АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 октября 2012 года  Дело N А55-18681/2012

Резолютивная часть решения объявлена:

27 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен:

04 октября 2012 года

Арбитражного суда Самарской области в составе председательствующего Медведева А.А., судей Асадуллиной С.П. и Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Абрамовой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании 27 сентября 2012 года дело по заявлению (иску)

Закрытого акционерного общества «Автотехобслуживание»

к Думе городского округа Самара,

к Главе городского округа Самара,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара;

- Министерства культуры Самарской области,

о признании недействующим и несоответствующим положениям Градостроительного кодекса, Земельного кодекса, Гражданского кодекса и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ решения Думы городского округа Самара от 08.04.2010 №885 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61»,

при участии в заседании:

от заявителя - Моисеев А.М., представитель по доверенности от 30.11.2010, паспорт, Сафаров Б.Б., представитель по доверенности от 30.11.2010, паспорт,

от заинтересованных лиц:

от Думы г.о. Самара - Кузнецов П.А., представитель по доверенности от 10.10.2011, удостоверение,

от Главы г.о. Самара - Лукьянова М.Ю., представитель по доверенности от 27.12.2011,

от третьих лиц:

от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Казанцев М.В., удостоверение, представитель по доверенности от 27.12.2011,

от Министерства культуры Самарской области - не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Автотехобслуживание» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать Решение Думы городского округа Самара от 08 апреля 2010 года №885 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года №61» в части изменения территориальной зоны Ц-1 (Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) на территориальную зону Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) в границах принадлежащего ЗАО «Автотехобслуживание» земельного участка площадью 2900,72 кв.м, кадастровый (или условный) номер 63:01:0506005:0002, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под цирком), не соответствующим положениям ч.1 ст. 30, с. 33, ч.1 ст. 34, ч.ч. 4,5,6,11 ст. 35, ч.ч. 1,2,9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п.1 ст.40, п.п. 2,3,4,6,9 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Р.Ф., ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2033 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим.

Глава городского округа Самара (далее - Глава, заинтересованное лицо) и Дума городского округа Самара (далее - Дума, заинтересованное лицо), Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент, третье лицо) в отзывах на заявление требования не признали, просят в удовлетворении исковых требований отказать, считает статью оспариваемый нормативный правовой акт законным и обоснованным по доводам изложенным в отзывах (т.2 л.д.1-7, 10-16, 34-41).

Третье лицо - Министерство культуры Самарской области отзыв не представило, в судебном заседании представитель третьего лица не участвовал, несмотря на надлежащее извещение, о чем свидетельствует почтовое извещение № 06728.

В ходе судебного разбирательства представитель ЗАО «Автотехобслуживание» поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзывы (т.1 л.д.3-15, т.2 л.д.99-121, т.3 л.д.1-10, 15-23).

Представитель Думы городского округа Самара заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (т.2 л.д.10-16).

Представитель Главы городского округа Самара поддерживает свои возражения изложенные в письменном отзыве (т.2 л.д. 34-41).

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2 л.д.1-7).

В соответствии с положениями ст.156 АПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица Министерства культуры Самарской области.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, Решением Думы городского округа Самара от 08 апреля 2010 г. № 885 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61» внесены изменения в Приложение № 3 «Карта правового зонирования города Самары» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61, в том числе в районе площади Славы в границах улицы Ярмарочной, Студенческого переулка, Волжского проспекта, улицы Полевой, улицы Галактионовской и улицы Самарской в Ленинском районе части зон Ж-3 и Ц-1 (площадью 200399,1 кв.м) изменены на зону Р-2.

Указанным Решением (п. 11 Приложения № 1, рисунок 11 Приложения № 2 к Решению Думы городского округа Самара от 08 апреля 2010 г. № 885) территориальная зона Ц-1, в которой располагался земельный участок, принадлежащий на праве собственности ЗАО «Автотехобслуживание», была изменена на зону Р-2.

Текст Решения опубликован в газете "Самарская газета" от 17 апреля 2010 г. N 67 (т.1 л.д.42-45, 146-152). Согласно п. 3 Решения данный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.

Заявитель, реализуя свои права, предусмотренные ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривает решение Думы городского округа Самара от 08.04.2010 № 885 в части изменения территориальной зоны Ц-1 (Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) на территориальную зону Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) в границах принадлежащего ЗАО «Автотехобслуживание» земельного участка площадью 2900,72 кв.м, кадастровый (или условный) номер 63:01:0506005:0002, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского (под цирком).

Из материалов дела усматривается, что заявитель имеет на праве собственность земельный участок по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Маяковского, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.07.2008 серия 63-АВ № 688329, на нём расположена автостоянка, которую он использует в предпринимательской деятельности (т.1 л.д.46-51).

Суд считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав заявителя, исходя при этом из следующего.

В силу положений статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации).

Указанное право может быть ограничено в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, кроме прочего, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Такие Правила застройки и землепользования в городе Самаре были утверждены постановлением Самарской областной Думы от 26.04.2001 № 61.

Статьей 29 указанных Правил на карте правового зонирования города Самары (приложение N 3) выделены следующие типы территориальных зон, относящихся к настоящему спору:

Ц-1. Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (Зоны деловых и обслуживающих функций);

Р-2. Зона парков, бульваров, набережных (Зоны рекреации).

Статьей 30 этих же Правил определено, что применительно к поименованным в статье 29 настоящих Правил зонам устанавливаются нижеследующие перечни видов использования земельных участков, включая перечень и описание зон:

Ц - Зоны деловых и обслуживающих функций:

Ц-1 - Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района

Основные разрешенные виды использования земельных участков:

- многоквартирные дома 2 - 3 этажей,

- многоквартирные жилые дома вдоль красных линий, только при условии размещения на 1 этаже нежилых объектов,

- квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании,

- жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1000 кв. м),

- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов,

- заведения среднего специального образования,

- высшие учебные заведения,

- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения,

- библиотеки, архивы, информационные центры,

- музеи, выставочные залы,

- танцзалы, дискотеки,

- кинотеатры, видеосалоны,

- театры, концертные залы,

- аптеки,

- поликлиники,

- пункты первой медицинской помощи,

- предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов,

- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции,

- банно-оздоровительные комплексы,

- магазины товаров первой необходимости,

- торговые центры, выставки товаров, в отдельно стоящих зданиях общей площадью до 5000 кв. м,

- рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков),

- кафе, закусочные, столовые,

- индивидуальное обслуживание клиентов,

- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население,

- суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения,

- издательства и редакционные офисы,

- компьютерные центры,

- телевизионные и радиостудии,

- рекламные агентства,

- объекты, связанные с отправлением культа.

Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:

- открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв. м общей площади зданий общественного назначения,

- гаражи встроенные подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 кв. м, на участках площадью более 500 кв. м,