ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2012 года  Дело N А70-1244/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  24 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 сентября 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-6997/2012) Департамента лесного комплекса Тюменской области и апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-6998/2012) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 по делу № А70-1244/2012 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области

к Администрации Тюменского муниципального района

о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Кайгородову Денису Григорьевичу под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 28» от 23.06.2009 №3515-ро,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Кайгородов Денис Григорьевич,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Камальдинов Р.Т. по доверенности от 21.05.2012 № 49;

от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Лысова Т.А. по доверенности от 13.12.2011;

от Администрации Тюменского муниципального района - не явился, извещена;

от Кайгородова Дениса Григорьевича - Хижняк А.В. по доверенности от 13.03.2012;

установил:

решением от 21.06.2012 по делу № А70-1244/2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в ТО, заявитель, Управление), заявленных  к Администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - Администрация) о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Кайгородову Денису  Григорьевичу под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 28» от 23.06.2009 № 3515-ро».

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в ТО и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее по тексту - Департамент) обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

ТУ Росимущества в ТО ссылается на то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.

Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела таксационного описания лесного участка, свидетельствующего о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.

Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.

Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции безосновательно не принята в качестве доказательства карта-схема, что противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике, при этом судом первой инстанции также отказано в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы.

В целом доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в ТО.

В судебном заседании представители Управления и Департамента поддержали доводы апелляционных жалоб.

Представитель Кайгородова Д.Г. в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционные жалобы, в письменном отзыве Кайгородов Д.Г. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Администрация в письменном отзыве просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Администрации Тюменского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу. Ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Администрацией не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменные отзывы на апелляционные жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Постановлением Администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 №96 Утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Кайгородову Д.Г. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Сосновая, участок №11 (л.д.68 т. 1).

На основании заявления Кайгородова Д.Г. ООО «Ремстройсервис» проведены землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Сосновая, д.11.

Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 17.01.2008 №25ро Кайгородову Д.Г. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0203 общей площадью 5826 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов (л.д.70 том 1)

На основании договора аренды земельного участка №17-16/13 от 17.01.2008, заключенного между Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области с Кайгородовым Д.Г. и кадастрового паспорта индивидуального жилого дома №1118 от 17.01.2008, выданного Богандинским отделением Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Кайгородовым Д.Г. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, назначением жилое по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.28, о чем 09.12.2008 выдано свидетельство 72 НЛ 247162 (л.д.81 том 1).

На основании распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от 23.01.2009 №3515-ро Кайгородову Д.Г. в собственность за плату предоставлен земельный участок общей площадью 5826 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1603001:0203 под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.28, с Кайгородовым Д.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка от 09.11.2009 №17-16/996К, 26.11.2009 земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:203 общей площадью 5826 кв.м. был передан Кайгородову Д.Г. по акту приема-передачи (л.д.36-39 том 1).

08.04.2011 Кайгородову Д.Г. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:259, образованный при разделе земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:203, из земель населенных пунктов, разрешенным использованием под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д.28 (л.д.89 том 1).

В результате проведенной прокуратурой Тюменской области проверки и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, Департамент лесного комплекса Тюменской области письмом от 15.11.2011 №08/3887-11 сообщил Территориальному управлению о нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки в д.Железный Перебор, а именно Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, на основании свидетельства о государственной регистарции права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.

Департаментом лесного комплекса Тюменской области подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал №8 (л.д.43 том 1), которой, по мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Тюменской области, подтверждается факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:203 на земли лесного фонда.

В этой связи, заявитель, считая распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от 23.06.2009 №3515-ро не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 по делу № А70-1244/2012 отказано заявителю в удовлетворении требований.

Означенное решение обжалуется Управлением и Департаментом в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.

В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистарции права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз (л.д.42 т. 1).

Согласно дополнению к отзыву Департамента лесного комплекса Тюменской области, поступившее в суд 16.05.2012, и представленных документам, право собственности на участок лесного фонда общей площадью 152886 га по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, в том числе территория Богандинского лесничества (кварталы 1-92) было зарегистрировано за Российской Федерацией еще 19.03.2004, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д.138 т. 1).

Впоследствии в связи с перераспределением лесных участков ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций по границам сельских поселений Тюменского района изменены сведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и получены новые свидетельства (л.д.139,140,141,142 т. 1).

Вместе с тем, право собственности Кайгородова Д.Г. на предоставленный оспариваемым распоряжением земельный участок также зарегистрировано в установленном законом порядке.

По объяснениям представителей заявителя и Департамента лесного комплекса Тюменской области документами, подтверждающими существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при регистарции права Российской Федерации явились материалы лесоустройства, проведенного в 1998 году.

По запросу суда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило из регистрационного дела копию кадастрового плана земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра) № 17/05-651 от 10.02.2005 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039. Дополнительно Управление пояснило, что копия плана лесного участка не представлялась на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039.

В кадастровом плане земельного участка № 17/05-651 от 10.02.2005 указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1089770000 кв.м является условной ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.

Таким образом, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии № 72 НЛ 731975 от 23.04.2010 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.

Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции,  свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии № 72 НЛ 731975 от 23.04.2010 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.

В свою очередь, основанием государственной регистрации права Кайгородова Д.Г. на земельный участок явились материалы землеустройства.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона №221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 72:17:1603001:203, в которой указано, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют (л.д.142 т. 2).

Согласно межевому делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.

Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».