от 3 км автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание автогаража - строение№3 А также на земел участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46 620 руб.

5. 3дание зерносклада №5. кадастровый № 63:31:0000000:0:994, инвентарный № 98 6 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта государственной приемочной комиссии завершенного строительством объекта, 1980 г.; общей площадью 1029,1 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах с. Спасское в 200 м слева от 3 км + 600 м автодороги Сергиевск - Кандабулак -Спасское здание зерносклада №5 - строение №2. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

6. Здание зернохранилища, кадастровый № 63:31:0000000:0:993, инвентарный № 98 20 кадастрового паспорта от 06.10.2011, Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта в эксплуатацию, 1985 г.; общей площадью 742,2 кв.м; расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в границах поселения с. Спасское, в 30 м. слева от 3 км + 800 м автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское здание зернохранилища-строение №3. А также на земельный участок, на котором расположено это здание. Действительная стоимость здания согласно техническому паспорту составляет 46620 руб.

Правовым основанием иска указывает ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав судебном заседании представителя истца, арбитражный суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В исковом заявлении истец ссылается, что с настоящим иском обратился в суд в связи с отказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать право собственности на спорные объекты недвижимости и рекомендации последнего обратиться в суд с иском о признании прав собственности.

В материалах дела истцом не были представлены доказательства обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации созданных шести объектов недвижимости и отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию.

В судебном заседании истец пояснил, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением не обращался о чем была сделана соответствующая запись в протокол судебного заседания, под которой конкурсный управляющий Киселева Л.В. расписалась.

Иск о признании права собственности является вещно - правовым способом защиты и необходимость в таком способе возникает тогда, когда отсутствует возможность произвести государственную регистрацию прав на вновь созданный объект недвижимости.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания сооружения и вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации.

Истец не обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации 6 спорных объектов недвижимости.

Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских права осуществляется судами путем признания права.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании вещного права является способом восстановления и защиты нарушенного права.

Обратившись с иском о признании права собственности на спорные объекты к администрации, истец не привел каких-либо доводов относительно того, как указанным лицом, являющимся ответчиком по делу нарушается или оспаривается его право собственности, которое подлежит судебной защите на основании статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и отзыва на исковое заявление, ответчик не претендует на объект спора, следовательно, спор о праве в отношении зданий между истцом и ответчиком отсутствует.

Истец указывает, что имеются все необходимые, предусмотренные законом для признания права собственности документы, что свидетельствует о возможности решения вопроса о праве собственности во внесудебном порядке.

Истец не вправе подменять спор относительно соблюдения установленной законодательством процедуры государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества иском о признании права собственности.

Из содержания пункта статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Истец не представил в материалы дела как доказательств обращения за государственной регистрацией права, так и доказательств обжалования отказа в регистрации права.

Истец не вправе подменять установленную законодательством процедуру государственной регистрации права собственности на вновь созданные объекты недвижимого имущества иском о признании права собственности.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2011 по делу №А55-2954/2011, А57-2892/2011 от 05.04.2012 г.

При указанных обстоятельствах, требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Истец не лишен возможности решить вопрос о признании права собственности на спорные объекты во внесудебном порядке.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на истца и взыскать в доход федерального бюджета, поскольку ему была предоставлена отсрочка по ее уплате.

Ходатайство истца об освобождении его от уплаты госпошлины судом отклонено, поскольку такое освобождение не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Взыскать с Колхоза "Червонный плугатырь" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 24000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в месячный срок снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Р.М. Богданова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-12773/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 19 сентября 2012

Поиск в тексте