ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2012 года  Дело N А64-9068/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено  20 сентября 2012 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего

Суховой И.Б.,

Судей

Поротикова А.И.,

Мокроусовой Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем  судебного заседания Варнавской С.Ю.,

при участии:

от Садояна Мраза Кялашовича: Графской Н.В., представителя по доверенности б/н от 04.07.2012;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: Котенко О.Ю., представителя по доверенности № 44 от 07.06.2012;

от ФГУП «Госземкадастросъемка» в лице Центрально-Черноземного филиала - ВИСХАГИ: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.04.2012 по делу № А64-9068/2011 (судья Макарова Н.Ю.) по иску Садояна Мраза Кялашовича, г. Тамбов к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГУП «Госземкадастросъемка» в лице Центрально-Черноземного филиала - ВИСХАГИ, г. Воронеж, при участии третьего лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Садоян Мраз Кялашович  (далее - Садоян  М.К.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ФГУП «Госземкадастросъемка» в лице Центрально- Черноземного филиала - ВИСХАГИ, г.Воронеж с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:0871, общей площадью 12613 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира металлическое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Московская, д.1-б на 01 января 2009г. равной рыночной стоимости, составляющей 12 197 670руб.; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304013:, общей площадью 4306 кв.м., расположенным по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Киквидзе, д.69 А на 01 января 2009 год равной рыночной стоимости, составляющей 4 225 970 руб.

Определением арбитражного суда от 15.02.2012 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области  были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Садоян М.К.  является  индивидуальным предпринимателем,  о  чем свидетельствует  представленная в материалы дела  Выписка из Единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей  № 4446 от 11.07.2011.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12 апреля 2012 года, удовлетворено исковое заявление Садоян М.К., установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 68:29:0204009:0871, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 1-б равной рыночной стоимости, составляющую 12 197 670 руб. и с кадастровым номером 68:29:0304013:0018, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69А равной рыночной стоимости и составляющей 4 225 970 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Рассмотрение дела откладывалось для представления ответчиком дополнительных пояснений, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения настоящего спора.

В судебное заседание апелляционной инстанции ФГУП «Госземкадастросъемка» в лице Центрально-Черноземного филиала - ВИСХАГИ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области явку полномочных представителей не обеспечили.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц  о времени и месте судебного разбирательства, принимая во внимание  заявленное  ходатайство,  апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их  представителей, в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.

В ходе судебного заседания представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение неправомерным  и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить  его  полностью, в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Садояна М.К. с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, заслушав объяснения участвующих в судебное заседание лиц, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции,  Садоян  М.К. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0204009:0871, общей площадью 12613 кв.м., расположенным по адресу: установлено относительно ориентира металлическое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 1-б и земельным участком с кадастровым номером 68:29:0304013:0018, общей площадью 4306 кв.м., расположенным по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АА 806927 от 19.06.2008  и серии 68АА 667837 от 07.03.2007 соответственно.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:0871 составляет 52 383 554 руб. 82 коп., а земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304013:0018 - 18 706 986 рублей руб. 82 коп., что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от 17 мая 2011 года №6829/204/11-6149 и от 17 мая 2011 года №6829/204/11-6151 соответственно.

При этом рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков согласно проведенной независимой оценке по состоянию 01 января 2009 составляет 12 197 670 руб. участка с кадастровым номером 68:29:0204009:0871 и 4 225 970 рублей, участка с кадастровым номером 68:29:0304013:0018., что подтверждается отчетами № 50/11 и № 49/11 от 30.05.2011. об определении рыночной стоимости земельных участков, площадью 12613, с кадастровым номером 68:29:0204009:0871, расположенным по адресу: установлено относительно ориентира металлическое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 1-6 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304013:0018, общей площадью 4306 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69А.

Считая, что кадастровая стоимость земельных участков установлена необоснованно, Садоян  М.К. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Садоян  М.К. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316

Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области». Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.02.2008№ 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

В данном случае, заявленные истцом  требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участка на их рыночную стоимость.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в  соответствии с отчетом №50/11 от 30.05.2011, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:0871 составляет 12 197 670 руб., в соответствии с отчетом №49/11 от 30.05.2011, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304013:0018 составляет 4 225 970 руб., это существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков.

Доказательств несоответствия представленных  отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертизы отчетов оценщика не заявлялось.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 167-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление). Основанием для подачи заявления может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Вместе с тем пунктом  12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

На основании изложенного, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ по договорам, заключенным до указанного срока, могут быть оспорены в суде на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно установил кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 68:29:0204009:0871, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 1-б равной рыночной стоимости, составляющую 12 197 670 руб. и с кадастровым номером 68:29:0304013:0018, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69А равной рыночной стоимости и составляющей 4 225 970 руб.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Тамбовской  области является ненадлежащим ответчиком по делу судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.

Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской  области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.

Из материалов дела следует, что внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Тамбовской  области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Учитывая приведенные нормы, учреждение является организацией, подведомственной Управлению Росреестра по Тамбовской  области, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестра по Тамбовской  области.

Ссылки  заявителя жалобы о  достоверности  результатов кадастровой оценки спорных земельных участков, судебная коллегия находит несостоятельными, так как из постановления Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 усматривается, что для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.